Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:08, доклад
Индивидуализм - атрибут национальной культуры, описывающий слабо связанные социальные рамки, в которых человек концентрируется только на заботе о себе и своей семье. Деловые культуры делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев Стругацких (повесть «Парень из преисподней»), формируются «боевые единицы, которые действуют сами по себе».
Тема 5. Модель культуры Герта Хофстеде.
1. Соотношение индивидуализма и коллективизма.
Индивидуализм - атрибут
национальной культуры, описывающий
слабо связанные социальные рамки,
в которых человек
Коллективизм - атрибут национальной культуры, описывающий тесные социальные рамки, в которых люди надеются на группы, частью которых они являются в части заботы и защиты. Здесь люди рассматривают себя как часть группы) коллектива, организации.
Хофстеде определил, что уровень индивидуализма отчасти зависит от богатства страны. Богатые страны, такие как США, Великобритания и Нидерланды имеют высокий уровень индивидуализма, бедные, например Колумбия и Пакистан – высокий уровень коллективизма. Однако в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию.
Критерии, позволяющие распознавать страны с высокой степенью индивидуализма в деловой культуре:
·люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам;
·наем и продвижение по службе связаны только с достоинствами данной личности;
·управление ориентировано на личность, а не на группу;
·каждый ориентируется на личный успех и карьеру;
·общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет солидную прослойку;
·высокий уровень свободы печати.
Восточные общества обычно тяготеют к коллективной культуре. В Европе к коллективным культурам относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию. К индивидуалистическим культурам — северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.
Исследования зарубежных ученых показывают, что Россия и страны СНГ тяготеют к коллективным ценностям.
2. Дистанция власти.
Дистанция власти - атрибут
национальной культуры, описывающий
пределы, в которых общество приемлет
идею неравенства распределения
власти в организациях. Этот параметр
показывает допустимую степень неравномерности
в распределении власти. В одних
культурах вмешательство
По ответам на следующие вопросы можно определить дистанцию власти в организации.
1. Предпочитают ли
сотрудники организации не
2. Считают ли подчиненные,
что стиль руководства их
3. Предпочитают ли
подчиненные оставлять
4. Достигает ли разрыв
в оплате труда сотрудников
организации двадцатикратного
(2-3 утвердительных ответа демонстрируют высокую степень дистанции власти, 2-3 и более отрицательных ответа — низкую)
Культуры с высокой
дистанцией власти обычно терпимо относятся
к авторитарному стилю
Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Филиппины, Венесуэла и Индия
Противоположный полюс — Северная Европа, Дания, Израиль, Австрия, Англия. Дистанция власти в США – ниже средней.
Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ.
3. Соотношение мужественности и женственности.
Количество против качества жизни (соотношение мужественности и женственности);
Мужественность - Атрибут национальной культуры, описывающий уровень, с которым социальные ценности характеризуются настойчивостью (уверенностью) и материализмом
Женственность - Атрибут национальной культуры, описывающий отношение и внимание к другим
Мужественность доминирует
в обществах, где социальные
роли мужчин и женщин в
Напротив, в обществах, где преобладает женственность, социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. А в системе ценностей доминируют качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. «Большому» предпочитают «уютное». Дом и семейные ценности считаются важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию и т.д.
Критерии, позволяющие распознавать страны с высокой степенью мужественности в деловой культуре:
·карьера и материальное благополучие выступают в качестве основных показателей успеха;
·«настоящими мужчинами» называют людей амбициозных, решительных и жестких; «настоящий мужчина» - это большой комплимент:
·фактически люди живут во имя работы (а не работают для того, чтобы жить);
·хороший руководитель должен «не советоваться с коллективом», а решать вопросы;
·женщина — политический деятель является редкостью.
Наиболее женственными культурами являются Скандинавские страны, Дания и Голландия. Наиболее мужественными — США, Япония, Австрия, Швейцария, Англия, Ирландия, Германия и Италия. К мужественным культурам тяготеют Россия и страны СНГ.
Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным.
4. Отношение к неопределенности.
В различных деловых культурах люди по-разному воспринимают наличие неопределенности в жизни и бизнесе.
Одним деловым культурам свойственно стремление максимально избегать неопределенности. Избежание неопределенности не надо путать с избежанием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность — с тревогой. Риск всегда обусловлен конкретным событием, т.е. объектом риска. И, следовательно, возможно оценить вероятность выигрыша или проигрыша. В то же время неопределенность и тревога не имеют объекта, а оценка вероятности применительно к тревоге бессмысленна. Для таких культур обычно свойственно стремление «определить условия на берегу», максимально устранить двусмысленности в отношениях. В качестве важнейшего пути для избежания неопределенности используется разработка подробных законов и правил поведения на все случаи жизни, а в рамках конкретной внешнеэкономической деятельности — подготовка детальных контрактов.
Важно, что люди часто идут на неоправданный риск, чтобы избежать двусмысленности своей позиции; стремятся уйти от тревоги и неопределенности даже путем возможного проигрыша.
Другие деловые культуры исходят из того, что все предугадать нельзя. Детальным контрактам здесь предпочитают рамочные договоренности и корректировку по ходу дела. Здесь господствует подход, некогда сформулированный Наполеоном: «Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим».
Критерии, позволяющие распознавать страны с высокой степенью избежания неопределенности в деловой культуре:
·жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти;
·часты проявления национализма. Часто присутствует раздражение по отношению к национальным меньшинствам;
·большинство населения с недоверием относится к молодежи. Существуют неписаные правила, которые связывают продвижение по службе с возрастом;
·люди склонны более полагаться на мнение специалистов и экспертов, чем на здравый смысл и житейский опыт.
К странам с низкой степенью избежания неопределенности относятся Англия, Скандинавские страны (кроме Финляндии), Дания, США, Сингапур. На другом полюсе находятся Германия, Бельгия, Австрия, страны Юго-Западной Европы, Япония, Португалия, Греция.
Деловая культура России и стран СНГ обычно тяготеет к высокой степени избежания неопределенности, хотя исследователи отмечают, что для молодого поколения «новых русских» (20-30 лет) степень избежания неопределенности существенно понижается.
5. Фактор конфуцианского динамизма.
После посещения Китая Г. Хофстеде обнаружил, что четырехфакторная модель культуры, которая с высокой убедительностью объясняла большинство поведенческих особенностей, присущих европейским и североамериканским странам, абсолютно недостаточна для понимания стран Востока. В результате дополнительных исследований, проведенных в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии был выявлен восточный фактор – фактор конфуцианского динамизма. Высокая степень конфуцианского динамизма в национальной культуре означает работу и жизнь, ориентированные на будущее, бережливость, и склонность к долгосрочным инвестициям (капиталовложения в будущее), а также стремление к стабильности, предсказуемости (граничащей с фатализмом) и гармонии в обществе.
Параметры деловой культуры Г. Хофстеде всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место на шкале между экстремальными показателями от 0 до 100%.
Культура – это всегда коллективный и социальный феномен. Культура не наследуется генетически, личность обучается культуре, познает ее в соприкосновении с социальной средой.
Натура человека –
это то, что делает человека человеком,
составляет универсальный уровень
ментального программирования. Сюда
можно отнести способность
Если с одной стороны
культура опирается на человеческую
натуру, то с другой – дополняется
индивидуальными
ИХЛЧ формируются частично наследственно и частично уникально. Наиболее интенсивно процесс научения культуре окружающего общества идет на трех основных этапах жизни человека, в рамках трех формализованных социальных институтов: семьи, школы, работы.