Модель культуры Герта Хофстеде

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:08, доклад

Описание работы

Индивидуализм - атрибут национальной культуры, описывающий слабо связанные социальные рамки, в которых человек концентрируется только на заботе о себе и своей семье. Деловые культуры делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев Стругацких (повесть «Парень из преисподней»), формируются «боевые единицы, которые действуют сами по себе».

Работа содержит 1 файл

Кросскультурный менеджмент.docx

— 20.16 Кб (Скачать)

Тема 5. Модель культуры Герта Хофстеде.

 

1. Соотношение индивидуализма и коллективизма.

Индивидуализм - атрибут  национальной культуры, описывающий  слабо связанные социальные рамки, в которых человек концентрируется  только на заботе о себе и своей  семье. Деловые культуры делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев  Стругацких (повесть «Парень из преисподней»), формируются «боевые единицы, которые  действуют сами по себе».

Коллективизм - атрибут  национальной культуры, описывающий  тесные социальные рамки, в которых  люди надеются на группы, частью которых  они являются в части заботы и  защиты. Здесь люди рассматривают себя как часть группы) коллектива, организации.

Хофстеде определил, что уровень индивидуализма отчасти зависит от богатства страны. Богатые страны, такие как США, Великобритания и Нидерланды имеют высокий уровень индивидуализма, бедные, например Колумбия и Пакистан – высокий уровень коллективизма. Однако в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию.

Критерии, позволяющие  распознавать страны с высокой степенью индивидуализма в деловой культуре:

·люди откровенно высказывают  критические замечания своим  коллегам;

·наем и продвижение  по службе связаны только с достоинствами  данной личности;

·управление ориентировано  на личность, а не на группу;

·каждый ориентируется  на личный успех и карьеру;

·общество отличает высокий  жизненный уровень. Средний класс  составляет солидную прослойку;

·высокий уровень  свободы печати.

Восточные общества обычно тяготеют к коллективной культуре. В Европе к коллективным культурам  относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию. К  индивидуалистическим культурам —  северные страны. Характерно, что степень  индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов  на душу населения.

Исследования зарубежных ученых показывают, что Россия и  страны СНГ тяготеют к коллективным ценностям.

 

2. Дистанция власти.

Дистанция власти - атрибут  национальной культуры, описывающий  пределы, в которых общество приемлет идею неравенства распределения  власти в организациях. Этот параметр показывает допустимую степень неравномерности  в распределении власти. В одних  культурах вмешательство сильной  власти рассматривается как ущемление  прав индивидуума. В других, на­против, как благо воспринимается «сильная рука», которая «и накажет и поможет».

По ответам на следующие  вопросы можно определить дистанцию  власти в организации.

1. Предпочитают ли  сотрудники организации не выражать  открыто несогласие с решениями  своих начальников?

2. Считают ли подчиненные,  что стиль руководства их начальника  автократичен?

3. Предпочитают ли  подчиненные оставлять окончательное  решение важнейших проблем на  начальника?

4. Достигает ли разрыв  в оплате труда сотрудников  организации двадцатикратного уровня?

(2-3 утвердительных ответа демонстрируют высокую степень дистанции власти, 2-3 и более отрицательных ответа — низкую)

Культуры с высокой  дистанцией власти обычно терпимо относятся  к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства  в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.

Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Филиппины, Венесуэла и Индия

Противоположный полюс  — Северная Европа, Дания, Израиль, Австрия, Англия. Дистанция власти в  США – ниже средней.

Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах  СНГ.

 

3. Соотношение мужественности и женственности.

Количество против качества жизни (соотношение мужественности и женственности);

Мужественность - Атрибут  национальной культуры, описывающий  уровень, с которым социальные ценности характеризуются настойчивостью (уверенностью) и материализмом

Женственность - Атрибут  национальной культуры, описывающий  отношение и внимание к другим

 Мужественность доминирует  в обществах, где социальные  роли мужчин и женщин в значительной  мере разнятся. Мужественность не  обязательно сопровождается юридическим  неравенством полов. Скорее, речь  идет о стремлении женщин в  мужественных деловых культурах  усвоить многие стереотипы мужского  поведения. В СССР это явно  проявлялось в 30-е годы, когда  женщины соревновались с мужчинами  в так называемых мужских профессиях (летчики, шахтеры, трактористы  и т.п.). Именно с этой точки  зрения США, Швейцария или Англия  относятся к более мужским  (или мужественным) странам, чем  Япония, хотя в Японии неравенство  полов выражено намного ярче. В системе ценностей таких  деловых культур будут преобладать  «мужские», материальные ориентиры:  стремление выделиться, сделать  карьеру, проявить себя, заработать  и т.п. Работа обычно считается  важнее домашних функций. В  руководителе обычно уважают  силу, быстроту решений, масштабность  подходов, жесткость.

Напротив, в обществах, где преобладает женственность, социальные роли мужчин и женщин в  большинстве своем совпадают. А  в системе ценностей доминируют качество жизни, поддержание хороших  отношений с окружающими, моральные  и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. «Большому» предпочитают «уютное». Дом и семейные ценности считаются важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию и т.д.

Критерии, позволяющие  распознавать страны с высокой степенью мужественности в деловой культуре:

·карьера и материальное благополучие выступают в качестве основных показателей успеха;

·«настоящими мужчинами» называют людей амбициозных, решительных и жестких; «настоящий мужчина» - это большой комплимент:

·фактически люди живут  во имя работы (а не работают для  того, чтобы жить);

·хороший руководитель должен «не советоваться с коллективом», а решать вопросы;

·женщина — политический деятель является редкостью.

Наиболее женственными культурами являются Скандинавские  страны, Дания и Голландия. Наиболее мужественными — США, Япония, Австрия, Швейцария, Англия, Ирландия, Германия и Италия. К мужественным культурам тяготеют Россия и страны СНГ.

Важно отметить, что параметры  деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным.

 

4. Отношение к неопределенности.

В различных деловых  культурах люди по-разному воспринимают наличие неопределенности в жизни  и бизнесе.

Одним деловым культурам  свойственно стремление максимально  избегать неопределенности. Избежание неопределенности не надо путать с избежанием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность — с тревогой. Риск всегда обусловлен конкретным событием, т.е. объектом риска. И, следовательно, возможно оценить вероятность выигрыша или проигрыша. В то же время неопределенность и тревога не имеют объекта, а оценка вероятности применительно к тревоге бессмысленна. Для таких культур обычно свойственно стремление «определить условия на берегу», максимально устранить двусмысленности в отношениях. В качестве важнейшего пути для избежания неопределенности используется разработка подробных законов и пра­вил поведения на все случаи жизни, а в рамках конкретной внешнеэкономической деятельности — подготовка детальных контрактов.

Важно, что люди часто  идут на неоправданный риск, чтобы  избежать двусмысленности своей  позиции; стремятся уйти от тревоги  и неопределенности даже путем возможного проигрыша.

Другие деловые культуры исходят из того, что все предугадать  нельзя. Детальным контрактам здесь  предпочитают рамочные договоренности и корректировку по ходу дела. Здесь  господствует подход, некогда сформулированный Наполеоном: «Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим».

Критерии, позволяющие  распознавать страны с высокой степенью избежания неопределенности в деловой культуре:

·жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти;

·часты проявления национализма. Часто присутствует раздражение  по отношению к национальным меньшинствам;

·большинство населения  с недоверием относится к молодежи. Существуют неписаные правила, которые  связывают продвижение по службе с возрастом;

·люди склонны более полагаться на мнение специалистов и экспертов, чем на здравый смысл и житейский опыт.

К странам с низкой степенью избежания неопределенности относятся Англия, Скандинавские страны (кроме Финляндии), Дания, США, Сингапур. На другом полюсе находятся Германия, Бельгия, Австрия, страны Юго-Западной Европы, Япония, Португалия, Греция.

Деловая культура России и стран СНГ обычно тяготеет к  высокой степени избежания неопределенности, хотя исследователи отмечают, что для молодого поколения «новых русских» (20-30 лет) степень избежания неопределенности существенно понижается.

 

5. Фактор конфуцианского динамизма.

После посещения Китая  Г. Хофстеде обнаружил, что четырехфакторная модель культуры, которая с высокой убедительностью объясняла большинство поведенческих особенностей, присущих европейским и североамериканским странам, абсолютно недостаточна для понимания стран Востока. В результате дополнительных исследований, проведенных в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии был выявлен восточный фактор – фактор конфуцианского динамизма. Высокая степень конфуцианского динамизма в национальной культуре означает работу и жизнь, ориентированные на будущее, бережливость, и склонность к долгосрочным инвестициям (капиталовложения в будущее), а также стремление к стабильности, предсказуемости (граничащей с фатализмом) и гармонии в обществе.

Параметры деловой культуры Г. Хофстеде всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место на шкале между экстремальными показателями от 0 до 100%.

Культура – это  всегда коллективный и социальный феномен. Культура не наследуется генетически, личность обучается культуре, познает  ее в соприкосновении с социальной средой.

Натура человека –  это то, что делает человека человеком, составляет универсальный уровень  ментального программирования. Сюда можно отнести способность человека чувствовать страх, злобу, грусть, радость, переживать влюбленность, желание жить и нежелание умирать, желание  быть самим собой и т.д. однако там, где заканчиваются чувства  и начинается их конкретное проявление (как именно выражается гнев, страх  и радость и т.д.), там человеческая натура уступает место культуре. Дополняя человеческую натуру, культура демонстрирует  способность передаваться с высокой  степенью целостности от поколения  к поколению, оставаясь в отличие  от человеческой натуры отнюдь не наследуемой  на генетическом уровне.

Если с одной стороны  культура опирается на человеческую натуру, то с другой – дополняется  индивидуальными характеристиками личности человека (ИХЛЧ). Под ИХЛЧ подразумевается  уникальное программное обеспечение  ума, присущее данному конкретному  человеку и отличающее его от других.

ИХЛЧ формируются  частично наследственно и частично уникально.  Наиболее интенсивно процесс  научения культуре окружающего общества идет на трех основных этапах жизни человека, в рамках трех формализованных социальных институтов: семьи, школы, работы.         


Информация о работе Модель культуры Герта Хофстеде