Многонациональные компании и национальная среда бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Мировая экономика (мировое хозяйство) — это совокупность национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, находящихся во взаимосвязи и взаимовлиянии. Система отношений экономической взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных экономических отношений. Международные экономические отношения — это одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.

Содержание

Введение 3
Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций 5
Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве 12
Заключение 17
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Многонациональные компании и национальная среда бизнеса.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

(РГТЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Международный менеджмент»

на тему «Многонациональные компании и национальная среда бизнеса»

 
 

 

 

Выполнена студенткой 4 курса 308 группы

 

заочной формы обучения

 

специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

Васильевой Татьяной Вадимовной

 
   
   

Преподаватель

 

Емельянова Наталья Евгеньевна, преподаватель

 
   

Отметка: зачтено / не зачтено _____________________

«_____» ____________________ 200__ г.

__________________________

 

          (подпись руководителя)


 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитров 2011 г.

Оглавление

 

Введение 3

Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций 5

Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве 12

Заключение 17

Список литературы 19

 

 

Введение

 

Начало XXI в. характеризуется не только увеличением масштабов хозяйственной  деятельности как отдельных стран, так и всей мировой экономики  в целом, но и расширением связей между различными странами, углублением  международного разделения труда. Сегодня  практически не осталось стран, которые  не были бы включены в систему международных  экономических отношений и взаимозависимостей.

Мировая экономика (мировое хозяйство) — это совокупность национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, находящихся во взаимосвязи  и взаимовлиянии. Система отношений  экономической взаимозависимости  и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных  экономических отношений. Международные  экономические отношения — это  одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с  одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт  мирового развития показывает, что  процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная  на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации —  товарного экспорта новыми формами  международной предпринимательской  деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными  инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой  практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма  структурной организации крупной  корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

 

Сущность, этапы эволюции и формы современных международных  корпораций

 

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной  страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в  разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно  рассматривать как формы существования  международных корпораций (МК), а  само разделение последних на две  формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком  является не то, капитал скольких стран  создал головную компанию, а интернациональный  характер деятельности компаний.

Поэтому международными можно считать все  корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

В то же время, Комиссия ООН по ТНК рассматривает  МК как компанию:

    • имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;
    • оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр;
    • отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

 

В мировой  практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие  существенное влияние на мировой  рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся  лишь МК, у которых:

    • годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов;
    • от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции;
    • доля зарубежных активов не менее 25%;
    • филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

 

ТНК возникают  под воздействием целого комплекса  факторов, а именно:

    • интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;
    • экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;
    • стремления к получению сверхприбылей;
    • жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;
    • снижения значения геоэкономических границ.

 

При этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской  деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных  издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением  развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных  цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений  между головной фирмой и ее зарубежными  филиалами вытекает из:

    • развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
    • налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
    • обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;
    • гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

 

В соответствии с теорией финансового менеджмента  наличие зарубежного производства способствует:

    • экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;
    • экономии за счет эффекта масштаба;
    • увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;
    • диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

 

Практически во всех вышеозначенных теоретических  обоснованиях зарубежной предпринимательской  деятельности МК особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные  цены — это внутренние условно-расчетные  цены, применяемые во внутрикорпоративной  торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В  силу этого они могут отклоняться  как вверх, так и вниз от мировых  цен в зависимости от целей  применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен  во внутрифирменной торговле МК могут  быть:

    • поддержание монополистической позиции на рынке;
    • завоевание новых рынков сбыта;
    • минимизация налогов и таможенных пошлин;
    • уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
    • использование различий в темпах инфляции;
    • воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
    • сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

 

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного  развития.

 

Характеристика этапов эволюции международных  корпораций

 

I этап (конец  XIX — начало XX в.).

Транснациональная деятельность промышленных монополий  метрополии.

Вовлечение  в орбиту экономических интересов  сырьевой базы колоний.

 

II этап (между  двумя мировыми войнами).

Развитие  МК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).

 

III этап (50-е гг.).

Развиваются МК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности.

Создан  не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.

Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для  потребителей с высоким жизненным  стандартом в промышленно развитых странах.

Перевод грязных и трудоемких производств  в развивающиеся страны.

 

IV этап (60-е  — 70-е гг. XX в.).

ТНК ориентируются  на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли.

Возникает стремление преодолеть сложившееся  негативное отношение в принимающих  странах и стать органичной частью их национальных экономик.

Отказ от стратегии сброса грязных производств  в развивающиеся страны, ТНК становятся проводниками достижений НТП в них, используют национальные инженерно-технические  кадры, вступают в партнерские отношения  с местными фирмами, интегрируя их в  свой состав.

Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается  с финансовым и торговым, наукой.

 

V этап (с  80-х гг.).

Появляется  новая форма МК — глобальные, имеющие ряд особенностей:

    • они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацелены на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции;
    • используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);
    • создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран.

 

 

Особенности деятельности международных  корпораций на современном этапе

    • МК являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.
    • В условиях жесткой конкуренции главная цель их деятельности — получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости.
    • Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно.
    • Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция производственной, НИОКР, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.
    • Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции МК в сферу услуг.
    • Стратегия МК в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства;
    • Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК (составляет 1/3 международной торговли);
    • Вывоз капитала нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.
    • Разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.
    • Диверсификация деятельности МК по формам; «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций.
    • «Сплетение» МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).
    • Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира — открытие хотя бы по одному крупному предприятию — координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.

Информация о работе Многонациональные компании и национальная среда бизнеса