Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа
М.П. Фоллет привнесла в изучение предприятий бизнеса и менеджмента концепции, которые она разработала на основе знаний политологии и личного практического опыта, приобретенного во время работы на руководящих должностях в общественной сфере деятельности. Она считала, что единицей общества является не изолированный, а “групповой индивид” (Child, 1969). Именно через группы, к которым они принадлежат, индивиды выводят свою идентичность и реализуют свой потенциал.
Введение
1. Биографические данные
2. Основной вклад
2.1. Теория управления Мэри Паркер Фоллетт
3. Оценка
Заключение
Я думаю следует избавиться от узкой специализации нашего мышления в отношении каждой встающей перед нами проблемы. Я не считаю, что мы имеем чисто психологические, этические или экономические проблемы. Мы имеем общечеловеческие проблемы с психологическими, этическими и экономическими аспектами, а также с любыми другими, какие вы сможете увидеть (Metcalf and Urwick, 1941: 184).
Как настоящий специалист в области социальных наук М.П. Фоллет была реалистом. Она апеллировала не к лучшим чувствам людей, а к их здравому смыслу и их долгосрочным интересам.
В научное наследие М. П. Фоллет входят и четырех фундаментальных принципа организации:
1. координация
как взаимоувязка всех
2. координация
посредством прямых контактов
всех заинтересованных
3. координация на ранних этапах
4. координация как непрерывный процесс.
Эти разработанные М.П. Фоллет принципы,
могут применяться для повышения эффективности
деятельности любых, а не только действующих
в сферах коммерции или промышленности
организаций.
2.1.Теория управления Фоллетт
Хотя коллективистские императивы Фоллетт, если их рассматривать в самом общем политическом, экономическом и социальном смысле представляются достаточно зловещими, в ограниченных пределах предприятия или государственной корпорации они таковыми уже не кажутся. Рен пишет:
Если рассматривать менеджмент в качестве универсального феномена, принципы политического администрирования будут иметь отношение и к деловой активности. Здесь возникают те же проблемы достижения единства действий, определения властных полномочий и ответственности, а также развития системы эффективного руководства. Мэри Паркер Фоллетт обращает внимание на эту параллель не случайно... Она убеждена, что в прошлом между управляющими и теми, кем управляют, существовала искусственно созданная граница. На деле же никакой границы не существовало, ибо все ответственные члены организации вне зависимости от занимаемого ими уровня участвовали в одном общем деле.
Это заявление имеет много общего с тейлоровской идеей "ментальной революции" и отражает давние амбиции теоретиков менеджмента, стремившихся к преодолению групповщины, ради достижения гармонии, повышения эффективности производства и коммерческого успеха. Фоллетт небезразлично отношение рабочих к выполняемой ими работе, она хочет, чтобы они сохраняли свою самобытность и духовно росли, оставаясь в рамках рабочей группы, что ставит ее теорию в один ряд с несколько упрощенной психологией Тейлора и с учением, учитывающим человеческий фактор, основы которого были заложены Джилбретами и развиты Мейо .
Тем не менее основной целью Фоллетт считала ннтегративное единство, средством достижения которого являлся, по ее мысли, конструктивный конфликт. Она настаивала на том, что рабочие должны играть активную роль в управлении производством, подобную той роли, которую играют в обществе активные граждане. Вот что она пишет в этой связи:
Активное участие в управлении производством или вклад со стороны различных работников имеют сейчас куда большее значение, чем прежде, ибо соединять теперь приходится куда больше познании и опыта разного рода... По этой причине я считаю, что участие в социальном процессе должно быть не самопожертвованием, а сотрудничеством.
Благодаря столкновению идей, члены группы, предприятия или, по аналогии, всего общества должны будут понять, что их собственные интересы совпадают с общими интересами, а не ограничиваются узкими границами их самости. Разумеется, здесь нет ничего нового, именно с этой идеей был связан основной пафос работы Руссо "Социальный контракт" (1762). Хотя Фоллетт приводит множество практических примеров преодоления самостного интереса логикой коллективного действия, тем не менее она не дает сколько-нибудь общего способа примирения интересов различных групп, если последние не воспринимают приводимых в пользу него аргументов. Разумеется, всегда можно вернуться к практике принуждения. Конечно же, в сфере политических действий, где для обеспечения легитимности власти требуется достижение максимального уровня согласия, использование принуждения в интересах большинства или, напротив, для защиты меньшинства, оправдано. Фоллетт не хочет прибегать к принуждению. Для того, чтобы перейти от атомистического индивидуализма к холистическому взаимопониманию, она предлагает воспользоваться некоторыми положениями, почерпнутыми ею из гештальт-психологии.
Гештальт-психология как особая школа была создана в 1912 г. тремя немецкими психологами (Кёлер, Коффка и Вертгеймер). По сути, она являлась реакцией на аналитический подход, сторонником которого был Вильгельм Вундт. Вундт считал, что основная задача психологии состоит в анализе человеческого сознания, при этом он исходил из того, что сознание может быть представлено рядом простых фундаментальных элементов. Гештальт-психологи, напротив, считали, что организованное целое превышает или, во всяком случае, отличается от суммы своих составляющих. Фоллетт выражает эту идею следующим образом:
Любая индивидуальная психология, не признающая объединяющей природы опыта, любая социальная психология, не видящая ее, имеет дело не с жизнью, а с абстракциями... Опыт наших чувств, наши личные переживания, наш социальный опыт - это комплексная структура, нечто цельное... Многие биологи занимаются организмом как целым, другие принимают за целое нечто, составными элементами которого являются как организм, так и среда... Если методом традиционной психологии было расчленение, то наиболее характерным моментом современной психологии является изучение интегративных процессов.
Итак, в то время, как для Тейлора основным
объектом анализа являлся индивид, и именно
на этой основе он выстраивал свою теорию
организации, Фоллетт начинала анализ
с организации (т. е. целостного социального
сообщества) и заканчивала рассмотрение
индивидом. Подобным же образом, в то время
как многие мыслители относились к социальным
феноменам как к статичным образованиям,
Фоллетт рассматривает их в динамике и
в этом смысле опережает едва ли не всех
своих современников. Ее подход к изучению
проблем управления принципиально отличался
от подхода научного менеджмента, основанного
на выделении составляющих работы и их
анализе, за которым следовала попытка
ее искусственной реконструкции. Она же
начинала с оценки сложности ситуации
и сосредоточивалась на рабочей группе
и необходимости интеграции ее действий
как единого производственного целого.
Используя некоторые положения гештальт-психологии,
а также некоторые элементы идеалистического
и коллективистского подходов, Фоллетт
исходила из спорной посылки, в соответствии
с которой организации обладают общностью
цели. Роль управления сводится к обеспечению
ее достижения путем координации усилий
и распространения корпоративных идей.
Возможность достижения долговременной
общности цели представляется весьма
проблематичной в силу технологической,
конкурентной и экономической турбулентности.
Тем не менее в Японии и в странах, ориентировавшихся
на японские методы управления (глава
19), эта модель себя полностью оправдала.
Клаттербак и Крейнер отмечают: "Фоллетт
остается практически неизвестной западному
бизнесу и менеджменту. Но в Японии даже
существует занимающееся пропагандой
ее идей "Общество Фоллетт", представители
которого считают, что эти идеи как нельзя
лучше отвечают условиям конца двадцатого
столетия" (Clutte.rbuck and Cminer, 1990, р. 38).
3. Оценка
Помимо деятельности в качестве ученого-политолога и новатора в сфере практической социальной работы Мэри Паркер Фоллет внесла значительный вклад в развитие нового управленческого мышления. М.П. Фоллет часто приглашалась для прочтения лекций и консультирования по проблемам управления, но она умерла прежде, чем смогла собрать и опубликовать все тексты своих выступлений. Таким образом, она не оставила фундаментального научного отчета о своей деятельности в сфере менеджмента. Однако Линдал Урвик и Генри Меткалф спасли тексты ее лекций и в 1941 г. опубликовали их в книге Dynamic Administration: The Collected Papers of Mary Parker Follett. В 1949 г. Лидвал Урвик опубликовал в книге, озаглавленной Freedom and Coordination (“Свобода и координация”) тексты лекций, прочитанных М.П. Фоллет в Лондонской школе экономики. Именно благодаря этим двум книгам последующие поколения смогли оценить значение ее учения в области администрирования и менеджмента.
Сила
идей М.П. Фоллет определяется сочетанием
трех факторов. Во-первых, это знания
и навыки, которые она приобрела
в процессе изучения таких социальных
наук как экономикс, психология, юриспруденция;
во-вторых, это глубокое сочувствие
людям; и в-третьих, ее собственный
практический опыт и трезвая оценка
путей развития мира. Таким образом
она привнесла новый взгляд как на проблемы
промышленности, так и общества в целом.
Этот новый взгляд получает все более
широкое распространение в теории и практике
передового менеджмента.
Заключение
Привлекая внимание к важности человеческих отношений в процессе труда М.П. Фоллет внесла огромный вклад в развитие управленческого мышления своей эпохи. Она добавила новое измерение менеджмента как науки (использование в исследованиях и теоретических разработках результатов социальных наук и в особенности психологии). Сегодня ее учение является столь же действенным, каким оно было в пору его создания. Результаты научной деятельности М.П. Фоллет получат дальнейшее развитие по мере изменения социальных, экономических и технологических факторов.
Резюме
Розенфельд и Смит считают, что Мэри Паркер Фоллетт "соединила научный менеджмент, разрабатывавшийся Тейлором и его учениками, с новой социальной психологией двадцатых годов, вследствие чего улучшение человеческих отношении в производственной сфере стало основным предметом заботы современного менеджмента" (Rosenfeid and Smith, 1966, р. 33). Несомненно, она внесла свежую струю в изучение теории управления, сделав акцент на роли группы, значении организации как целого и динамической природе социального взаимодействия. Занятие политической наукой вместе с практической социальной работой является основой ее теории управления. Эта теория включает элементы идеалистической философии и гештальт-психологии. Хотя ее работы содержат практические (тщательно подобранные) примеры преимуществ и обоснованности кооперативного разрешения конфликтов и преимуществ интеграции над конкуренцией, они все-таки представляются бездоказательными. Мало того, хотя она сообщает много ценного о значении группы и роли работы в процессе самоосознания группой самое себя, она не учитывает феномена конкуренции между группами или негативных проявлений современной технологии. Ее утверждения о примате коллективного над индивидуальным чреваты очевидными опасностями, хотя на уровне организации, а не государства, они, возможно, и правомерны. Мэри Паркер Фоллетт обитала в совершенно ином интеллектуальном пространстве, нежели Ф. У. Тейлор и его последователи, что наглядно иллюстрирует следующий пассаж о творческом опыте (т. е. о работе).
Теория творческого опыта, преподанная
нам самой совершенной философией всех
времен, а ныне столь наглядно засвидетельствованная
недавними исследованиями в различных
областях, говорит о том, что индивид не
может творить, не "трансцендируя".
Он выражает, манифестирует силы, которые
являются силами вселенной, и потому эти
силы, в созидании которых принимает участие
и он, существуют в нем, посредством него
и через него отзываются в нем самом, расширяя
и углубляя самое Жизнь, реализуя себя
и, в то же время, создавая возможность
для более совершенной реализации.
Информация о работе Мэри Паркер Фоллетт и динамичный менеджмент