Миссия, цели организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:57, лекция

Описание работы

Ни одна организация не может выжить в конкурентной среде, если у нее нет четко определенных ориентиров, которые задают то, чего она хочет добиться в своей деятельности. Однако целевое начало в деятельности организации в первую очередь возникает потому, что организация - это объединение людей, имеющих свои личные цели. Когда речь идет о целевом начале поведении организации и соответственно о целевом начале управления ей, обычно говорят о двух составляющих: миссии и цели, их установление , а также выработка стратегии поведения, которая обеспечивает выполнении миссии и достижение цели, является одной из задач высшего руководства и составляет важную часть стратегического управления.

Работа содержит 1 файл

лекция.менеджмент.docx

— 22.54 Кб (Скачать)

Миссия, цели организации.

Ни одна организация не может  выжить в конкурентной среде, если у  нее нет четко определенных ориентиров, которые задают то, чего она хочет  добиться в своей деятельности. Однако целевое начало в деятельности организации  в первую очередь возникает потому, что организация - это объединение  людей, имеющих свои личные цели.

 Когда речь идет о целевом  начале поведении организации  и соответственно о целевом  начале управления ей, обычно  говорят о двух составляющих: миссии и цели, их  установление , а также выработка стратегии поведения, которая обеспечивает выполнении миссии и достижение цели, является одной из задач высшего руководства и составляет важную часть стратегического управления.

Миссия. Существует широкое и узкое  понимание термина миссия. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысл существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования, и принципы в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Предназначение определяет действие, которое организация собирается осуществлять. А также то, какой организацией она хочет быть. Философия изменяется редко. Предназначение изменяется в зависимости от глубины изменений во внутренней и внешней среде.  Узкое понимание миссии предполагает рассмотрении сформулированного утверждения относительно того по какой причине существует организация, ее отличие от других.

 Миссия организации должна отражать интересы тех групп людей, которые оказывают влияние на деятельность организации(собственники организации, сотрудники, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом(в первую очередь в лице государственных институт) ).  Степень проявлении миссии интересов каждого из них зависит о специфики организации. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих 5-ти факторов:

  1. История организации (фирмы) в процессе которой вырабатывалась философия организации , формировались ее особенности и стиль деятельности
  2. Существующий стиль поведения и способ действия собственника и управленческого персонала
  3. Состояние внешней среды
  4. Ресурсы, которые организация может  привести в действие для достижения своей цели.
  5. Отличительные особенности

Необходимость формирования миссии обусловлено следующими причинами:

- миссия способствует формированию  или закреплению определенного имиджа организации;

- миссия способствует формированию  единению внутри организации  и созданию корпоративного духа;

- миссия создает возможность,  для повышения эффективности  управления организацией.

 

Миссия не должна нести в себе конкретное указание, она лишь создает  направления действий.  Миссия должна быть сформулирована предельно ясно, чтобы была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией. С одной стороны миссия не должна содержать в себе двойственного  толкования, с другой стороны миссия должна оставлять простор для  творческого и гибкого развития организации.

Если миссия задает общие ориентиры, то конкретные конечные состояния, к  которым должна стремиться организация фиксируются в виде ее цели .

Цели – это конкретное состояние  отдельных параметров организации  на достижении которого направлена ее деятельность. Цели классифицируются по следующим критериям:

  1. По охватываемой сфере. Подразделяются общие и частные цели;
  2. По значению: главная, промежуточная, второстепенная ;
  3. По количеству переменных – одно и многоальтернативное;
  4. По предмету цели : рассчитаны на общий результат, рассчитаны на частный результат;
  5. По периоду времени для достижении цели: долгосрочные, краткосрочные

В зависимости от специфики отрасли, внутренней и внешней среды организации  каждой компании устанавливаются свои собственные цели, особенные как  по набору  параметров так и по их количественной оценки, но не смотря на ситуационность выделяется 4 сферы приминительно к которым каждая организация устанавливает цели:

- доходы организации, т.е. ее  прибыльность

- работа с клиентами, т.е. положение  на рынке

- потребности и благосостояние  сотрудников, чаще всего ассоциируется  с производительностью труда

- социальная ответственность

Любая организация, которая имеет  несколько различных структурных  подразделений, несколько уровней  управления,складывается иерархия цели, которая предстваляет собой декомпозицию цели более высого уровня в цели более низкого уровня. При этом цели более высокго уровня всегда носят более широкий характер, имеет больший

Цели более низкого уровня выступают  средствами для достижения цели более  высокого уровня. Если  иерархия цели в организации построена правильно, то кажде подразделение достигая своей цели вносит необходимый вклад в достижение общих целей.

Требования к процессу формулировки цели:

  1. Цели должны быть достижимыми
  2. Гибкость, т.е. возможность корректировки
  3. Измеримость
  4. Цели должны быть конкретными, т.е. обладать специфичностью
  5. Совместимость
  6. Приемлемость для основных субъектов влияния

Процесс выработки цели предполагает прохождение 4х фаз:

  1. Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней и внутренней среде организации
  2. Установление целей для организации в целом
  3. Построение иерархии целей
  4. Установление индивидуальных целей.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ  ОРГАНИЗЦИИ.

Планирование предполагает принятие конкретных решений касающихся функционирования и развития организации  в целом и ее отдельных частей, их интегрированием в интересах  наиболее полного использования  потенциала организации.

В ходе планирования осуществляются следующие действия:

- постановка целей и  задач, выработка стратегий и  стандартов деятельности  на предстоящий  период 

- распределение ресурсов

- определение последовательности  мероприятий по переводу организации  в новое желаемое состояние 

- создание координационных  механизмов .

В принятие таких решений  состоит процесс планирования в  широком смысле. В узком смысле планирование это составление документов – план, создающий основу для  конкретных действий на всех уровнях  организации.

Существует 3 основных типа плана:

  1. Планы – цели – это набор качественных и  количественных характеристик , желаемого состояния объекта управления. Эти характеристики согласовываются и ранжируются , но не связываются ни с конкретным способом достижения , ни с необходимыми для этого ресурсами. Эти планы разрабатываются при больших сроках планирования или при принципиальной непредсказуемости конкретных событий
  2. Планы для повторяющихся действий предписывают сроки и порядок их осуществления
  3. Планы для неповторяющихся действий, создаются для решения специфических проблем, такие планы могут иметь вид программ, бюджетов, поступлений и распределения ресурсов и т.д. В них должны быть временные «окна».

 

 По срокам выполнения  планы можно разделить на  3 категории:

- долгосрочная( свыше 5 лет)

- среднесрочная ( от 1 до 5)

- краткосрочная  ( менее 1)

Их разновидностью являются оперативные планы, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.

 В разных сферах  деятельности горизонт планирования  не одинаков

В зависимости от уровня управления разрабатываются определенные планы:

    1. Высший уровень аппарата управления создает стратегические планы 
    2. Организация исходят из стратегических запасов разрабатывает одовые производственные программ
    3. Цех на основе заказа составляет квартальные, месячные и недельные планы- графики
    4. Участку выдаются сметно-суточные задания

 

ПРИНЦИПЫ планирования :

- участие максимального  числа сотрудников в работе  над планом

- непрерывность 

- приемственность, т.е. новые планы разрабатываются с учетом выполнения предыдущих

- гибкость 

- согласование плана,  происходит путем координации  планов подразделений одного  уровня  и интеграции планов  соподчиненных подразделений

- экономичность

- создание необходимых  условий для выполнения плана

Процесс планирования начинается с анализа настоящего и прогнозирования  будущего положения организации , при этом существет 3 способа планирования:

    1. От достигнутого уровня
    2. Оптимального планирования . Цель – достяжение наиболее высоких результатов . Такое планирование связано с коренными качественными преобразованиями в системе
    3. Адаплтированное планирование позволяет быстро реагировать на изменение в окружающей среде. Центр тяжести переносится на управление факторами и создание стимулов.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Миссия, цели организации