Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:57, лекция
Ни одна организация не может выжить в конкурентной среде, если у нее нет четко определенных ориентиров, которые задают то, чего она хочет добиться в своей деятельности. Однако целевое начало в деятельности организации в первую очередь возникает потому, что организация - это объединение людей, имеющих свои личные цели. Когда речь идет о целевом начале поведении организации и соответственно о целевом начале управления ей, обычно говорят о двух составляющих: миссии и цели, их установление , а также выработка стратегии поведения, которая обеспечивает выполнении миссии и достижение цели, является одной из задач высшего руководства и составляет важную часть стратегического управления.
Миссия, цели организации.
Ни одна организация не может выжить в конкурентной среде, если у нее нет четко определенных ориентиров, которые задают то, чего она хочет добиться в своей деятельности. Однако целевое начало в деятельности организации в первую очередь возникает потому, что организация - это объединение людей, имеющих свои личные цели.
Когда речь идет о целевом начале поведении организации и соответственно о целевом начале управления ей, обычно говорят о двух составляющих: миссии и цели, их установление , а также выработка стратегии поведения, которая обеспечивает выполнении миссии и достижение цели, является одной из задач высшего руководства и составляет важную часть стратегического управления.
Миссия. Существует широкое и узкое понимание термина миссия. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысл существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования, и принципы в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Предназначение определяет действие, которое организация собирается осуществлять. А также то, какой организацией она хочет быть. Философия изменяется редко. Предназначение изменяется в зависимости от глубины изменений во внутренней и внешней среде. Узкое понимание миссии предполагает рассмотрении сформулированного утверждения относительно того по какой причине существует организация, ее отличие от других.
Миссия организации должна отражать интересы тех групп людей, которые оказывают влияние на деятельность организации(собственники организации, сотрудники, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом(в первую очередь в лице государственных институт) ). Степень проявлении миссии интересов каждого из них зависит о специфики организации. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих 5-ти факторов:
Необходимость формирования миссии обусловлено следующими причинами:
- миссия способствует
- миссия способствует
- миссия создает возможность, для повышения эффективности управления организацией.
Миссия не должна нести в себе
конкретное указание, она лишь создает
направления действий. Миссия должна
быть сформулирована предельно ясно,
чтобы была понятна всем субъектам,
взаимодействующим с
Если миссия задает общие ориентиры, то конкретные конечные состояния, к которым должна стремиться организация фиксируются в виде ее цели .
Цели – это конкретное состояние отдельных параметров организации на достижении которого направлена ее деятельность. Цели классифицируются по следующим критериям:
В зависимости от специфики отрасли, внутренней и внешней среды организации каждой компании устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров так и по их количественной оценки, но не смотря на ситуационность выделяется 4 сферы приминительно к которым каждая организация устанавливает цели:
- доходы организации, т.е. ее прибыльность
- работа с клиентами, т.е.
- потребности и благосостояние
сотрудников, чаще всего
- социальная ответственность
Любая организация, которая имеет
несколько различных
Цели более низкого уровня выступают
средствами для достижения цели более
высокого уровня. Если иерархия цели
в организации построена
Требования к процессу формулировки цели:
Процесс выработки цели предполагает прохождение 4х фаз:
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗЦИИ.
Планирование предполагает принятие конкретных решений касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их интегрированием в интересах наиболее полного использования потенциала организации.
В ходе планирования осуществляются следующие действия:
- постановка целей и задач, выработка стратегий и стандартов деятельности на предстоящий период
- распределение ресурсов
- определение
- создание координационных механизмов .
В принятие таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком смысле планирование это составление документов – план, создающий основу для конкретных действий на всех уровнях организации.
Существует 3 основных типа плана:
По срокам выполнения планы можно разделить на 3 категории:
- долгосрочная( свыше 5 лет)
- среднесрочная ( от 1 до 5)
- краткосрочная ( менее 1)
Их разновидностью являются оперативные планы, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.
В разных сферах
деятельности горизонт
В зависимости от уровня управления разрабатываются определенные планы:
ПРИНЦИПЫ планирования :
- участие максимального числа сотрудников в работе над планом
- непрерывность
- приемственность, т.е. новые планы разрабатываются с учетом выполнения предыдущих
- гибкость
- согласование плана, происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений
- экономичность
- создание необходимых условий для выполнения плана
Процесс планирования начинается с анализа настоящего и прогнозирования будущего положения организации , при этом существет 3 способа планирования: