Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:27, реферат
НТП не только произвел переворот в структуре МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы МЭО — международного научно-технического и производственного сотрудничества.
Мировой рынок технологий
имеет специфическую
9.2.
Общая характеристика форм международного технологического обмена
Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.
Различают следующие основные пути передачи технологий.
На некоммерческой основе:
-специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;
-конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;
-международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».
На коммерческой основе:
-продажа воплощенных технологий;
-прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;
-продажа патентных
и «ноу-хау» лицензий;
-совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;
-координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;
-лизинг;
-инжиниринг;
-консалтинг;
-портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.
Нелегальная передача технологий:
-промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;
-техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.
Наиболее распространенной
формой передачи научно-технических
знаний в настоящее время является
международная торговля лицензиями.
Это объясняется тем, что покупка
лицензии позволяет снизить затраты
на осуществление собственных
Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.
Виды лицензий.
По наличию патента:
-патентные — на право использования запатентованного изобретения;
беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.
Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением — договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.
По объему прав, передаваемых лицензиату:
-простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);
-исключительная — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары);
-полная — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).
По способу коммерческой реализации:
-чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;
-сопутствующие — сопровождающиеся
контрактом на поставку комплектного
оборудования или лицензии, необходимой
для основной лицензии.
По степени производственного освоения:
-достижения, освоенные в производстве;
-исследовательские.
По предмету сделки:
-научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);
-промышленные образцы;
-торговые знаки;
-услуги.
По форме выплаты лицензионного вознаграждения:
-роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения;
-паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок;
-комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).
В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.
Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:
-приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет;
-покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
-каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов;
-экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.
Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
Различают три типа франчайзинга.
Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.
Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.
Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:
-имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;
-уменьшается объем капиталовложений;
-возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;
-гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;
-возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.
Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:
-они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;
-получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;
-компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.
Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.
Возможные проблемы франчайзи:
-объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;
-помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;
-франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.
Проблемы франчайзера:
-ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;
-затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;
-проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;
-крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.
Международный лизинг — финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.
В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.
Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:
оперативный — более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;
финансовый — полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.
Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг — арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный — сдачу в аренду через третье лицо.
Экспортный
лизинг — сделка, когда лизинговая
компания покупает оборудование у национальной
фирмы и предоставляет его
в аренду зарубежному арендатору.
Импортный лизинг — закупка оборудования
у иностранной фирмы и
Лизинг актуален
для стран с высоким уровнем
внешней задолженности и с
ограниченными валютными