Международная передача технологий как форма международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

НТП не только произвел переворот в структуре МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы МЭО — международного научно-технического и производственного сотрудничества.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 28.23 Кб (Скачать)

Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу (например, Международный кодекс поведения в области передачи технологий 1979 г.), а также международные  органы регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание  специалистов по безопасности и технологиям, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.

9.2.

Общая характеристика форм международного технологического обмена

Международная передача технологии на практике реализуется  в различных формах и по многочисленным каналам.

Различают следующие  основные пути передачи технологий.

На некоммерческой основе:

-специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;

-конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;

-международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

На коммерческой основе:

-продажа воплощенных технологий;

-прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;

-продажа патентных и «ноу-хау» лицензий; 

-совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

-координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;

-лизинг;

-инжиниринг;

-консалтинг;

-портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

Нелегальная передача технологий:

-промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;

-техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических  знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка  лицензии позволяет снизить затраты  на осуществление собственных НИОКР  в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает  расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензия — это  разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических  знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение  определенного срока за оговоренное  в лицензионном соглашении вознаграждение.

Виды лицензий.

По наличию патента:

-патентные — на право использования запатентованного изобретения;

беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование  научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической  документации, навыков и производственного  опыта, необходимых для организации  того или иного вида производства.

Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением  — договором, по которому лицензиар  выдает лицензиату разрешение на использование  собственных изобретений или  научно-технических достижений в  определенных пределах. В нем оговариваются  характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

По объему прав, передаваемых лицензиату:

-простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

-исключительная — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары);

-полная — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).

По способу коммерческой реализации:

-чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;

-сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии. 

По степени производственного  освоения:

-достижения, освоенные в производстве;

-исследовательские.

По предмету сделки:

-научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);

-промышленные образцы;

-торговые знаки;

-услуги.

По форме выплаты  лицензионного вознаграждения:

-роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения;

-паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок;

-комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

В 90% лицензионные платежи  осуществляются в виде роялти. В  международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

-приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет;

-покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;

-каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов;

-экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

Разновидностью международной  торговли лицензиями является франчайзинг  — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

Различают три типа франчайзинга.

Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован  во франчайзинге по следующим причинам:

-имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;

-уменьшается объем капиталовложений;

-возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;

-гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

-возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

Заинтересованность  крупных корпораций объясняется  следующим:

-они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

-получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;

-компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Однако франчайзинг  имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи:

-объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;

-помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;

-франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Проблемы франчайзера:

-ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;

-затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;

-проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;

-крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

Международный лизинг — финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного  договора.

В отличие от купли-продажи  аренда сохраняет за арендодателем  право собственности на сданное  внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

Наибольшее распространение  в МЭО получил лизинг, который  подразделяется на:

оперативный — более  короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация  оборудования за время аренды. По окончанию  срока оборудование возвращается владельцу  либо вновь сдано в аренду;

финансовый — полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

Международный лизинг характеризуется тем, что его  участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор  могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг —  арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный  — сдачу в аренду через третье лицо.

Экспортный  лизинг — сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его  в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг — закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору. 

Лизинг актуален для стран с высоким уровнем  внешней задолженности и с  ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем  внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит  государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся  странах.

Информация о работе Международная передача технологий как форма международных экономических отношений