Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа
Актуальность исследования: В условиях рыночной экономики, где число конкурентов практически в любой отрасли, кроме естественных монополий достаточно велико, необходимым условием выживания и успешного развития предприятия является обеспечение его конкурентоспособности. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качествам, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама.
Введение
Глава 1 Методы управления организацией
1.1 Организационно-распорядительные методы
1.2 Административно-распорядительные методы
1.3 Экономические и экономико-математические методы
1.4 Социально-психологические методы
Глава 2 Современные тенденции в развитии методов управлениями организациями
2.1 Механистические организации
2.2 Органические организации
2.3 Новые типы организаций
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия, произошедшие во внешнем окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских. Появление этих организаций было связано с необходимостью создания реальных экономических ценностей на устойчивой и постоянной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении возможностей. Этого также требовала необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности за создание этих экономических ценностей. И наконец, предпринимательские структуры как способ вознаграждения отдельных лиц и групп были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами. Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, займ и т.п.). Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, а не на необходимости использования ресурсов. С точки зрения организационного построения, предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация20. На рисунке 1 приводится принципиальная схема структуры предпринимательской организации.
ПОТРЕБИТЕЛИ
Предпринимательские ячейки
Рис. 1 Схема предпринимательской организации
Предпринимательская организация с позиций структурного взгляда на нее представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство этой организации. При этом руководство не только меняет свое место, но и меняет свои основные функции. Главной обязанностью руководства предпринимательской организации вместо традиционного контроля является всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес. Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них - это ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т.д.). Задача этого блока - обеспечение ресурсами усилий работников, делающих бизнес. Второй блок - это подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес. Третий блок состоит из консультантов, а точнее бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок, на котором они занимаются поиском и реализацией возможностей. Эти ячейки на деле являются небольшими автономными группами работников, объединенных по критерию бизнеса, который они делают. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами, или компаниями. Такое структурное построение предпринимательской организации» поворачивает ее лицом» к потребителю, приближает к нему и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований. При этом осуществляется максимально возможное делегирование прав и ответственности тем, кто непосредственно делает бизнес.
Резко повышается мотивированность людей и эффективность их работы21.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой системы». Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор. На выбор подхода к построению организации влияет целый ряд факторов. Если высок уровень неопределенности окружающей среды и изменения носят перманентный характер и не всегда предсказуемы более эффективным являются методы управления, направленные на создание органической организации. Если внешняя среда стабильна, а изменения незначительны и предсказуемы - можно отдать предпочтение механистическому типу управления. Важную роль играет характер технологического процесса, если этот процесс устойчив и операции стандартизированы следует выбрать жесткое распределение обязанностей структура подразделений. Если технологический процесс неустойчив и существует множество нештатных ситуаций следует избрать более мягкое распределение обязанностей и более размытые и не сильно структурированные организационные структуры. Также влияет ряд других факторов: конкурентное положение на рынке, размер предприятия, ориентация на инновации, психологический климат, состояние экономики в стране.
Наблюдаемые в последние годы процессы в функционировании и развитии организаций находят конкретное проявление в формируемых новых типах организаций, имеющих органическую природу: эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи - обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами, производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги, обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории. Партисипативная организация предоставляет всем ее членам возможность участия в управлении, путем участия в принятии решений, в установлении целей, в решении проблем. Предпринимательские организации базируются на индивидуальной инициативе, а не в координации, ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.
В условиях рыночной экономики, став объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. В этой связи очень важное значение приобретают избранные руководством организаций методы управления, которые можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.
Для современного менеджмента характерно
применение методов управления, которые
можно условно разделить на четыре основные
группы: организационно-
Выделяют два типа построения организаций, базирующиеся на применении разных методов управления. Это - механистические организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. Органические (адаптивные) организации - это организации, слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение.
Однако не существует универсальных методов управления организации, приносящих всегда наилучшие результаты. На выбор подхода к построению организации влияет целый ряд факторов. Если высок уровень неопределенности окружающей среды и изменения носят перманентный характер и не всегда предсказуемы более эффективным являются методы управления, направленные на создание органической организации. Если внешняя среда стабильна, а изменения незначительны и предсказуемы - можно отдать предпочтение механистическому типу управления. Важную роль играет характер технологического процесса, если этот процесс устойчив и операции стандартизированы следует выбрать жесткое распределение обязанностей структура подразделений. Если технологический процесс неустойчив и существует множество нештатных ситуаций следует избрать более мягкое распределение обязанностей и более размытые и не сильно структурированные организационные структуры. Также влияет ряд других факторов: конкурентное положение на рынке, размер предприятия, ориентация на инновации, психологический климат, состояние экономики в стране.
Наблюдаемые в последние годы процессы в функционировании и развитии организаций находят конкретное проявление в формируемых новых типах организаций, имеющих органическую природу: эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи - обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами, производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги, обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории. Партисипативная организация предоставляет всем ее членам возможность участия в управлении, путем участия в принятии решений, в установлении целей, в решении проблем. Предпринимательская организация базируется на индивидуальной инициативе, а не в координации, ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.
Акофф Р. Планирование будущего корпорации. [Текст] / Р. Акофф.- М.: Прогресс,1985. -545 с.
Алексеева М. М. Планирование деятельности фирм. [Текст] / М. М. Алексеева - М.: Финансы и статистика,1998. -282 с.
Большаков, А.С. Менеджмент. [Текст] / А. С. Большаков.- СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. - 86 с.
Вершигора, Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие [Текст] / Е. Е. Вершигора.- М.: ИНФРА-М, 1995. - 214 с.
Веснин, В.Р. Менеджмент - изд. 3-е переработ. и доп. [Текст] / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2006. - 658 с.
Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент - изд. 3-е. Учебник. [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2003. - 626 с.
Герчикова, И.Н. Менеджмент - изд. 2-е переработ. и доп. Учебник [Текст] / И. Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1995. - 582 с.
Глухов В. В. Менеджмент - изд. 3-е. Учебник для вузов. [Текст] / В. В. Глухов. - СПб.: Питер, 2006. - 232 с.
Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. [Текст] / В.В. Гончаров - М.: МНИИПУ, 1998. - 178 с.
Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник для вузов. [Текст] / В.П. Грузинов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 795 c.
Казанцев, А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум - изд. 2-е. Учебное пособие [Текст] / А.К. Казанцев, В.И. Малюк, Л.С. Серова. - М.:ИНФРА-М, 2002. - 347 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга. [Текст] / Ф. Котлер - СПб.: АО "Коруна", 1994. - 698 с.
Латфуллин Г.Р. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков. [Текст] / Г.Р. Латфуллин. //Проблемы теории и практики управления, - 1998. - № 1.- 76 с.
Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. [Текст] / Ю.А. Львов - СПб.: Бизнес -2002. - 371 с.
Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие. [Текст] / И.И. Мазур. - М.: Высшая школа, 2000.- 68 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.- М.: Дело ,1992. -725 с.
Орлов, А.И. Менеджмент. [Текст] / А.И. Орлов. - М.: Изумруд, 2003. - 234 с.
Основы управления персоналом: Учебник для вузов. [Текст] / Под. ред. Б.Н.Генкина.- М.: Высшая школа, 1996. -178 с.
Основы экономики и управления производством: Конспект лекций [Текст]/ Под ред. Ребрина Ю.И. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 145 с.
Производственный менеджмент Учебник для вузов. [Текст] / Под. ред. Ильенковой С.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 475 с.
Пугачева, Е.Г., Соловенко К.Н. Самоорганизация социально-экономических систем. Учебное пособие. [Текст] / Е.Г. Пугачева, К.Н Соловенко. - Иркутск: БГУЭП, 2003. - 104 с.
Рогожин С.В., Рогожина Т.В.Исследование систем управления Учебник. [Текст] / Рогожин С.В., Рогожина Т.В. - М.:Экзамен, 2005. - 324 с.
Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. Учебное пособие. [Текст] / Ф.М. Русинов, Л.Ф. Никулин, Л.В. Фаткин.- М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.- 262 с.
Семенов, А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента - изд. 5-е переработ. и доп. Учебник. [Текст] / А. К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация, «Дашков и К», 2008. -434 с.
Стародубровская И.В. От монополизма к конкуренции. [Текст] / И.В. Стародубровская. - М.:Приор-издат, 2000. - 212 с.
Управление организацией- 2-е изд. Учебник для вузов. [Текст] / Под ред. А.Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 254 с.
Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. [Текст] / Р. Фалмер- М.: ВИПКэнерго, 1992.- 275 с.
Фатхутдинов, Р.А. Система менеджмента - изд. 2-е. Учебно-практическое пособие [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 195 с.
Федорова, Н.Н. Организационная структура управления предприятием. Учебное пособие. [Текст] / Н.Н. Федорова. - М.: ТК Велби, 2003. - 310 с.
Холл, Х. Р. Организации: структуры, процессы, результаты. [Текст] / Х. Р. Холл. - СПб.: Питер, 2001.- 478 с.
Таблица 1. Характеристики и условия применения механистического и органического подходов в проектировании организации
Механистический тип организации |
Органический тип организации | |
Характеристики |
Узкая специализация в работе
Работа по правилам Четкие права и ответственность
Ясность в уровнях иерархии
Объективная система вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Отношения формальные и носят официальный характер |
Широкая специализация в работе Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Отношения неформальные и носят личностный характер |
Условия |
Несложное стабильное окружение Цели и задачи известны
Задачи поддаются делению
Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует
Признается данная власть |
Сложное, нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование потребностей верхнего уровня Авторитет власти завоевывается |
Информация о работе Методы управления предприятием в условиях рыночной экономики