Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 16:17, реферат
Сущность стратегической диагностики и ее методы в контроллинге.
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ……………………
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ…………………..
SWOT-aнaлиз……………………………………………………………..
Матрица БКГ………………………………………………………………
Матрица Мак-Кинси……………………………………………………..
Конкурентный анализ…………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Университет экономики и управления
Севастопольский Факультет
Реферат
по дисциплине
«Контроллинг»
на тему:
«Методы стратегической диагностики»
Выполнила: студентка группы 4ЭП-з
Проверил:
Севастополь
2011
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Стpaтeгичecкaя диaгнocтикa пoмoгaeт oцeнить эффeктивнocть cтpaтeгии пpeдпpиятия, пoнять cтpaтeгичecкyю пoзицию пpeдпpиятия в кaждoм из нaпpaвлeний eгo дeятeльнocти, oцeнить cильныe и cлaбыe cигнaлы, пocтyпaющиe из внyтpeннeй и внeшнeй cpeды. Инфopмaция, пoлyчeннaя в xoдe тaкoй диaгнocтики, oкaзывaeт нeoцeнимyю пoддepжкy pyкoвoдитeлю в пpoцecce фopмиpoвaния cтpaтeгии пpeдпpиятия.
Диaгнocтикa финaнcoвo-xoзяйcтвeннoгo пoлoжeния
в paмкax cтpaтeгичecкoй диaгнocтики включaeт
в ceбя, пpeждe вceгo, aнaлиз cтpaтeгичecкoй пoзиции
пpeдпpиятия нa pынкe. Для этoгo пpимeняют cпeциaльныe
мeтoды, caмыe pacпpocтpaнeнныe из кoтopыx - SWOT-aнaлиз,
мaтpицa БКГ, мaтpицa Мaк-Кинcи, кoнкypeнтный
aнaлиз.
2.1 SWOT-aнaлиз
SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета, Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут (Leraned, Christensen, Andrews, Guth), предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии. Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Ситуационный, или «SWOT-анализ» может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга. Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру. Кроме того, внутренняя среда как бы полностью пронизывается культурой организации, которая так же, как и отдельные ее составляющие, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Так как культура организации не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруднен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т.п. Культура организации может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа культуры организации для стратегического планирования состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, имея объектом изучения внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе. После выявления сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей устанавливается цепочка связей между ними, которая в дальнейшем может быть использована для формулирования стратегий организации. Для установления связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
2.2 Матрица БКГ
Удобным инструментом для сопоставления
различных СЗХ, в которых работают СХП
организации, является разработанная
Бостонской консультативной группой (БКГ)
матрица. Размер по вертикали в этой матрице
задается показателем роста объема спроса,
а размер по горизонтали - соотношением
доли рынка, принадлежащей ее ведущему
конкуренту. Это соотношение должно определять
сравнительные конкурентные позиции в
будущем.
Матрица БКГ позволяет
фирме:
Матрица строится на известной предпосылке
- чем больше доля СХП на рынке (объем производства),
тем ниже удельные издержки и выше прибыль
в результате относительной экономии
от объемов производства.
Матрица предлагает следующую
классификацию типов СХП в соответствующих
СЗХ - "Звезды", "Дойные коровы",
"Дикие кошки" ("Вопросительный
знак"), "Собаки" - и предполагает
соответствующие стратегии для каждого
из них.
Опыт использования матрицы БКГ показал,
что она полезна при определении стратегических
позиций фирмы, а также при распределении
стратегических ресурсов на ближайшую
перспективу. Однако необходимо отметить,
что прежде, чем использовать для анализа
матрицу БКГ, важно убедиться в том, что
рост объема производимой продукции может
быть надежным показателем перспектив
развития, а относительную позицию фирмы
в конкурентной борьбе можно определить
по ее доле на рынке. Если эти условия не
соблюдаются, перспективы и условия конкуренции
сложнее, то придется использовать более
сложные элементы анализа.
2.3 Матрица Мак-Кинси
Говоря о матрицах стратегического анализа,
нельзя не упомянуть о еще одной широко
известной матрице. Речь идет о матрице
„конкурентоспособность-
2.4 Конкурентный анализ
Конкурентный анализ выявляет те черты внутренней и внешней среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий. Методы анализа конкурентной среды компаний одиночного бизнеса в дальнейшем во многом используются и для анализа стратегии диверсифицированной компании.
Анализ конкурентной среды обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Конкурентный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). Логическим выходом стратегического анализа компании является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом, этот анализ - отправная точка процесса формирования стратегического плана. Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это учитывать. Конструкция конкурентного анализа должна позволить получить ответы на следующие вопросы:
Также при анализе конкурентной среды необходимо определение доминирующих в отрасли экономических характеристик:
Целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях. Основные движущие силы, вызывающие изменения позиций конкурентов и учитываемых при анализе конкурентной среды :
1. Изменения
в долговременной скорости