Методы принятия управленческого решения в контроллинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Контроллинг как концепция поддержки системы управления послужила ответом на изменения внешних условий функционирования организаций. Эволюция функций управления организацией с интегрированием их в систему контроллинга отражает основную тенденцию комплексного подхода к управлению. Цели контоллинга как направления деятельности непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

Работа содержит 1 файл

сам.работа.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 

Курсовая  работа

По дисциплине «Контроллинг»

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения

     По  теме «Методы принятия управленческого решения в контроллинге». 

Выполнил:

Студент группы 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время не существует однозначного определения понятия контроллинг, но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем:

  • адаптация стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
  • согласование оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
  • координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
  • создание системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
  • создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
  • адаптация организационной структуры управления предприятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
  • узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
  • философия доходности – ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;
  • разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающие интрактивность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;
  • создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.

     Знание  исторического развития идеи, философии и  форм воплощения в практику помогает лучше понять чегодняшнее состояние концепции контроллинга, перспективы его развития, осознать, насколько важна его роль в современной практике для успешного функционирования российских предприятий.

     В большинстве стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи. Различия касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей. Так, в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за решение конкретных задач. В США и некоторых  европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов.

     В России интерес к контроллингу начал  проявляться в самом начале 1990-х  гг., когда в экономике окончательно закрепились как юредически, так  и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу в теоретическом и практическом плане был проявлен со стороны банков – в то время наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономике нашей страны.

     В дальнейшем все больший интерес  к контроллингу стали проявлять  и другие организации, действующие в самых разных сферах: промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, строительство, образовательные учреждения и торговые организации.

     Контроллинг как концепция поддержки системы  управления послужила ответом на изменения внешних условий функционирования организаций. Эволюция функций управления организацией с интегрированием их в систему контроллинга отражает основную тенденцию комплексного подхода к управлению. Цели контоллинга как направления деятельности непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

     Функции и задачи контроллинга постоянно  дополняются и изменяются по содержанию. Меняется весомость этих задач. Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:

  • поддержка процессов планирования;
  • учет для целей управления;
  • контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений;
  • оценка протекающих процессов и предоставление отчетности руководству;
  • выработка рекомендаций по возможным решениям и оценка последствий их реализации

     Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку  принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы  учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих  решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации.  
 
 
 
 
 
 
 

     Методы  принятия управленческого решения  в контроллинге

     Одной из основных задач системы контроллинга на предприятии является выработка  рекомендаций для принятия управленческих решений. Рассмотрим существующие подходы к принятию управленческих решений и на этой основе сформулируем требования к критериям принятия решений в контроллинге, а затем более подробно проанализируем критерии принятия наиболее типичных управленческих решений.

     Все управленческие решения можно разделить  на две группы:

  • запрограммированные – принимают в стандартных ситуациях в соответствии с готовыми процедурами, традициями, привычками. Они могут быть простыми, принимаемыми с «ходу» и сложными, требующими тщательной проработки. Например – решение о покупке материалов, об уровне заработной платы. Соответственно система контроллинга ориентируется на стандартизацию, унификацию исходной информации и критериев принятия запрограммированных решений, разработку единых процедур, четко описывающих действия в подобных ситуациях;
  • незапрограммированные решения – принимают в нестандартных, слабо структурированных ситуациях для решения новых, необычных проблем. Примерами могут быть решения о выработке маркетинговой стратегии предприятия, об инвестировании временно свободных финансовых ресурсов. Контроллинг здесь имеет исследовательский, творческих характер; исходная информация, предоставляемая системой контроллинга для принятия решений, а также сами критерии принятия решений всегда ориентируются на специфику конкретной задачи.

     Решения можно классифицировать не только по степени стандартизации, но и в зависимости от уровня определенности в окружающей среде:

  • ситуация определенности: руководитель точно знает все возможные варианты действий и результат использования каждого варианта;
  • ситуация риска: руководитель не знает точного результата, но знает вероятность каждого результата;
  • ситуация неопределенности: руководитель не имеет точной информации о результатах и не может даже оценить вероятность возможных результатов.

     В условиях риска контроллинг должен оценивать не только эффект каждого  возможного варианта действий, но и  вероятность получения этого  эффекта, поэтому в условиях риска  контроллинг должен пользоваться аппаратом теории вероятностей и математической статистики. Обычно люди отрицательно относятся к риску и готовы на него только в обмен на дополнительную выгоду. Поэтому контроллинг как система поддержки принятия управленческих решений должен учитывать рисковые предпочтения.

     Существующие  подходы к изучению процесса принятия управленческих решений можно условно  представить в виде точек, расположенных  на прямой между двумя полюсами: с одной стороны абсолютная рациональность, ориентация на математические категории, с другой – абсолютная иррациональность, сильный акцент на социальные или психологические категории. Процесс принятия решения с позиции классического подхода выглядит следующим образом:

  • выявление проблемы;
  • определение цели и выбор критериев; установление значимости (веса) критериев;
  • нахождение возможных альтернатив;
  • оценка альтернатив по выбранному критерию;
  • выбор наилучшей альтернативы.

     Существует  четыре наиболее распространенные ситуации, сигнализирующие менеджеру о существовании проблемы:

     отклонение фактических результатов от плана;

     отклонение  фактических результатов от прошлого опыта; • сообщение сотрудников;

     информация  о деятельности конкурентов.

     Основные  постулаты классического (рационального) подхода:

  • принятие решения является рациональным процессом, ориентированным на достижение заранее известной цели.
  • существует устойчивая полная и непротиворечивая система предпочтений, делающая выбор между альтернативами однозначным.
  • все доступные альтернативы известны (т.е. имеет место ситуация определенности либо известен полный спектр событий и вероятности).
  • сложность процедуры принятия решений не принципиальна: главное – достижение правильного результата.

     Роль  контроллинга при рациональном подходе  состоит в предоставлении максимально  полной и точной количественной информации, расчете показателей, нахождении оптимума. Внутри рационального подхода существует несколько теорий, объясняющих принятие управленческих решений: разработка стратегии (SWOT-анализ), планирование стратегии (по Ансоффу), позиционирование (по Портеру). Теория «разработка стратегии» была предложена в 50-х годах в работах по стратегическому менеджменту. Согласно теории принятие управленческих решений – контролируемый, сознательный, а не интуитивный процесс. Готовых рецептов не существует, каждое решение принимают с учетом специфики конкретной ситуации. Практическое приложение этой теории - SWOT-анализ: на основе анализа внешней среды (возможности и опасности) определяют ключевые факторы успеха, на основе анализа внутренней среды оценивают сильные и слабые стороны собственного предприятия, а управленческое решение – результат синтеза этих составляющих.

     Теория  планирования стратегии рассматривает  принятие управленческих решений с  позиции системного анализа, кибернетики, исследования операций. Ярким представителем этой школы стал Ансофф. Принятие управленческих решений должно быть контролируем, сознательным, формализованным процессом, в ходе которого применяются методы системного анализа, рассчитываются специальные комплексные показатели (такие, как комплексный показатель конкурентного статуса предприятия). Задача контроллинга состоит в проектировании самой процедуры принятия управленческих решений на конкретном предприятии, расчете показателей, характеризующих положительные или отрицательные стороны каждого варианта управленческий решений, в поиске оптимального решения.

     В начале 80-х гг.стала популярной теория позиционирования, основная идея которой  заключается в существовании  готовой, единой для всех матрицы  стандартных ситуаций и стандартных решений, а задача руководителя состоит в выборе «нужной клеточки», «вычислении» единственного верного решения. Практическими приложениями этой теории являются матрица БКГ, матрица Мак-Кинси, матрица «продукт-рынок» и др. Задачей контроллинга является оптимизация – «вычисление» управленческого решения. Постулаты принципа ограниченной рациональности по Г.Саймону основываются на том, что «абсолютной рациональности» не существует:

     имеющаяся у менеджера информация о природе  проблемы и возможных вариантах ее решения заведомо неадекватна. Получить более точную и полную информацию невозможно (обычно из-за отсутствия денег и времени). Значительная часть имеющейся информации нерелевантна, а потому использование весьма упрощенных моделей действительности вполне оправдано.

     Имеющаяся информация воспринимается искаженно. человеческая память способна удерживать лишь ограниченный объем информации. способность человеческого разума к правильному выбору оптимального варианта действий ограничена.

     Менеджер  стремится не к максимальному, а к удовлетворительному результату. Ему могут быть известны не все альтернативы: достаточно, чтобы он был осведомлен хотя бы об одном приемлемом варианте.

     Процесс принятия решений согласно принципу ограниченной рациональности выглядит следующим образом:

  • выявление потребности; 
  • определение цели и формирование набора критериев, характеризующих минимально приемлемый вариант;
  • поиск альтернатив;
  • выбор варианта, обеспечивающего приемлемый вариант.

Информация о работе Методы принятия управленческого решения в контроллинге