Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:21, доклад
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:
математическое моделирование;
метод экспертных оценок;
метод мозгового штурма (мозговая атака);
теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
Оптимизация
управленческих решений
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:
математическое моделирование;
метод экспертных оценок;
метод мозгового штурма (мозговая атака);
теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:
Постановка задачи.
Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.
Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.
Построение математической модели.
Математическое решение модели.
Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.
Разработка рекомендаций
по практическому использованию
полученных результатов.
Методы экспертных
оценок применяются в тех случаях,
когда задача полностью или частично
не поддается формализации и не может
быть решена математическими методами.
Метод
экспертных оценок представляет собой
исследование сложных специальных вопросов
на стадии выработки управленческого
решения лицами, обладающими специальными
знаниями и опытом, с целью получения выводов,
мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное
заключение оформляется в виде документа,
в котором фиксируются ход исследования
и его итоги. Во введении указывается:
кто, где, когда и в связи с чем организует
и проводит экспертизу. Далее фиксируется
объект экспертизы, указываются методы,
примененные для исследования, и полученные
в результате исследования данные. В заключительной
части содержатся выводы, рекомендации
и практические меры, предлагаемые экспертами.
Наиболее эффективно
применение метода экспертных оценок
при анализе сложных процессов,
имеющих в основном качественные
характеристики, при прогнозировании
тенденций развития торговой системы,
при оценке альтернативных вариантов
решения.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:
все высказываются по очереди;
говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;
высказывания не критикуются и не осуждаются;
все предложения
фиксируются.
Обычно этот
способ позволяет быстро и правильно
решить возникшую проблему.
Разновидностью
метода мозгового штурма является мнение
жюри. Суть этого метода состоит
в том, что к обсуждению проблемы
привлекаются специалисты различных
сфер деятельности, взаимодействующие
между собой. Например, к решению
о выпуске нового товара привлекаются
менеджеры производственного, коммерческого
и финансового подразделений
фирмы. Применение данного метода способствует
генерированию новых идей и альтернативных
вариантов.
Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является использование методов, используемых в теории игр, суть которых состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе
Информация о работе Методы оптимизации управленческих решений