Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:25, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение частных методов исследования систем управления: эксперимент, наблюдение и опрос.
Основные задачи:
1. Рассмотреть частные методы ИСУ.
2. Рассмотреть сущность и специфику наблюдения, эксперимента, опроса.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные понятия, связанные с методами исследований……………….5
2. Классификация частных методов исследования………………………….6
2.1. Наблюдение………………………………………………………………..6
2.2. Опрос……………………………………………………………………….8
2.3.Эксперимент……………………………………………...………….……10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………….………………………..13
Введение…………………………………………………………
1. Основные понятия, связанные с методами исследований……………….5
2. Классификация частных методов исследования………………………….6
2.1. Наблюдение……………………………………………………
2.2. Опрос…………………………………………………………………
2.3.Эксперимент………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному - используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения
Актуальность темы данной работы заключается в том, что методы исследования систем управления играют большую роль в эффективной работе любого организации, так как позволяют определить проблемные участки в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования. Эффективность любого исследования систем управления напрямую зависит от того, насколько корректно выбраны методы проведения настоящего исследования.
Целью работы является рассмотрение частных методов исследования систем управления: эксперимент, наблюдение и опрос.
Основные задачи:
Для
раскрытия поставленной темы определена
следующая структура: работа состоит
из введения, основной част, заключения
и списка литературы.
1. Основные понятия, связанные с методами исследований
Метод
исследования - это средство познания,
способ проведения исследования для
достижения определенного результата.
Когда у организации возникают
проблемы, она проводит исследование
ситуации, повлекшей за собой данную
проблему. Для проведения необходимого
исследования, специалисты, отвечающие
за решение данной проблемы, выбирают
в зависимости от своего опыта, знаний,
имеющейся информации, метод исследования.
Правильно выбранный метод
Всю совокупность методов ИСУ можно представить в виде трех больших групп:
1) методы
формализованного
2) методы,
основанные на использовании
знаний и интуиции
3) частные методы исследования.
К методам формализованного представления систем управления относятся все методы исследования, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделяют такие классы как:
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов – это методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов. Среди них: метод «мозговой атаки», метод экспертных оценок, метод типа «Дельфи», метод типа «сценариев», метод синектики, SWOT-анализ, метод типа «дерева целей».
Частные
методы исследования – методы, в
основе которых лежат логико-
2. Классификация частных методов исследования
2.1. Наблюдение
Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь
должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление. Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования.
Используя
данный метод получений информации,
исследователь приобретает
Наблюдения
классифицируются на прямое наблюдение
и косвенное. Прямое наблюдение –
это непосредственное наблюдение за
объектом, например рабочих в процессе
производства продукции. Недостатком
проведения данного вида исследования
является изучение объекта только в
определенных условиях. В результате
этого полученные данные могут не
соответствовать
По
степени информированности
При
проведении наблюдения его разбивают
на следующие этапы: определяется цель
проведения наблюдения, объект и предмет
наблюдения; собирается необходимый
материал для проведения наблюдения;
определяется способ наблюдения; проводится
наблюдение, которое способствует получению
необходимых данных
2.2. Опрос
Опрос – вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. При использовании этого частного метода источником информации является человек. Для получения информации об исследуемом объекте человеку задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, которые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза.
Выделяют 2 основных вида опроса: анкетирование – письменная форма опроса, и интервью – устная форма опроса.
Интервью уже довольно давно широко применяется в различных сферах деятельности.
Характеризуя различные стороны интервью как исследовательского метода, необходимо учитывать основные требования к профессиональным характеристикам интервьюера. А именно: обладание высокой степенью коммуникабельности, достаточная степень эрудированности, умение нравиться окружающим, профессионально разбираться в проблеме интервью, быть психологически устойчивым от влияния интервьюируемого.
Интервьюирование имеет следующие достоинства:
• респондент не может быть подменен другим, а именно: интервьюирование осуществляется посредством контакта, который создает уверенность в том, что на ответы отвечает личность, которая была изначально выбрана для этого;
• для проведения интервью необязательно заранее детально разрабатывать вопросы, так как оно может осуществляться как в формализованной, так и свободной форме;
• гарантируется
получение ответов на все вопросы
и серьезное отношение
• интервьюирование осуществляется для небольшого числа опрашиваемых;
• надежность получаемых данных;
• у респондентов при опросе фиксируются как вербальные ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе ответов;
Интервьюированию присущи следующие недостатки:
• малая оперативность;
• временные и материальные затраты;
• сложность поиска интервьюеров, так как интервьюеры должны быть квалифицированными специалистами;
• возможность
прерывания интервью;
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.
Анкетирование имеет следующие достоинства:
• анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;
• информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;
• полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;
• для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;
Анкетированию присущи следующие недостатки:
• возможность подмены респондента, особенно часто это встречается при почтовых опросах;
• потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);
• низкий
возврат анкет (при почтовых опросах).
Одним из хорошо известных в исследовании системы управления методов сбора информации является эксперимент.
«Эксперимент - это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов»2
Необходимость применения эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо группы на внутренние или внешние факторы, если они не могут быть решены другим путем.