Методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение частных методов исследования систем управления: эксперимент, наблюдение и опрос.
Основные задачи:
1. Рассмотреть частные методы ИСУ.
2. Рассмотреть сущность и специфику наблюдения, эксперимента, опроса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные понятия, связанные с методами исследований……………….5
2. Классификация частных методов исследования………………………….6
2.1. Наблюдение………………………………………………………………..6
2.2. Опрос……………………………………………………………………….8
2.3.Эксперимент……………………………………………...………….……10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………….………………………..13

Работа содержит 1 файл

ИСУ.docx

— 33.24 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основные понятия, связанные с методами исследований……………….5

2. Классификация частных методов исследования………………………….6

2.1. Наблюдение………………………………………………………………..6

2.2. Опрос……………………………………………………………………….8

2.3.Эксперимент……………………………………………...………….……10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………….………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Совершенствование управления – необходимый элемент  развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному - используя  опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает  исследование объективных тенденций  развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение  последствий их разрешения

     Актуальность  темы данной работы заключается в  том, что методы исследования систем управления играют большую роль в  эффективной работе любого организации, так как позволяют определить проблемные участки в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.

     Методы  исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное  применение способствует получению  достоверных и полных результатов  исследования возникших в организации  проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при  проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования. Эффективность любого исследования систем управления напрямую зависит от того, насколько корректно выбраны методы проведения настоящего исследования.

     Целью работы является рассмотрение частных  методов исследования систем управления: эксперимент, наблюдение и опрос.

     Основные  задачи:

  1. Рассмотреть частные методы ИСУ.
  2. Рассмотреть сущность и специфику наблюдения, эксперимента, опроса.

     Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит  из введения, основной част, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные понятия, связанные с методами исследований

     Метод исследования - это средство познания, способ проведения исследования для  достижения определенного результата. Когда у организации возникают  проблемы, она проводит исследование ситуации, повлекшей за собой данную проблему. Для проведения необходимого исследования, специалисты, отвечающие за решение данной проблемы, выбирают в зависимости от своего опыта, знаний, имеющейся информации, метод исследования. Правильно выбранный метод будет  определять получение достоверного результата.

Всю совокупность методов ИСУ можно представить  в виде трех больших групп:

    1) методы  формализованного представления  систем управления;

    2) методы, основанные на использовании  знаний и интуиции специалистов;

    3) частные  методы исследования.

     К методам формализованного представления систем управления относятся все методы исследования, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделяют такие классы как:

  • аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
  • статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
  • теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
  • графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т. п.).

     Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов – это  методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов. Среди  них: метод «мозговой атаки», метод  экспертных оценок, метод типа «Дельфи», метод типа «сценариев», метод синектики, SWOT-анализ, метод типа «дерева целей».

     Частные методы исследования – методы, в  основе которых лежат логико-методические приемы анализа эмпирических данных при выдвижении научных гипотез. Это эксперимент, наблюдение, опрос, анализ документов1 

2. Классификация частных методов исследования

2.1. Наблюдение

     Наблюдение  – метод исследования посредством  сбора информации об исследуемом  объекте, который осуществляется путем  наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь 

должен  пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление. Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования.

     Используя данный метод получений информации, исследователь приобретает информацию для построения гипотез; информацию для проверки данных, полученных другими  методами; дополнительные сведения об изучаемом объекте.

     Наблюдения  классифицируются на прямое наблюдение и косвенное. Прямое наблюдение –  это непосредственное наблюдение за объектом, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком  проведения данного вида исследования является изучение объекта только в  определенных условиях. В результате этого полученные данные могут не соответствовать характеристиками этого объекта в целом. Присутствие  наблюдателя может также повлиять на результат наблюдения. Косвенное  – наблюдение, осуществляемое посредством  изучения результатов поведения, например, изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в  процессе труда;

     По  степени информированности объекта  исследования о наблюдении различают  открытое наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что  за ним происходит наблюдение; и  скрытое наблюдение, при котором  объект исследования не знает о проводимом наблюдении.

     При проведении наблюдения его разбивают  на следующие этапы: определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет  наблюдения; собирается необходимый  материал для проведения наблюдения; определяется способ наблюдения; проводится наблюдение, которое способствует получению  необходимых данных 
 
 

      2.2. Опрос

     Опрос – вопросно-ответный метод сбора  информации об объекте исследования, которая собирается посредством  обращения к опрашиваемым людям  с определенными вопросами, которые  содержат проблему исследования. При использовании этого частного метода источником информации является человек. Для получения информации об исследуемом объекте человеку задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, которые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза.

     Выделяют 2 основных вида опроса: анкетирование  – письменная форма опроса, и  интервью – устная форма опроса.

     Интервью  уже довольно давно широко применяется  в различных сферах деятельности.

     Характеризуя  различные стороны интервью как  исследовательского метода, необходимо учитывать основные требования к профессиональным характеристикам интервьюера. А именно: обладание высокой степенью коммуникабельности, достаточная степень эрудированности, умение нравиться окружающим, профессионально разбираться в проблеме интервью, быть психологически устойчивым от влияния интервьюируемого.

Интервьюирование  имеет следующие достоинства:

• респондент не может быть подменен другим, а  именно: интервьюирование осуществляется посредством контакта, который создает  уверенность в том, что на ответы отвечает личность, которая была изначально выбрана для этого;

• для  проведения интервью необязательно  заранее детально разрабатывать  вопросы, так как оно может  осуществляться как в формализованной, так и свободной форме;

• гарантируется  получение ответов на все вопросы  и серьезное отношение респондента  к опросу посредством осуществления  личного контакта интервьюера с  респондентом;

• интервьюирование осуществляется для небольшого числа  опрашиваемых;

• надежность получаемых данных;

• у  респондентов при опросе фиксируются  как вербальные ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе ответов;

Интервьюированию  присущи следующие недостатки:

• малая  оперативность;

• временные  и материальные затраты;

• сложность  поиска интервьюеров, так как интервьюеры  должны быть квалифицированными специалистами;

• возможность  прерывания интервью; 

     Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного  контакта исследователя с респондентом.

Анкетирование имеет следующие достоинства:

• анкетирование  позволяет собрать необходимую  информацию за короткое время;

• информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

• полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;

• для  проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;

Анкетированию присущи следующие недостатки:

• возможность  подмены респондента, особенно часто  это встречается при почтовых опросах;

• потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты  дают ответы, советуясь с тем, кто  находится поблизости в данный момент);

• низкий возврат анкет (при почтовых опросах). 

    1. Эксперимент

     Одним из хорошо известных в исследовании системы управления методов сбора информации является эксперимент.

«Эксперимент - это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов»2

     Необходимость применения эксперимента возникает  тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо группы на внутренние или внешние факторы, если они не могут быть решены другим путем.

Информация о работе Методы исследования систем управления