Методологии постановки управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Управленческий учет в значительной мере имеет дело с текущими фактами хозяйственной деятельности, по которым можно оперативно принять необходимые управленческие решения для совершенствования процесса производства. Данные управленческого учета носят строго конфиденциальный характер, составляют коммерческую тайну. Управленческий учет обязательно должен фокусировать внимание на будущем и на том, что можно сделать, чтобы повлиять на ход событий. В современных условиях ведение управленческого учета является одним из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения. Поскольку каждая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, возникает объективная необходимость накапливать по всем этим параметрам информацию, получать необходимые учетные данные. Эффективность управленческого учета зависит от выбора методики его ведения (подходов к оценке активов, способов обработки финансовой информации с учетом фактора времени, способов калькулирования затрат и др.).

Работа содержит 1 файл

курсовик по менеджменту Джемма.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

 

Состав управленческой отчетности, а также степень ее детализации зависят от того, кому предоставляется информация. Наиболее общие данные предназначены для корпоративного уровня, более детализированные данные о состоянии предприятия поступают к топ-менеджерам, а максимально подробная информация предоставляется руководителям функциональных подразделений. Впрочем, иногда появляется необходимость предоставления более детальной информации топ-менеджерам.

Степень детализации  предоставляемой управленческой информации зависит и от требований руководителя. Генеральный директор компании нередко требует предоставления максимально детальных сведений. В результате он знает о мельчайших подробностях каждого бизнес-процесса. Такой подход руководства к управлению компанией служит хорошим стимулом для сотрудников.

Перечень показателей, предоставляемых для составления управленческой отчетности, различается в зависимости от структурного подразделения. Например, Марина Шелудько («Идеальная чашка») поясняет: «Для каждого отдела разработаны те показатели, которые в полной мере характеризуют его работу. Отдел развития предоставляет данные об объемах инвестиций, которые компания направляет на реализацию проектов, и рентабельности проектов. Производственный отдел — сведения о размере прибыли, получаемой каждой кофейней. Отдел персонала предоставляет данные об удовлетворенности персонала и так далее».

В компании «Аптека 36,6»  также используют показатели, характеризующие прибыльность: операционная и валовая прибыль компании в целом и по каждой из аптек. Кроме того, большое внимание уделяется таким показателям, как оборачиваемость запасов и кредиторская задолженность, текучесть кадров, объем запасов сверх нормы, прибыльность по продуктам.

Для «Микояновского мясокомбината» наиболее важным показателем является маржинальный доход. Начальник финансово-экономического отдела компании Александр Теньков отмечает: «Очевидно, что на прибыль влияет множество факторов, в результате чего довольно сложно оценивать деятельность по данному показателю. Разумеется, мы контролируем прибыль, но основной показатель для нас — доход».

Наряду с широко распространенными  показателями, входящими в состав управленческой отчетности, существуют и специализированные. Так, одним из наиболее важных показателей эффективности деятельности компании «Идеальная чашка» является выручка в расчете на одно посадочное место.

Следует отметить, что  в управленческом учете применяются  не только финансовые показатели. Не всегда эффективно проводить оценку деятельности в стоимостных показателях.

В последнее время получила широкое распространение система сбалансированных показателей Balanced Scorecard, основанная на выделении ключевых показателей эффективности (как финансовых, так и не финансовых).

Например, в «Аптеке 36,6» уже имеется успешный опыт внедрения системы сбалансированных показателей, которая затрагивает все бизнес-процессы, а в компании «Идеальная чашка» к этому пока стремятся: «Мы хотим внедрить у себя систему сбалансированных показателей, но для этого управленческая информация должна быть более полная, чем та, которая есть на сегодняшний день» (Марина Шелудько). А вот в «ПетерСтар» внедрение системы Balanced Scorecard считают всего лишь модной тенденцией, поскольку ключевые показатели эффективности, на которых базируется эта система, компания использовала и раньше. [4]

Система управленческого учета служит не только информационной базой для принятия решений, но и позволяет проводить самодиагностику состояния предприятия, оценку конкурентной позиции и эффективно мотивировать персонал.

Несмотря на то, что  оценку текущего финансового состояния  проводят все компании, участвовавшие  в исследовании, наибольшее внимание разные фирмы уделяют разным показателям. По словам Александра Тенькова («Микояновский мясокомбинат»), «понять состояние бизнеса в целом позволяет оценка стоимости компании. Как правило, подобного рода цифры интересуют топ-менеджмент и акционеров компании». «Аптека 36,6» оценивает деятельность аптек, входящих в торговую сеть, на основании показателя продаж на квадратный метр торговой площади и на одного сотрудника аптеки.

Использование системы управленческого учета позволяет оценить текущую конкурентную позицию предприятия. На «Микояновском мясокомбинате» еженедельно отслеживаются и сравниваются цены на продукцию конкурентов по отрасли, проводится анализ динамики цен. Конкурентная позиция оценивается по следующему алгоритму: во-первых, служба маркетинга отслеживает появление новой продукции в магазинах; во-вторых, контролируется ценовой диапазон по тем продуктам, которые уже существуют на рынке; в-третьих, осуществляется информационное взаимодействие с конкурентами, что позволяет точнее оценивать ситуацию. «Аптека 36,6» сравнивает свои магазины с другими аптеками по таким показателям, как площадь, ассортимент, оборачиваемость.

 

1.5. Автоматизация  управленческого учета

 

В настоящее время  все большее количество финансовых директоров сходятся во мнении, что автоматизировать управленческий учет необходимо, однако подход к автоматизации у них разный.

Наиболее распространенным способом решения задач автоматизации  управленческого учета являются собственные разработки или адаптируемые продукты. Основной довод в пользу такого подхода — высокая стоимость  комплексных информационных систем. Использование собственных разработок обосновано тем, что «для наладки и запуска единой системы по самым скромным оценкам понадобится 25—30 тысяч долларов. При этом вопрос о том, окупятся ли такие затраты и насколько новая система будет эффективнее уже работающей, остается открытым.

Однако многие финансовые директора все же являются сторонниками приобретения профессиональных систем. Они считают, что от неэффективного программного продукта страдает качество как бухгалтерской, так и управленческой информации: не достигаются необходимые степень детализации и скорость предоставления данных». [4]

 

1.6. Направления организации управленческого учета

 

В мировой практике сформировались два направления организации  учетно-аналитической системы.   

Первое - финансовый учет (именуемый в законодательстве как бухгалтерский учет), ориентированный не столько на обеспечение управления предприятием, сколько на внешнее обеспечение по отношению к хозяйствующему субъекту пользователей учетной информацией - правительственных фискальных органов, банкиров, кредиторов, акционеров и партнеров настоящих и потенциальных.

Это направление учета развивает, гармонирует и унифицирует традиционные учетные процедуры с целью  получения максимально точной, понятной и доступной всем внешним пользователям информации. Недостатками являются несвоевременность и низкая информативность полученной в системе финансового учета информации для нужд конкретного производства в конкретных условиях хозяйствования.

Второе  направление - управленческий учет направлен на конкретного внутреннего пользователя, должен предоставить необходимую ему информацию и обеспечить контроль, анализ, прогнозирование, выбор наиболее эффективных путей развития и принятия оперативных управленческих решений. Набор показателей, измерителей и форм управленческой отчетности устанавливается администрацией предприятия и может изменяться в зависимости от потребностей производства.

Система управленческого учета, практикуемая крупными российскими компаниями, не лишена в настоящее время некоторых недостатков. К наиболее  типичным недостаткам следует отнести следующие:

  • избирательность, а, следовательно, неполная и неточная информация, которая при принятии конкретного управленческого решения может быть незаменима, при достаточно длительном использовании привести к нежелательному искажению базовой учетной информации;
  • своеобразие;
  • дороговизна.

Практика показала, что  возможны четыре системы организации  учета производственных затрат и  калькулирования себестоимости  продукции:

    1. Управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных счетов (Франция, Бельгия).
    2. Система управленческого учета становится автономной по отношению к финансовому учету, в ней используется три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов: распределение первичных затрат по элементам, первичных доходов (США, Канада, Германия).
    3. Управленческий учет не ведется, а учет затрат по носителям для исчисления себестоимости продукции, работ и услуг осуществляется статистически, т. е. вне системы бухгалтерского учета, хотя данные статистического учета увязываются с данными бухгалтерского учета (Венгрия).
    4. Управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат интегрирован в финансовый учет. Такая система организации учета затрат на производство присуща существующей отечественной системе учета. Дополнительно необходимо заметить, что в отечественном учете также отсутствуют сами понятия «финансовый и управленческий учет».

При разработке и  применении управленческого учета на российских предприятиях с учетом традиционных методов ведения бухгалтерского учета и зарегламентированности системы бухгалтерского учета можно  предложить следующие варианты:

1. Организация управленческого  учета на основе действующего  Плана счетов, поскольку информация  о себестоимости на счетах  является открытой,  или в системе  производственных (калькуляционных)  счетов, поскольку информация о  затратах и себестоимости является коммерческой тайной (закрытой) для внешних пользователей. Об этом говорят некоторые отечественные авторы, предлагая провести границы обособления между управленческим и финансовым учетом путем разделения и закрепления между ними отдельных балансовых счетов.

 При этом управленческий  учет охватывает следующие направления  учета: использования сырья, материалов, труда, оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы (граница обособления управленческого учета от сч.20 «Основное производство» до сч. 40 «Готовая продукция»). Информация  закрытая (сохраняется коммерческая тайна), широко используется управленческим аппаратом предприятия,

 Финансовый учет  охватывает направления учета:  отгрузка и реализация продукции  по отпускным ценам, формирование  коммерческих расходов, определение  и использование прибыли до  окончательного исчисления конечных  результатов, фондов резервов (граница обособления финансового учета от счетов 45, 46 до счета 97). Информация открытая и широко используется внешними партнерами для налаживания и укрепления деловых связей.

 В этом случае, во-первых, финансовый учет теряет сплошной характер и не может претендовать на полноту и достоверность информации, а, во-вторых, сбыт, финансы и обязательства предприятия в условиях рыночных отношений не менее интересны и необходимы с точки зрения управления, чем производство, и поэтому не могут быть обойдены вниманием управленческого учета.

Учитывая изложенное, можно сказать, что обособление  между финансовым и управленческим учетом состоит не в разделении предмета учета в пределах принятого Плана  счетов, а в организационном подходе  к системе учета с точки зрения полезности для потребителей представляемой информации.

2. Четкое разграничение  функций финансового и управленческого  учета, а, следовательно, переориентация  всей системы бухгалтерского  учета на основе международных  стандартов, т.е. в этом смысле предоставление предприятию самостоятельности определения показателей по учету полной себестоимости, дифференцированного учета, учета по центрам ответственности.

 Таким образом,  необходимо отметить, что при  ориентации российской системы  бухгалтерского учета к международным стандартам, организация и ведение бухгалтерского учета  подразумевает разделение на финансовый и управленческий, но этот факт не отражен ни в одном нормативном документе.

Представляется необходимым  и возможным в настоящее время  применять на предприятии управленческий учет, но препятствием этому является жесткое ограничение внутренней деятельности со стороны контролирующих органов.

Кроме того, система бухгалтерского учета не в достаточной степени  отвечает требованиям управленческого  учета, и в этом смысле,  управленческий учет представляет собой информационную систему предприятия с функциями  обеспечения оперативности сбора и обработки информации, текущего планирования деятельности, оперативного контроля за уровнем расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. [5]

 

 

 

 

 

 

2. Методология постановки управленческого учета

2.1.Анализ системы  (AS IS)

 

Большую роль при постановке управленческого учета играет проектный  подход к решаемой задаче: создание проектной команды, определение этапов работ, установление сроков завершения каждого этапа, а также ведение проектной документации.

Процесс постановки управленческого  учета можно представить в  виде последовательных шагов, состоящих  из трех крупных блоков (рис. 2.1.).

При описании будем использовать следующие два термина: As Is — означает «как есть», т. е. в том виде, в котором процесс существует в настоящее время; To Be — как «должно быть», т. е. измененный процесс, в том виде, в котором он должен существовать.

Рассмотрим подробно каждый из блоков.

 

Рисунок 2.1. Шаги постановки управленческого учета

 

Постановка управленческого  учета на предприятии начинается с анализа деятельности и существующей системы управленческого учета. На предприятии может не быть ярко выраженной системы управленческого учета, однако обязательно существует бухгалтерская система, при анализе которой можно выявить ряд функций управленческого учета.

Основой постановки системы  управленческого учета является производственный бизнес-процесс предприятия. Управленческий учет, не базирующийся на физическом бизнес-процессе деятельности предприятия, функционирует некорректно и не может служить базой для принятия управленческих решений.

Данный шаг зачастую игнорируется, так как специалистам кажется, что они досконально  знают процессы собственного предприятия. Но даже начальники цехов, знающие досконально свой участок работ, после формализации бизнес-процесса, отмечали для себя полезность, так как некоторые моменты были для них новыми. Связано это с тем, что обеспечением функционирования бизнес-процессов занимается большое количество работников, каждый из которых фокусируется на своем участке работ. Формализованный бизнес-процесс позволяет проектной команде получить доступ к комплексному знанию многих специалистов-производственников.

Информация о работе Методологии постановки управленческого учета