Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:10, реферат
Кайдзен – японская концепция менеджмента, ставшая известной благодаря японскому гуру менеджмента Масааки Имаи, а также компании Toyota, в которой кайдзен был внедрен 60 лет назад как философия управления и достижения лидерских позиций на мировом рынке. В данной статье мы рассмотрим возможности и принципы кайдзен, условия применения данной системы, а также возможности ее использования в России.
Слово кайдзен состоит из двух иероглифов: KAI – "изменение" и ZEN – "мудрость", "хороший", "к лучшему".
Кайдзен – японская концепция менеджмента, ставшая известной благодаря японскому гуру менеджмента Масааки Имаи, а также компании Toyota, в которой кайдзен был внедрен 60 лет назад как философия управления и достижения лидерских позиций на мировом рынке. В данной статье мы рассмотрим возможности и принципы кайдзен, условия применения данной системы, а также возможности ее использования в России.
Слово кайдзен состоит
из двух иероглифов: KAI – "изменение"
и ZEN – "мудрость", "хороший",
"к лучшему". Таким образом,
под кайдзен подразумевают
Сегодня кайдзен является одной из ключевых концепций менеджмента. Будучи органичной и естественной для Японии, она может быть весьма уместна и эффективна и для бизнесов других стран в силу своей экономичности и последовательности. По мнению Масааки Имаи, она применима не только в крупных, но также в средних и малых компаниях. Однако это во многом зависит от самих организаций, ментальности людей и условий применения.
Принципы кайдзен
В основе философии менеджмента
кайдзен лежит несколько
. • Кайдзен и менеджмент.
• Процесс, а не результат.
• Следуй циклам PDCA/SDCA.
• Качество – прежде всего.
• Говори, используя данные.
• Следующий процесс – это потребитель.
Кайдзен начинается с руководства компании, определяющего стандарты и политику компании, устанавливающего график внедрения стратегии и возглавляющего процесс, применяя принципы кайдзен на своем уровне.
Кайдзен и менеджмент
Кайдзен определяет две главных функции менеджмента: поддержание и совершенствование (рис. 1), где поддержание направлено на обеспечение выполнения стандартных рабочих процедур (standard operating procedure, SOP), а совершенствование – на улучшение существующих стандартов. Таким образом, менеджмент кайдзен сводится к главному предписанию: поддерживайте и улучшайте стандарты. Это обеспечивается за счет постоянных усилий и дисциплины всех работников предприятия.
Стратегия кайдзен предполагает долгосрочную перспективу и делает упор на человеческие усилия, мораль, коммуникацию, обучение, командную работу, вовлечение и самодисциплину.
Процесс, а не результат
Кайдзен опирается на мышление,
ориентированное на процесс, поскольку
для улучшения результатов
Кайдзен сосредотачивается
на человеческих усилиях, что резко
контрастирует с принятым на Западе
образом мышления, ориентированным
на результат, и определяет основные
циклы: "планируй-делай-проверяй-
Инструменты кайдзен результативны
только при ориентации на процесс. При
этом самый критичный элемент
в процессе кайдзен – приверженность
и вовлеченность высшего
Следуй циклам PDCA/SDCA
Первый необходимый шаг
в процессе кайдзен – введение
цикла "планируй-делай-проверяй-
1. Планируй: устанавливаем цели для совершенствования.
2. Делай: реализуем намеченный план.
3. Проверяй: определяем, оставило
ли внедрение след и привело
ли к запланированному
4. Воздействуй: создаем
и стандартизуем новые
Цикл PDCA постоянно возобновляется: как только происходит улучшение, результат процесса превращается в объект дальнейшего совершенствования. Внедрение PDCA определяет позицию: "никогда не удовлетворяться существующим положением вещей". Поскольку люди предпочитают сохранять статус-кво и зачастую уклоняются от инициирования улучшений, менеджмент должен подталкивать их, постоянно устанавливая стимулирующие цели.
Любой новый рабочий процесс
сначала нестабилен. Поэтому перед
тем как начать новый цикл PDCA,
кайдзен предлагает стабилизировать
текущий процесс с помощью
цикла "стандартизуй-делай-проверяй-
Качество – прежде всего
Среди первоочередных целей – качество, затраты, поставка – кайдзен отдает качеству высший приоритет как главному конкурентному преимуществу.
Как и предыдущие принципы, кредо "качество – прежде всего" требует приверженности руководства, потому что менеджеры, стремясь удовлетворить требования к поставке или сокращению расходов, часто склонны к компромиссам. Таким образом, они могут принести в жертву не только качество, но и жизнеспособность всего бизнеса.
Говори, используя данные
Кайдзен является путем решения проблем. Чтобы они были эффективно решены, их надо выявить, а затем собрать и проанализировать информацию об этих проблемах, все необходимые данные. Сбор сведений поможет понять, на чем нужно сосредоточиться; это служит отправной точкой для совершенствования.
Следующий процесс – это потребитель
Любая работа представляет собой цепочку процессов, и каждый из них имеет как своего поставщика (исходный процесс), так и потребителя (последующий процесс). Материал или порция информации, полученные процессом "А" (поставщик), обрабатываются и улучшаются в процессе "B", а затем посылаются процессу "C". Так последующий процесс всегда рассматривается как потребитель предыдущего.
Для достижения целей кайдзен в компании необходимо установить следующие системы:
• Всеобщий контроль качества /всеобщий менеджмент на основе качества.
• Систему производства "точно вовремя" (производственная система Toyota).
• Всеобщий уход за оборудованием.
• Развертывание политики.
• Система подачи предложений.
• Работа малых групп.
Система подачи предложений
Система подачи предложений
– важная часть ориентированной
на человека стратегии кайдзен. Она
направлена на стимулирование участия
всех сотрудников в процессе. Японские
менеджеры видят свою первоочередную
задачу в том, чтобы побуждать
у сотрудников интерес к