Место и роль местных органов власти в советском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории России и их сосуществование с элементами государственного управления на основании анализа территориальных и финансовых основ самоуправления на разных этапах развития государства, начиная с реформ второй половины девятнадцатого века.

Содержание

Введение..........……………………………………………………………... 2
1. Основы теории местного самоуправления……………………………… 3
1. 1.Сочетание элементов государственной власти и самоуправления в СССР …………………………………………………………….. 11
2. Положение самоуправления в СССР в условиях становления и
развития тоталитаризма (1924-1953 гг.)…………………………………
16
2.1. Попытки реформирования территориального самоуправления (1958-1964 гг.). Период стабилизации развития местных советов (1964-1984гг.)…………………………………………………………………….. 19
3. Место и роль местных органов власти в советском государстве……............................................................................................. 26
Заключение………………………………………………………………... 30
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Советский опыт местного управления.doc

— 169.50 Кб (Скачать)
 
Содержание  
Введение..........……………………………………………………………... 2
1. Основы  теории местного самоуправления……………………………… 3
1. 1.Сочетание  элементов государственной власти  и самоуправления в СССР …………………………………………………………….. 11
2. Положение  самоуправления в СССР в условиях становления и

развития тоталитаризма (1924-1953 гг.)…………………………………

16
2.1. Попытки реформирования территориального  самоуправления (1958-1964 гг.). Период стабилизации  развития местных советов (1964-1984гг.)…………………………………………………………………….. 19
3. Место и роль местных органов власти в советском государстве……............................................................................................. 26
Заключение………………………………………………………………... 30
Список  литературы………………………………………………………….............. 32

    Введение

 

    Российское  государство традиционно отличалось высокой степенью централизации  управления. Но ни один из периодов в  истории Российского государства  нельзя считать свободным от элементов  самоуправления. Но даже в периоды  наивысшего расцвета Российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах.

    Актуальность  данного исследования посвящена  проблемам местного самоуправления. Однако, как верно указывает  И.И. Овчинников, та проблема, которая сегодня обсуждается под названием «местное самоуправление», - это проблема не организации систем управления на местном уровне. Это гораздо больше: это вопрос организации всей системы государственного управления, который не может быть решен отдельно от вопроса организации государственного управления, как в субъекте Федерации, так и в стране в целом. Но данная работа не сможет, конечно же, охватить все аспекты данной проблемы.

    Предметом исследования станет процесс становления  и развития местного самоуправления в России. А рамки исследования будут ограничены исследованием двух базовых основ местного самоуправления, а именно территориальной и финансовой.

    Цель  исследования состоит в том, чтобы  проследить развитие элементов самоуправления в истории России и их сосуществование с элементами государственного управления на основании анализа территориальных и финансовых основ самоуправления на разных этапах развития государства, начиная с реформ второй половины девятнадцатого века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Основы теории местного самоуправления. 

    Власть  представляет собой возможность  распоряжаться или управлять  кем-либо и чем-либо, подчинять своей  воле других. Власть — категория  социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого  общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.1

    С возникновением государства возникает  и государственная власть, выступающая  как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

    Государственную власть характеризует суверенитет  государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства.

    Государственный аппарат объединяет все государственные  органы, а также армию, разведку принудительные учреждения.

    Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершающим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

    Однако, в обществе государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой ее формой является местное самоуправление.

    Все самоуправление можно разделить  на две большие группы в зависимости  от того, какие организации составляют их базу. Это - территориальное самоуправление (современное местное самоуправление) и корпоративное самоуправление (самоуправление в рамках различного рода общественных объединений).

    В данной работе речь пойдет, безусловно, о территориальном самоуправлении, легальное определение которого согласно Федеральному Закону Российской Федерации звучит следующим образом. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

    Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти.

    Это значит, что местное самоуправление отделено от государственной власти лишь организационно. Агенты государственной власти могут действовать рядом с местным самоуправлением, но не "внутри" его. Органы местного самоуправления не могут назначаться или утверждаться "сверху". Решения органов местного самоуправления не должны согласовываться с какими-либо государственными инстанциями.

    Все это, однако, не означает функциональной отдаленности местного самоуправления от государственной власти. Они действуют  в рамках общегосударственной политики, участвуют в осуществлении различных  государственных программ, включены в общую правовую систему государства - подчиняются требованиям гражданского, уголовного кодексов, кодексу об административных правонарушениях, соблюдают политические и социально-экономические права граждан и т.д. Как писал в конце XX века Н.М. Коркунов, в основе организации местного самоуправления лежит "не противопоставление и обособление территориального коллектива и государства, а призыв местного сообщества на службу государству"2. Если наиболее кратко определить смысл местного самоуправления, то он заключается в особом способе децентрализации государственного управления. Именно государственного. Особенности же этого способа заключаются в том, что часть государственных дел передается местному населению на самостоятельное решение.

    Отсюда статус соответствующих органов как органов власти. Это власть, отличающаяся от государственной власти, поскольку она осуществляется органами, не входящими в систему органов государственной власти, т.е. органами, состоящими из лиц, на состав которых государство не имеет влияния. Но это публичная власть, решениям которой подчиняется население соответствующих муниципальных образований. Называть ее просто местной властью недостаточно. Местная власть может быть и государственной. Однако недостаточно останавливаться и на определении ее только как публичной власти. Это тоже слишком расплывчатое определение, поскольку разновидностью публичной власти может быть и государственная власть. В постановлениях Конституционного Суда для определения власти местного самоуправления используется термин "муниципальная власть", как особая публичная власть. И это, пожалуй, вполне адекватное определение власти местного самоуправления3.

    Автор одного из основательных трудов по местному самоуправлению Л.А. Велихов  еще в 20-х годах отмечал, что термин "самоуправление", как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается по-разному. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в XVII столетии в Англии (self-government), оттуда заимствовано в прошлом веке государствоведами Германии (Selbstverwaltung) и России. Русский государствовед Н. Лазаревский под местным самоуправлением понимал "децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением"4.

    Другой  русский юрист - М.И. Свешников определял  «самоуправление как новую форму  администрации, заключающуюся в  свободном участии народа в заведовании  делами, вверенными местным административным органам, то есть свободное участие  народа в местной администрации»5.

    А.Д. Градовский определял самоуправление как один из видов распределения  властей. «Самоуправление есть результат  разнообразных интересов, которые  не могут быть удовлетворены деятельностью  центрального правительства»6.

    Л.А. Велихов дал марксистское определение местного самоуправления: местное самоуправление — это "государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения"7.

    Самоуправление  понималось также как самостоятельное осуществление социальными группами задач внутреннего государственного управления в пределах объективного права, где гарантией самостоятельности является создание руководящего центра выборным путем и автономность деятельности органов самоуправления (И.И. Евтихиев); форма осуществления государственных функций при помощи независимых в той или иной мере лиц и учреждений (Б.Э.Нольде ); перенесение начал представительства и ответственности на местное управление (Б. Н.Чичерин)8.

    Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX в. в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Арене, Э.Мейер, О.Лабанд, О.Ресслер) считали "община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее"'. Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы: управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины.9

    Теория  свободной общины доказывала, что  право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и  неотчуждаемый характер, как и  права и свободы человека, ибо община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Таким образом, эта теория опиралась на идеи естественного права. Она исходила из признания общины естественно сложившейся органической корпорацией, по существу независимой от государства. Права общины на самоуправление априорным путем выводились из самой природы общины как таковой. Обосновывая свободу и независимость общины, данная теория обращалась к истории средневековых общин — вольных городов, их борьбы за независимость против феодального государства.

    Изложенные  взгляды устарели и ныне в целом  почти никем не защищаются. Во-первых, самоуправление не всегда тождественно общинному управлению, а во-вторых, приводимые утверждения слишком  абстрактны и не соответствуют реальным фактам. На самом деле местное самоуправление в ряде государств не только признано, но и октроировано государством, а полного невмешательства суверенной государственной власти в дела коммун нигде не существует.

Информация о работе Место и роль местных органов власти в советском государстве