Местное самоуправление и государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ соотношения государственной власти и местного самоуправления. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- раскрыть необходимость и характер государственного управления,
его сферы;
- дать понятие и раскрыть значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения;
- раскрыть соотношение государственной власти и местного самоуправления (полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, государственная поддержка местного самоуправления).

Содержание

Введение
Понятие и значение местного самоуправления в общей системе управления
Определение местного самоуправления
Местное самоуправление в системе государственного устройства
Правовые основы местного самоуправления в РФ
Соотношение государственной власти и местного самоуправления на территории муниципального образования (Приморский край)
Делегирование полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления
Государственная поддержка местного самоуправления в Приморском крае

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Местное самоуправление и государственная власть(курсовая).docx

— 26.68 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Заведующий кафедрой

                                                                        Доктор соц.наук, профессор

                                                                        _____________И.Д.Саначев 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Муниципальное управление»

Местное самоуправление и государственная власть

ГУ-07-55931.000 КР 
 
 

Студент гр. ГУ-07-02                                               _____________С.А.Панченко 

 Руководитель

Канд. соц. наук, доцент                                           ____________А.Л.Чернышова

 

Нормоконтролер                                                      ______________Е.В.Баталова 
 
 

Владивосток 2009 

Содержание 

Введение

  1. Понятие и  значение местного самоуправления в  общей системе управления
    1.  Определение местного самоуправления
    2. Местное самоуправление в системе государственного устройства
    3. Правовые основы местного самоуправления в РФ
  1. Соотношение государственной власти и местного самоуправления на территории муниципального образования (Приморский край)  
    1. Делегирование полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления
    2.   Государственная поддержка местного самоуправления в Приморском крае

Заключение

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«Самоуправление с вытекающею из него свободой есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства», - писал А.Д. Градовский. Очевидно, что эффективное осуществление муниципального управления требует постоянного заинтересованного участия населения в решении местных вопросов.

Просторы нашей  страны и разнообразие ее природно-географических и экономических условий, культуры и уклада жизни населения создают  дополнительные трудности для правового  регулирования в данной сфере. Приходится одновременно осуществлять его на уровне Федерации, ее субъектов и самих  муниципальных образований.  
Целью настоящей работы является анализ соотношения государственной власти и местного самоуправления. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:  
- раскрыть необходимость и характер государственного управления,  
его сферы;  
- дать понятие и раскрыть значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения;  
- раскрыть соотношение государственной власти и местного самоуправления (полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, государственная поддержка местного самоуправления).
 

    1. Понятие и значение местного самоуправления в общей системе управления

    1.1.Определение местного  самоуправления

Современная российская модель местного самоуправления, правовые основы которой закрепила Конституция  и принятые за последние годы федеральные  законы, не имеет глубоких корней в  отечественной истории. Хотя мы имеем  многовековой богатый опыт самоорганизации  населения на местах, и России всегда была свойственна децентрализация  власти с самыми широкими правами  местных руководителей, при этом власть местная практически никогда  не оставалась обособленной от центральной  власти, не имела своей исключительной компетенции, в вопросы которой  была бы не вправе вмешиваться общегосударственная  воля.

Во-первых, это  различие в характере власти. Центральная  государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама себя реформировать, органы же местного самоуправления – власть подзаконная, действующая в пределах, указанных  ей верховной властью.

Во-вторых, это  разграничение сфер компетенции  и властей центральных и местных, то есть ограниченность круга дел, предоставленных  местному самоуправлению. В  той  или иной форме это разграничение  проводится повсеместно. Обычно к ведомству местного самоуправления отнесены дела местного хозяйства и создаваемого им благоустройства, а также те общегосударственные дела, которые государство по закону возлагает на него.

В-третьих, это более или менее самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав по государственному управлению, раз ему не предоставлены  те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач.

В-четвертых, нельзя не указать на территориально-ограниченный выборный принцип, который всегда сопутствует  местному самоуправлению.1

    1.2.Местное самоуправление в системе государственного устройства

Взаимодействие  между органами государственной  власти и местного самоуправления можно  определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов. Данные принципы являются той основой, на которой  и должны строиться взаимоотношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это взаимодействие основано на следующих принципах:

  • Законности;
  • Целесообразности;
  • Самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции;
  • Равноправия органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований;
  • Согласования интересов;
  • Обеспеченности ресурсами;
  • Взаимной ответственности;
  • Гласности.

Между органами государственной власти и органами местного самоуправления существуют следующие  виды структурно-функциональных связей:

  • Субординационные – упорядочение от вышестоящего уровня власти к нижестоящему;
  • Реординационные – упорядочение от нижестоящего уровня власти к вышестоящему;
  • Координационные – упорядочение на одном уровне между двумя или более равностоящими субъектами.

Эти связи на практике носят многосторонний характер, так как взаимодействие между  государством и местным самоуправлением  осуществляется сразу по многим направлениям.2

Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» определяет основные полномочия федеральных органов государственной власти (ст.5) и полномочия органов государственной власти субъектов (ст.6) в области местного самоуправления. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

  • Определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • Правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  • Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий.

К полномочиям  органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относятся:

  • Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ;
  • Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  • Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
  • Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий.3

Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными, органами государственной власти органами государственной власти субъектов  РФ в отношении муниципальных  образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются Конституция РФ и Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы.  

    1.3.Правовые основы местного самоуправления в РФ

    2.  Соотношение  государственной власти и местного  самоуправления на территории муниципального образования (Приморский край)

    2.1.Дилегирование полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления

2.2.Государственная поддержка местного самоуправления в Приморском крае

Поддержку оказывают  органы государственной власти Федерации  и ее субъектов, Президент Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы (правительства, администрации, министерства, государственные  комитеты, службы, агентства, департаменты, управления, отделы). Обязанность оказания поддержки является всеобщей для  государственных органов, и они  призваны неукоснительно ее выполнять.

Информация о работе Местное самоуправление и государственная власть