Менеджмент в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Содержание

Введение
Особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга.
Стратегии развития, разработка и внедрение проектов
Значение маркетинга в менеджменте культурно-досуговой сферы.
Личный менеджмент руководителей учреждений культуры и досуга.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

зачет.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение

Особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга.

Стратегии развития, разработка и внедрение проектов

Значение  маркетинга в менеджменте  культурно-досуговой  сферы.

Личный  менеджмент руководителей  учреждений культуры и досуга.

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом  двухфазовый характер: «усилие –  расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

     Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

  • первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
  • социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
  • культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

     Если  с первичными потребностями человек  рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются  культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

     В досуге человек реализует все  три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в  некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

     Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

  • непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
  • осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
  • его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

     Естественно, что в период досуга человек стремится  испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

     Другой  фактор, позволяющий добиться желаемого  содержания, связан с реализацией  человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

     В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби  наделено исключительно высоким  рекреационным эффектом, хотя со стороны  порой может показаться, что человек  занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие  увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

     Укажем  еще одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.

     В проведении досуга и освоении искусства  особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга.  

     Говоря  о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие аспекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

     Работа  учреждений и организаций культурно-досуговой  сферы в силу своего полифункционального  назначения находится в центре общественного  внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер повседневных забот.

     Все эти предпосылки порождают в  современном обществе массовые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и направленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.

     Одновременно  менеджмент данной области так или  иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.

     Руководители  учреждений культуры и досуга вынуждены  учитывать все перечисленные  характеристики независимо от того, какой  организационно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их организация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в каком отраслевом сегменте она развивается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Стратегии развития, разработка и внедрение проектов 

     Не  подлежит сомнению факт, что менеджмент сферы культуры и досуга любой страны действительно использует весь диапазон способов управления, которые существуют в любой экономической и общественной сфере деятельности. Речь идет о стратегическом анализе, выработке прогнозных целей и перспективных планов; о проектно-внедренческой деятельности, о реализации программ, конкретных планов среднесрочного и текущего развития, о методах их выполнения. Но здесь они имеют свою специфику.

     Например, некоммерческие учреждения культуры государственного, регионального и муниципального уровня при определении прогнозов своего развития во многом зависят от показателей директивного планирования, спускаемого сверху. Рекомендательные планы носят контролирующий характер; в них обычно указываются минимальные значения показателей работы данного предприятия, которое должно вести свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить достижения не ниже контрольных показателей.

     Менеджмент  коммерческой организации культуры (особенно в рамках крупного и среднего бизнеса) самостоятельно анализирует вероятностные тенденции развития своего сегмента культуры и досуга. Анализ при этом, безусловно, опирается на результаты маркетинговых исследований. На основе такого анализа составляется прогноз развития отрасли. Сущность прогноза связана с диагностикой проблем и ведущих тенденций, свойственных конкретного сегменту сферы досуга, с разработкой возможных вариантов его развития в ближайшем или отдаленном будущем. На базе такого прогноза руководители разрабатывают перспективные планы фирмы, приобретающие долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и более) и среднесрочный (1- 3 года) характер. В определении вероятностных тенденций развития культурно-досуговой сферы важно не делать ошибок, способных завести фирму на тупиковую линию. Точный прогноз создает основу для обновления деятельности фирмы, разработки конкретных проектов и внедрения нововведений.

     Проектирование в сфере культуры и досуга выступает разновидностью производственно-экономической деятельности, направленной на обновление имеющихся или на разработку и внедрение новых культурно значимых продуктов, технологий, необходимых связей, приоритетных художественных и духовных ценностей. Цели, задачи, а также содержание проектов в разных видах досуговой деятельности имеют свои особенности, связанные с производством услуги, культурного продукта. Если говорить о сфере культуры в целом, то в ее рамках чаще всего разрабатываются проекты:

  • связанные с созданием аудиовизуальных продуктов;
  • связанные с рекреацией человека;
  • художественно-дизайнерские (коллекции одежды, украшений);
  • сценические (театр, эстрада, цирк, шоу);
  • полиграфические (книжная и журнальная продукция);
  • реставрационные (область охраны культурного наследия);
  • экспериментальные (в новых сферах культурной деятельности).

     Процесс проектирования внутри конкретной фирмы заключает в себе следующие этапы: анализ проблемной ситуации, выработку целей, задач по ее разрешению, проектирование и внедрение новых форм активности персонала. Особого внимания в культурных проектах требует сопряженность в них управленческих, организационно-технологических, технических аспектов с компонентами художественно-творческого и духовного плана. Сам процесс творчества невозможно проектировать такими же методами, что и сервисные технологии; в нем многое определяется спонтанностью коллективного творчества и индивидуального выражения. Но в культурном проектировании важно определиться с теми приемами индивидуального творчества (сценаристов, композиторов, главных режиссеров) и творческого исполнительства (артистов, певцов, музыкантов), деятельность которых интегрируется в новый культурно-досуговый продукт.

     Еще одно существенное дополнение. Проектирование и внедрение инноваций не следует  смешивать с простым копированием нового опыта или с бессистемным продвижением культурного новшества  путем проб и ошибок. Проектирование, выступая разработкой своеобразной матрицы новых технологий, создающих ресурсно обеспеченный культурный продукт, далеко не всегда завершается успешным внедрением. Даже квалифицированные специалисты по социокультурному проектированию, не в состоянии предугадать, как проект будет встречен публикой, как он сможет интегрировать в сложившуюся досуговую практику.

Информация о работе Менеджмент в культуре