Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:21, реферат
Менеджмент (управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
1. Менеджмент как вид деятельности, его сущность и характеристика……...2
2. Основные научные положения каждого из трех подходов к управлению…3
3. Характеристика подходов……………………………………………………...4
4. Заключение………………………………………………………………………5
1. Менеджмент как вид деятельности, его сущность и характеристика……...2
2. Основные научные положения каждого из трех подходов к управлению…3
3. Характеристика
подходов……………………………………………………..
4. Заключение……………………………………………………
1. Менеджмент как вид деятельности, его сущность и характеристика
Менеджмент (управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действии:
· организация и управление (производством, коллективом);
· постановка и корректировка задач;
· разработка этапов работы;
· принятие решении;
· налаживание коммуникации (методов и форм передачи информации);
· регулирование процессов;
· сбор и обработка информации; подведение итогов работы.
Существует более 200 определений менеджмента. В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте. Для достижения поставленных целей необходимо, согласно определению менеджмента, рациональное использование всех ресурсов, которыми располагает предприятие (организация). Менеджмент дает возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется, т.е. дает максимальный результат в данных конкретных условиях.
Цели менеджмента:
получение (увеличение) прибыли;
повышение эффективности хозяйствования;
удовлетворение потребностей рынка;
решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
организация производства
и конкурентоспособных товаров;
совершенствование
внедрение новейших наукоемких технологий;
повышение качества продукции;
снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента - организация и управление производством продукции.
Менеджер - это
профессионал по организации и управлению
производством, сбытом и сервисом, обладающий
административно-хозяйственной
2. Основные научные положения каждого из трех подходов к управлению
С точки зрения
методологии менеджмента
Процессный подход был впервые предложен школой административного менеджмента, пытавшейся описать основные функции менеджера, и достаточно широко применим в настоящее время. Но если представители административной школы рассматривали эти функции как независимые, то в процессном подходе они тесно взаимосвязаны.
Управление - это процесс, серия непрерывно взаимосвязанных действий, каждое из которых - тоже процесс. Эти действия называют управленческими функциями. Анри Файоль - первоначальный разработчик этой концепции - считал, что существует 5 исходных функций. Другие авторы разработали иные перечни функций управления. Из современной литературы можно выделить следующие: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок.
Системный подход. Теория систем впервые была применена в технике. Системный подход - это не набор принципов и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации - это системы, в которых люди являются их компонентами. Системы бывают открытыми и закрытыми. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно независимы от окружающей среды. Открытая система активно обменивается с внешней средой энергией, информацией и веществом через свои проницаемые границы. Она зависит от этих, поступающих извне, компонентов. Открытая система обладает способностью приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации - открытые системы.
Ситуационный подход. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию менеджмента за счет создания возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Его центральным понятием является ситуация как конкретный набор обстоятельств, максимально влияющих на организацию в данное время. Исследование конкретной ситуации позволяет руководителю лучше понять, какие приемы будут наиболее эффективны при достижении цели организации. Сама идея ситуации впервые введена в менеджмент Мэри Фоллет, которая еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, а человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, халифом на час.
Ситуационный подход стремится связать конкретные приемы и концепции с реальной ситуацией для того, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, пытается определить значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
3. Характеристика подходов
Практика управления имеет древнюю историю, но научной дисциплиной управление стало лишь в ХХ веке. Школа научного управления (видные представители - Ф.У.Тейлор, Френк и Лилия Гилбрст, Г. Гант) сконцентрировала свое внимание на проблеме изменения организации работ для повышения производительности труда на конкретном рабочем месте. Классическая или административная школа управления - 1920 - 1950 гг. - пыталась определить более широкие и универсальные принципы управления организацией (видные представители - Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни). Точка зрения бихевиаристской школы (или школы человеческих отношений, видными представителями которой в 1930 - 50 гг. были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо и др., а исследования Абрахама Маслоу и других психологов помогли им понять причины основных проблем) заключается в том, что понимание человеческих потребностей и социальное взаимодействие имеет ключевое значение для достижения успеха организацией.
Эти школы внесли ощутимый вклад в развитие менеджмента, но, отстаивая «единственный лучший способ», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду. Ни одна из них не гарантировала полного успеха.
Школа науки управления (1950г. и по н.в.), использующая количественные методы, никогда не претендовала на свою исключительность и ставила цель оказать помощь в принятии решения. В настоящее время ощущается возрастание ее влияния на управленческую мысль
Процессный подход в управлении, возникший в рамках классической школы, применим для всех организаций. Основными функциями в процессном подходе считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Основной недостаток - полная зависимость организации от личности руководителя и полноты информационного поля, сосредоточение внимания только на каком-либо одном важном элементе, неумение видеть целое за частным.
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителю понять взаимосвязь между отдельными частями организации, между организацией и средой. Эта теория помогла также интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Основной недостаток - теория систем не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления, не говорит о влиянии окружающей среды на результаты деятельности организации.
Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию. Он утверждает, что методики и концепции управления должны быть адекватны конкретной ситуации. Основной недостаток данного подхода - в расчет могут быть взяты только те факторы, которые наиболее значимы для организации и ее руководителя. Но, как известно, идеальных людей, так же, как и идеальных отношений, не существует. Поэтому возможны проблемы морального плана.
4. Заключение
Можно сделать вывод, менеджмент - это синтез науки (теории, концепции, принципы) и искусства (опыт и навыки). Зачем отрицать достижения науки и «изобретать велосипед», используя уже устаревший метод проб и ошибок. Молодому руководителю всегда необходимо начинать с анализа, отбора и применения на практике знаний, а умение и опыт - при желании - дело наживное. Метод проб и ошибок допустим только при инновациях, но при этом всегда должен быть оправдан с точки зрения целеопределения. Конечно, у некоторых имеются, как говорится «природный дар», которые чисто интуитивно выходят на действенные результаты, но в основном искусство управления - умение выбирать единственно правильное решение и прогнозировать результаты деятельности. И это приходит с годами, на основе применения достижений науки и практического опыта. Американский менеджмент создал двенадцать заповедей хорошего руководителя, которые можно найти в любом практическом руководстве по менеджменту. Природные данные, личный опыт, большая или меньшая приверженность той или иной менеджерской заповеди, оптимальный стиль своей деятельности - это те элементы мозаики, из которой строится неповторимый облик незаурядного управленца
Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления