Менеджмент как тип рыночного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Содержание

Введение
1. Менеджмент как тип рыночного управления
2. Понятие внешней и внутренней среды организации
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический  институт»

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине «Менеджмент»

Вариант  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Содержание

    Введение

1. Менеджмент как тип рыночного управления

2. Понятие внешней и внутренней среды организации

3. Практическая часть

    Заключение

    Список  литературы

 

Введение

    Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

    В первой главе будет описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные составляющие организации, такие  как кадры, технология, структура, цели и задачи. Будет подчеркнута взаимосвязанность  всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды.

    Как уже подчеркивалось, на организацию  влияют многочисленные факторы внешней  среды. Во второй главе будут раскрыты основные факторы среды прямого  и косвенного воздействия и международного окружения. Так же как и элементы внутренней среды внешние факторы тесно взаимосвязаны и обладают рядом характеристик, которые будут раскрыты в этой главе.

    В последней главе  будет разобран такой важнейший элемент стратегического  планирования как анализ внешней  и внутренней среды. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения  и внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

    Данная  тема является актуальной, как и  вся теория менеджмента. В новом  тысячелетии наша страна должна научиться  жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы. 
 

        1.Менеджмент как тип рыночного управления 

     Менеджмент   –   это   самостоятельный     вид     профессионально осуществляемой деятельности,  направленной  на   достижение   в  ходе  любой хозяйственной  деятельности  фирмы,   действующей   в   рыночных условиях, определенных   намеченных   целей    путем    рационального    использования материальных  и  трудовых  ресурсов  с  применением  принципов,   функций  и методов экономического механизма менеджмента.

           Иначе говоря,  менеджмент - это   управление  в   условиях  рынка, рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию  фирмы на  спрос и потребности рынка,  на  запросы конкретных потребителей  и  организацию  производства  тех  видов  продукции, которые пользуются  спросом  и  могут  принести  фирме  намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению  эффективности  производства  с меньшими затратами,  получение оптимальных результатов;
  • хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия  решений тем,  кто несет ответственность  за  конечные  результаты  деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянная корректировка  целей  и  программ   в  зависимости  от состояния рынка;
  • конечный  результат  деятельности  фирмы  или  ее   хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется  на  рынке  в   процессе обмена;
  • необходимость использования  современной  информационной  базы с компьютерной  техникой  с целью  осуществления   многовариантных расчетов  для  принятия  обоснованных и оптимальных решений.

          Качество и эффективность управления  определяются уровнем знаний  в

данной  области,   возможностью  и  способностью  применить  эти  знания  на практике. В условиях радикальной экономической  реформы,   предусматривающей  развитие        экономических      рычагов      управления,       расширение внешнеэкономических   отношений,   все   более   отчетливо    вырисовывается необходимость  изучать все то положительное,  что накоплено  мировым  опытом управления. Сегодня становятся привычными такие  понятия,   как  менеджмент, менеджер.  Но  дело  не в названиях. Речь идет о новой для нас философии  и   политике   управления.  Здесь  иные   системы   ценностей   и приоритетов,  пропорции  и   направления   экономического   развития,   иной инструментарий управления.

          Научные  основы  управления  представляют  собой  методологическую

базу  управленческой   практики,   которая   позволяет   более   рационально

организовать  систему   управления.   Собственно   к  менеджменту  относятся теория руководства и практическое образование эффективного управления,   под которыми   понимается  искусство  управления.  Обе  части   имеют   дело   с управлением как комплексным, целостным  и  конкретным  явлением.  Управление как наука может   рассматриваться  с  самых  разных  сторон:   политической, экономической, социальной, организационной и др. Такой многоплановый  подход позволяет  охватить  всю  совокупность   аспектов,   отражающих   содержание процесса управления.  Объективно в   этом   процессе   тесно   переплетаются организационно-технические,     социально-экономические     и     социально-психологические  закономерности.   Поэтому   знания,    умения    и   навыки управленца должны быть комплексными по своей природе.

         Менеджмент как совокупность  принципов,   методов,  средств   и  форм

управления  фирмами  на  Западе  известен  в   нашей  стране  давно.  Однако

отношение к нему  в  последние  годы  изменилось.  Еще  10-15  лет  назад  в

качестве  основных  целей  менеджмента  рассматривались:  получение   высоких прибылей  и  постоянное опережение стран социализма  по   производительности труда  в интересах укрепления позиций  империализма;  подрыв  боеспособности рабочего класса и его организаций;  ведение политической, идеологической   и экономической борьбы против социалистических государств.

            В  то    же   время   не   отрицались   положительные    аспекты менеджмента в области широкого  внедрения  автоматизации  обработки  данных, использования средств вычислительной техники и  математических  методов  для решения задач  управления  производством  в   научно-технических  и  опытно-конструкторских разработках. Менеджмент,  связанный  с действием рыночного механизма,   не      рассматривался     вообще,      поскольку      считался неприемлемым   для   социализма.   Такой   взгляд   в   определенной    мере соответствовал  рамкам   командно-административной  системы  хозяйствования.

    Действительно,    при   жестко    централизованной   системе   планирования, невозможности  четкого решения правовых, экономических,   организационных  и других вопросов отношений собственности в отсутствие рынка  опыт  управления в  условиях  реального    действия    рыночного    механизма     для     нас представлял сугубо теоретический интерес.

            Социальный   характер    управления,    невозможность    точного

описания  поведения  человека как  звена  системы  управления  (а  тем  более

коллективного   поведения),   огромные   масштабы    исходной    информации, вероятность   ее    изменения    ограничили    практическое    использование формализованной  или   нормативной  теории  принятия  решений.  Человеческий фактор заставил  в  рамках  теории  решений  выделить  поведенческую  теорию принятия решений.

            Поведенческая   теория    включает    выработку   управленческих

концепций,  отбор,  учет  и  ранжирование   факторов,   способствующих   или препятствующих развитию организации,  в  том числе индивидуальных  качеств отдельных  людей.    Сегодня   возросла   роль   описательных   моделей.   В описательных моделях учитывается накопленный опыт  деятельности  организаций в   разных   условиях  функционирования.  При  этом   поведенческая   теория принятия решений не является  только  описательной.   В   ней   используются математические   методы   статистики,    эконометрики,   модели    развития, информационный  и    вычислительный    сервис.    Поэтому    в   современном менеджменте указанные теории не противопоставляются, а  взаимно  дополняются с  учетом  специфики  конкретных условий.

          Необходимость учета  непредсказуемых   изменений   условий  внешней

среды   или   изменений   в   самой   управляемой   организации,   повышение

неопределенности  при принятии  решений менеджерами  заставляют  стремиться  к гибкости,   адаптивности  управленческой  системы.    Поведенческая   теория основное внимание уделяет самому процессу принятия решений, расчленении  его на связанные между собой  этапы,  фазы,  процедуры,  реализующие  логическую последовательность действий, обеспечивающих  анализ  и  решение  возникающих проблем     и     ситуаций.     Одной     из  разновидностей   ситуационного управления является «опережающее управление»,  предполагающее описание  ряда аналитических приемов устранения неопределенностей, с которыми  сталкиваются управляющие. Для преодоления каждой формы  неопределенности  в   опережающем управлении     используются     соответствующие    приемы.    Эти     приемы предусматривают определенный процесс  принятия  решений,   характеризующийся упорядоченной системой действий. Такая система действий  противопоставляется типу   управления,  только     реагирующему     на    ситуации,    но     не заглядывающему вперед.

         Поиски  эффективного   управления  -  главная  задача  менеджмента.

Именно  эффективное управление обеспечивает сохранение  конкурентоспособности на   рынке,   устойчивости   деятельности.   Практически   все   современные направления   менеджмента   призваны     обеспечить    конкурентоспособность предприятия и по возможности их длительную прибыль. И здесь  важнейшую  роль играет  фактор  обновления,   т.е.   способность   управления   к   быстрому реагированию  на  перемены,   приспособлению   своей   стратегии,   функции, номенклатуры   к   потребностям   внешней   среды.    Весь   этот   комплекс предпосылок  успешной   деятельности    призван    обеспечить   управляющий, менеджер,  поэтому  сегодня  роли   человеческого   фактора,   межличностным отношениям,  поддержанию  солидарности  и   активности   слоя   управляющих, ученых,    инженеров,   рабочих   придается   огромное   значение.    Жестко регламентированный, не защищенный социальными и демократическими  правами  и стимулами труд оказывается неэффективным.

         Арсенал современного менеджмента  довольно широк.  Мы  уже   говорили о  философии  менеджмента,  особенностях  системы  целей   и   способах   их достижения,  роли  человеческого  фактора.   Развитие   теории   управления, экономико-математических  методов  позволило  многие  качественные   решения задач дополнить или заменить на точные количественные оценки или решения.  А развитие средств вычислительной техники и коммуникации  произвели  настоящую революцию в повышении  эффективности  управления.  Многие  задачи,   которые ранее не могли решаться в реальном или  допустимом  масштабе  времени  из-за огромной размерности  данных и  трудоемкости  расчетов,  стали  повседневной реальностью.  Одной  из  самых  главных  забот  менеджмента   стали   задачи

Информация о работе Менеджмент как тип рыночного управления