Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:47, реферат
Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой. Как наука, управление представляет собой постоянно накапливающуюся совокупность знаний и методов их получения. Психология управления находится в постоянном поиске новых данных о природе воздействия человека на другого человека, группу или общество в целом с целью понять и объяснить механизмы этого воздействия и способы его совершенствования.
МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА И ИСКУССТВО
1.Управление как наука и искусство
Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой. Как наука, управление представляет собой постоянно накапливающуюся совокупность знаний и методов их получения. Психология управления находится в постоянном поиске новых данных о природе воздействия человека на другого человека, группу или общество в целом с целью понять и объяснить механизмы этого воздействия и способы его совершенствования.
Психология управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Описание психологических явлений и приведение их в систему, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — вот основная задача психологии управления как науки. Кроме того, психология как наука анализирует психологические условия и особенности управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется посредством деятельности руководителей, в которой, как известно, основными являются следующие направления: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы организации, формирование программы деятельности подчиненных, оптимизация деятельности самого руководителя.
Психология управления изучает и особенности личности руководителя: его управленческие потребности и способности, индивидуальную управленческую концепцию, включающую миссию и видение, управленческие замыслы, а также внутренне принятые им принципы и правила управления. Также психология управления изучает способы взаимодействия руководителей в иерархически выстроенной управленческой подсистеме, их срабатываемости, определяющей успешность функционирования системы в целом.
Однако управление далеко не всегда может опираться на дедуктивные и экспериментальные методы познания, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния огромного множества факторов. Управление располагает еще одним особым инструментом — интуицией. Конечно, интуиция основана на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, неосознанность мыслительных процессов, приведших в верному решению, свидетельствуют о тесной связи науки с ее точными методами и искусства с его озарением и вдохновением. Хороший руководитель обладает управленческим чутьем, которое подсказывает ему верное решение в тех условиях, когда очень сложно рационально определить правильное поведение или принятие правильного решения. Управляющие всех рангов находятся в постоянном контакте с изменяющейся социальной средой и разными людьми и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков, таких как Г. Кунц, С. О'Доннел и др., категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством. Они утверждают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации» (СНОСКА: Арская Л. П. Япония: наука и искусство управления. М., 1998. С. 108.). Но это искусство опирается на науку: «Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств» (СНОСКА: Там же, с. 120.)
Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от вариантов, предложенных отдельными людьми, умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Несмотря на то, что не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.
Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во многих сферах знаний. Но, поскольку он работает в первую очередь с людьми, то обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными гуманитарными и психологическими знаниями.
В широком смысле термин «искусство» применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно и в технологическом, и в эстетическом смысле. Искусство проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации. Одновременно оно развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Но это особое искусство, так как оно впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методов воздействия на личность.
Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших экономических достижений и решения социальных проблем.
Таким образом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть наукой и искусством управления.
2.Менеджмент наука или искусство?
Вопрос, конечно, интересный. Вот, например, «Чёрный квадрат» пресловутого Малевича отдельные граждане склонны считать – искусством! И даже выкладывать за него бешеные деньги! Что, на мой взгляд, непрактично. Гораздо проще взять линейку и тушь и нарисовать эту фигуру самим. И можно не ограничиваться только этой фигурой – докажите, что Вы тоже творец! Хоть и очень глубоко в душе.
Провести реальную границу, и обозначить точно «Это есть искусство», а «это не есть искусство» – мы не можем.
Но, может быть есть какие-нибудь другие критерии?
Давайте рассмотрим - что есть наука?
Здесь такой критерий есть. Наукой общепризнанно именуется «сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». Иными словами – то, что можно подтвердить экспериментом, то, что описывает реально происходящие события, то, на основе чего можно предсказать поведение чего-либо, и не соврать более допустимой погрешности.
Отсюда следует, что: науке можно научить. Можно взять группу более или менее желающих индивидов, впихнуть тем или иным способом в них определённую информацию, после чего нафаршированный знаниями контингент станет применять их на практике, причём с одинаковым результатом.
Искусству научить нельзя. Вы спросите, а ради чего существуют институты культуры, театральные училища и другие, не менее уважаемые заведения?!
Но почему же у нас такое количество бездарных певцов, актёров и художников по образованию, рисующих исключительно вывески и лозунги?
А ведь всё предельно просто: в искусстве важна индивидуальность.
Да, человека можно обучить некоей технике: технике пения, технике пластики, технике музицирования… Но! Это будет всего лишь голая техника. Которой и обучают институты и училища. Образно говоря: да, можно научить управлению автомашиной… достаточно многих. Но много ли среди них будет Шумахеров?
Можно показать человеку, как правильно пройтись, как правильно взять ноту, как правильно подготовить холст – всё это необходимые знания, нет спора!
Науке можно научить. То есть, вложить в сознание будущего управленца набор готовых схем и правил, массу различных предписаний на тему: «Как вести себя в той или иной производственной ситуации», в нужный момент обратить внимание клиента на первоисточники, начиная от наместников фараонов Египетских, мастерящих очередной шедевр в Гизе или, что нам ближе – Генри Форда с его всенародно любимой продукцией до антикризисных управляющих, коих в наше смутное время развелось, как тараканов, прости Господи – и Вы получите готовый к употреблению продукт образовательной системы. А далее – только ставьте ему задачу: «Восстановить из руин разваливающуюся команду мастеров в футболе» или «Завалить успешно функционирующее предприятие» - что куда более востребовано ныне. И дайте ему денег! Полномочия он возьмёт сам – Вы этому его научили. И вот он – молодой, лоснящийся Голем с Высшим! образованием и кипящий энтузиазмом приложить его куда следует. Оно искусство? Нет, следование набору готовых схем.
Может ли тогда быть гениальный менеджер! Да может, конечно! И именно такие индивиды и двигают вперёд - науку. Можно быть гениальным учёным. Что такое гениальный учёный? Это человек, имеющий некую базовую систему знаний, который предугадал, в каком направлении ему нужно вести научный поиск, ткнувший пальцем в небо - и попавший в верную гипотезу.
Так же и менеджер. Имея под своими ногами опору из классических ныне знаний психологии, экономики и права – он применяет всё это на практике в изменяющемся обществе. Угадал он, в какую сторону будет развиваться общество с его потребностями или, сумел создать некую потребность у общества – молодец! А если ещё к тому же сумел изобрести и применить новую схему – гений вообще! По проторенной дорожке пройдут менее удачливые.
Итак, что же есть менеджмент в свете вышеизложенного? Я полагаю, что это сплав искусства (надстройки) и науки (фундамента), а также огромный пласт личностных человеческих качеств руководителя.
3.МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО
К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта. К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как
Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности. Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы»[11, с.39]. Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего»[11, с.42].
Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства»[11, с. 46]. Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти
препятствия [11,с. 297]. Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что
предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом». Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно. Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу. Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах,
в какой обстановке применить конкретные научные знания. Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.
Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.
4.Менеджмент: наука или искусство
Как уже говорилось, менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.[1]
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении, которые позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления [34].