Менеджмент как наука и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:56, реферат

Описание работы

Сущность научной основы менеджмента. Особенности современного менеджмента соединяющего науку и искусство управления в единый процесс. Общие характеристики функций управления, классификация его задач.

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 41.74 Кб (Скачать)

Менеджмент как наука и искусство 

Как уже говорилось, менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний -- науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.[1] 

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. 

Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. 

В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении, которые позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления [34]. 

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, -- это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях -- ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д. 

Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. 

Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого -- личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура). 
 
 
 
 

1. Охарактеризовать менеджмент как человеческий фактор, специальность и систему 

Управление - процесс, направленный на достижение цели. Управление социально-экономическими системами, в том числе - производственными получило название менеджмент. Понятие "менеджмент" также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. 

Менеджмент - это наука об организации деятельности социальной системы для достижения заданных целей; учение о достижении целей руками других людей; система управления организацией [8, C.320]. 

Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях. 

Существует три основные функции менеджмента: управление бизнесом по повышению его эффективности, управление менеджерами и управление работниками и работой - обусловлены комплексной природой бизнеса - специфика профессии менеджера заключается в том, чтобы выполнять эти три функции одновременно. В соответствии с основными целями и задачами фирмы функция управления бизнесом является центральной, объединяющей все функции - управлять бизнесом - значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями [4, C.560]. 

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель при принятии управленческих решений должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом следует выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь ее целей. Однако достижение целей всех подсистем организации - явление желательное, но почти всегда нереальное. 

Управляющая система может быть представлена особым видом машины на основании того, что каждая система выполняет какие-либо функции, которые можно рассматривать как цель машины. Одной из основных отличительных категорий управляемых систем является сложность. Любая фирма имеет много противоречивых целей, и это является одним из решающих факторов, обуславливающих необходимость описания предприятия или фирмы как очень сложной вероятностной системы. 
 
 
 
 

11.1. Общие функции управления 

Содержание управления раскрывается в его функциях, которые возникли в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности, в котором выражаются направления целевого воздействия на отношения людей в процессе управления. 

Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. Но несмотря на многообразие, они делятся на общие и конкретные. Общими функциями являются', прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. 

Характерной особенностью общих функций является их взаимное проникновение друг в друга. Например, планирование организуется, координируется, стимулируется, контролируется, анализируется. Организация планируется, координируется, стимулируется, контролируется и т. д. 

Взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью вполне определенных функций управления. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность управления. Задачи управления, как и функции, подразделяют на два класса. К первому относятся общие задачи образования системы производства, ее устойчивости, надежности, развития. Выполнение их дает возможность создавать рациональные формы управления и оценивать результаты жизнедеятельности всей системы. К таким задачам относятся: развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства, поддержание заданных режимов структурных подразделений системы производства, создание заинтересованности работающих в результатах своего труда, организация учета и контроля за деятельностью объекта управления. Эти задачи управления вызывают жизнедеятельность функций, которые реализуются в соответствующих управленческих решениях. 

Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их действия представлена в следующей таблице: 

Общие задачи управления 

Общие функции 

Результаты (решения) 

1. Обоснование темпов планомерного развития организации 

Прогнозирование и планирование 

Планы-прогнозы, стратегический план экономического, научно-технического, социального развития 

2. Образование структурных подразделений системы управления, установление связей между объектом и субъектом управления 

Организация 

Утверждение структур производства и управления взаимосвязями 

Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п. 

3. Установление взаимодействия подразделений производства, 

Согласование действий управленческих подразделений, руководителей, управленческого персонала 

Сохранение установленных режимов, устойчивости, стабильности системы производства 

Координация и регулирование 

Утверждение графиков взаимодействия и распорядка работ 

Утверждение стандартов обязательств, норм 

4. Создание условий для эффективной, творческой работы и поддержание постоянной 

Заинтересованности в результатах труда 

Мотивация 

Утверждение материальных и моральных стимулов к труду 

5. Количественная и качественная оценка, а также учет результатов деятельности

Проверка решений по развитию производства 

Контроль, учет, анализ 

Решения по результатам ревизий, проверок, учета анализа хозяйственной деятельности 

Например, задача управления -- обоснование темпов планомерного развития системы производства -- вызывает к жизни общую функцию -- прогнозирование и планирование, а результатом ее воздействия являются планы, прогнозы социального, экономического и научно-технического развития. 

Ко второму классу относятся задачи специфического характера. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности производственного процесса, экономического обслуживания производства, развития коллектива как социальной группы. Этот класс охватывает непосредственно производственную, научно-техническую, экономическую и политическую область производства, а также научно-техническое развитие. 

Задачи управления второго класса требуют действия специфических функций, к которым в первую очередь относятся производственные функции управления: технические, технологические, организации труда, обеспечения сырьем и материалами, обслуживания производства. Задачи научно-технического развития производства требуют действия функций управления научно-техническим прогрессом, экономического обслуживания -- экономических функций, а социально-политического и духовно-идеологического развития производственного коллектива вызывают к жизни политические функций. Остановимся на характеристике общих функций управления. 

11.1.1. Прогнозирование и планирование 

Это главное звено системы управления занимает ведущее место среди ее функций. Экономическое прогнозирование -- это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование -- это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. 

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, они усиливают темпы развития производства, способствуют вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации. 

В широком смысле слова планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее. 

Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, вывшая цель которой -- неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства. 

Пути и средства. Достижение поставленных целей, которые состоят в выборе методов совокупности взаимосвязанных действий. 

Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, 

Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства -- важнейшее условие его эффективности, 
 
 
 
 
 

Информация о работе Менеджмент как наука и искусство