Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:15, доклад
Субъектами строительного рынка, к которым относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, НИИ, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (заводы) - изготовители технологического, энергетического и другого оборудования, население.
Менеджмент качества в строительстве.
Строительный рынок- это открытая организационно-хозяйственная система, характеризующаяся следующими элементами:
В условиях рыночных отношений строительным организациям приходится сталкивать с множеством факторов, негативно влияющих на их деятельность
Для строительных организаций, с целью упорядочения представленных основных рисков, ограничивающих деловую активность, и быстрого их предотвращения может быть предложена следующая классификация (см. табл. 2):
Если
негативное влияние политических факторов
достаточно трудно уменьшить, то факторами,
влияющими на деятельность организации
со стороны рынка и внутренними
экономико-хозяйственными факторами
можно достаточно успешно управлять
и в какой-то степени предотвращать
их с помощью эффективных
Одним из таких эффективных механизмов является система менеджмента качества (СМК, система качества) предприятия, которая дает конкурентные преимущества организации, обеспечивая следующее:
Все выше названное особо актуально для строительства, так как оно непосредственно связывает свою деятельность с тендерными торгами, и получить тендер на производство работ - это задача организации, обеспечивающая ее прибыльность.
Еще
одним важным фактором конкурентоспособности
является имидж организации. Так
как в настоящее время
СМК - это основная составляющая системы управления организацией, направленная на обеспечение качества и эффективности деятельности всей организации, за счет обеспечения качества процессов организации, не только производственных, но и управленческих, и организационных. СМК направлена в первую очередь на ориентацию деятельности организации на удовлетворение требований потребителей, что в свою очередь обеспечивает снижение непроизводительных затрат и улучшения качества производимой продукции и услуг.
Не следует считать, что Система менеджмента качества направлена только на повышение качества. На самом деле, при более глубокой интерпретации этого понятия становится ясно, что речь идет и о системе качества самого менеджмента. СМК - это единственная и единая система, которая имеет формализованные, одинаковые и понятные для всех стран мира требования по качеству и по основным этапам менеджмента. Система управления призвана поддерживать стабильное качество, причем оно не должно быть сверхвысоким, оно должно иметь оплаченный спрос. ISO – это обобщенный международный опыт управления производством в интересах качества.
Движение мирового прогресса стремительно. И если сегодня не позаботиться о внедрении новых методов управления организацией, то завтра для вашего бизнеса может не наступить. Внедрение СМК в течение достаточно небольшого отрезка времени создает новые условия для достижения лучших результатов в работе, позволяет развиваться непрерывно, а значит не отставать. «Если люди делают те же действия, что и раньше, а хотят достичь иного результата – это безумие», - сказал в свое время великий Эйнштейн. Сегодня эти слова современны как никогда.
В России создана Российская Система сертификации СМК ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001, которая выдает сертификат соответствия СМК по стандарту России. Он полностью соответствует международным стандартам ISO и адаптирован к Российским условиям. Это авторизованный перевод. Во всех других странах стандарт ISO так же существует в авторизованном переводе. Другой вопрос, признают ли его за рубежом, доверяют ли ему де-факто. Юридически обязаны признавать, поскольку Россия является участником международного технического комитета ISO. Даже после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, с сертификатом ГОСТ Р ОСО 9001-2001 вы смело можете участвовать в конкурсах и тендерах и на территории России, и на территориях других стран наравне с представителями, скажем Китая или Южной Кореи, у которых имеются сертификаты ISO своих систем. Но если у вас не будет сертификата ISO, то конкурс вы можете проиграть тому зарубежному партнеру, у которого он есть, поскольку, помимо всего остального, сертификат – это современный и эффективный инструмент повышения конкурентоспособности на рынке. Даже если вам по дружбе или недоразумению удастся выиграть торги, то иностранный оппонент подаст в суд и, несомненно, выиграет его при всех равных показателях, потому что у него был сертификат ISO 9001:2000, а у вас – нет.
Чего же на самом деле хотят заявители на внедрение Системы менеджмента качества для сертификации в ГОСТ Р ИСО 9001-2001? Прежде всего, устойчивого бизнеса. Спокойного, уверенного взгляда в завтрашний день, стабильной заработной платы. Хотят развивающегося бизнеса, возможности создавать более востребованную продукцию, чем другие, повышения собственной конкурентоспособности.
Многие наивно думают, что сертификат ISO нужен лишь для выхода на зарубежный рынок. Не открою тайны, сообщив, что для российских строителей дело это не простое и примеры такого выхода найти трудно. Нас там никто не ждет. Большинство зарубежных стран озабочено проблемами безработицы и рьяно защищают свой рынок от «пришельцев». Нужно понять, что Система менеджмента качества это не путевка в другие страны, а хорошо налаженное управление организацией, которое дает стабильные результаты и обеспечивает устойчивое качество, ориентированное на потребителя. Чего мы все хотим? Конечно же, заработать денег! Так вот в России сегодня можно заработать больше, чем в любой другой стране. У нас на Дальнем Востоке столько работы, что дай Бог освоить те средства, которые выделяются Правительством на развитие, допустим, опорной сети автомобильных дорог региона.
Не следует считать, что Система менеджмента качества направлена только на повышение качества. На самом деле, при более глубокой интерпретации этого понятия становится ясно, что речь идет и о системе качества самого менеджмента. СМК - это единственная и единая система, которая имеет формализованные, одинаковые и понятные для всех стран мира требования по качеству и по основным этапам менеджмента. Система управления призвана поддерживать стабильное качество, причем оно не должно быть сверхвысоким, оно должно иметь оплаченный спрос. ISO – это обобщенный международный опыт управления производством в интересах качества.
Движение мирового прогресса стремительно. И если сегодня не позаботиться о внедрении новых методов управления организацией, то завтра для вашего бизнеса может не наступить. Внедрение СМК в течение достаточно небольшого отрезка времени создает новые условия для достижения лучших результатов в работе, позволяет развиваться непрерывно, а значит не отставать. «Если люди делают те же действия, что и раньше, а хотят достичь иного результата – это безумие», - сказал в свое время великий Эйнштейн. Сегодня эти слова современны как никогда.
Внедрение Системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000 – это создание позитивных и эффективных процессов, которые обусловят конечный результат – выпуск конкурентоспособной продукции. Таким же важным конечным результатом внедрения СМК для руководителя и коллектива в целом становится понимание психологи успеха. Если на производстве появился брак, то надо не только искать и устранять его причины. Еще более необходимо понять причины успеха, разобраться, как вы работали, когда брака не было. Очень важно научиться находить и изучать причины успеха.
Стандарт семейства ISO 9000 - это обобщенный опыт управления. Многие успешные фирмы, использующие этот опыт, давно работают, соблюдая основные требования ISO 9001:2000 , и даже не подозревают об этом. Стандарт ISO 9001:2000 - это единственная система, представляющая собой непрерывно развивающийся процесс улучшения Системы менеджмента качества. Так что, после получения сертификата СМК ГОСТ Р ИСО 9001-2001 работа, по сути, только начинается.
К большому сожалению, сегодня довольно популярно предложение рассматривать наличие системы качества по стандарту ISO 9001:2000 как критерий, определяющий право организации осуществлять деятельность в строительной сфере. Это, несомненно, чревато тем, что организации будут вынуждены приобретать в соответствующих органах пакет предусмотренных стандартом документов, на основании которых другие соответствующие органы будут выдавать сертификаты соответствия стандарту ISO 9001:2000. Совершенно очевидно, что при таком положении дел самой системы качества реально не будет. СМК необходимо внедрять, а это долго (от 0,5до 3-х лет), дорого (от 300 тыс. руб.) и не просто. Это по силам предприятиям с развитой системой управления и устойчивым финансовым положением. Однако следует понять, что без методичного внедрения СМК может быть подорвано доверие к сертификации СМК по международному стандарту ISO 9001:2000, а затем и к идее сертификации в целом. Этого не должно произойти. Сама жизнь требует сегодня делать решительные шаги по пути совершенствования, по пути внедрения СМК. Пройти сертификацию работ и услуг в Системе «Росстройсертификация» - значит сделать первый шаг на пути к успеху.
Опыт внедрения СМК для сертификации в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 показал, что самое главное – это преодоление некомпетентности участников процесса, внедрение в сознание основных принципов и преимуществ системы менеджмента качества. С этой целью в Дальневосточном региональном центре сертификации разработаны вводные лекции для разных категорий слушателей, где через простые понятия разъясняются основные положения и требования Системы менеджмента качества по международным стандартам. Для того чтобы дорожно-строительная организация результативно работала, на предприятии должна быть внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК). Поэтому нужно со всей ответственностью подойти к выбору органа по сертификации и системы сертификации. Сделать правильный выбор вам помогут специалисты нашего Центра.
Сегодня каждый понимает, что
наличие у предприятия