Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:05, реферат
Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовать. К организаторским способностям обычно относятся:
• адаптационная мобильность, т. е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
• контактность, т. е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
• стрессоустойчивость, т. е. интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
• доминантность, т. е. властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.
Считаем целесообразным относить к организаторским способностям также следующие:
- способность
организовывать людей,
- способность
организовывать мероприятия,
372
способность представлять в деталях предстоящее мероприятие, возможные проблемы и срывы.
Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение работать с людьми. Сюда относятся:
- знание
в совершенстве своих прямых
подчиненных, их способностей
и возможностей выполнения
- знание
условий, связывающих
- психологическая компетентность менеджера;
- умение
устранять неспособных
- умение строить отношения с людьми с учетом взаимосвязи формальной и неформальной структур;
- способность
и умение влиять на
- умение общаться с людьми, знание "человеческих отношений".
Таким образом, перечень качеств, которыми должен обладать человек, занимающий должностьменеджера, весьма внушительный, а содержание его подчас противоречиво.
Нетрудно понять, что людей, в полной
мере обладающих всеми указанными качествами, практич
Точнее,
следует четко представлять уровень
знаний, перечень навыков и умений,
необходимых для
В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции1. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности.
Студенты могут провести свое профессиональное самоопределение с помощью Государственного образовательного стандарта. Он разрабатывается для каждой специальности, которой обучают в высшем учебном заведении.
373
Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера.
Профессиограмма
- это документ, в котором отражены
(описаны) особенности специальности,
профессии (психологические, производственно-технические,
медико-гигиенические и т. п.). В профессиограмме
дается подробное описание профессии
с указанием наиболее сложных функций данной
профессии, которые вызывают определенные
затруднения в ее освоении. При этом указываются
затруднения, связанные с определенными
психофизиологическими качества
После этого следует провести оценку личных деловых качеств конкретного человека, претендующего или занимающего данную должность, соответствия их предъявляемым требованиям.
Для анализа и оценки личности человека социологами разработана модель, которая включает следующиекачества:
1) деловые (образование, знания, опыт);
2) способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ);
3) культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;
4) характер
(воля, активность, самостоятельность,
обязательность, оперативность, забота
о подчиненных, умение
5) темперамент
(холерик, сангвиник, флегматик
6) направленность интересов (материальная, социальная, духовная);
7) возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий);
8) здоровье
(хорошее, удовлетворительное, плохое).
При этом устанавливаются
• качество отсутствует - 1 балл;
• качество проявляется очень редко - 2 балла;
• качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;
• качество проявляется часто - 4 балла;
374
• качество проявляется систематически - 5 баллов.
Далее экспертным путем определяется весомость каждого качества, а также дается оценка каждомукачеству конкретного человека.
Следует заметить, что набор качеств и особенно их весомость для каждой группы менеджеров будут варьировать.
Экспертная оценка указанных деловых качеств заносится в таблицу, то же - весомость каждого качества(табл. 7.1).
Таблица 7.1
Оценка деловых качеств менеджера Эксперты Экспертные оценки восьми качеств менеджера по пятибалльной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 Весомость по пятибалльной системе После этого, используя табличные данные, исчисляется интегральный показатель (средневзвешенное значение) деловых качеств по формуле
и 8
,=1у=1
Ат ~->
И
где Кт - средневзвешенный интегральный показатель деловых качеств, баллы;
/ = 1, 2,..., п - количество экспертов;
] = 1,2,..., 8 - количество оцениваемых качеств;
о,- - весомость у'-го качества по десятибалльной системе; определяется отдельно для каждой группыменеджеров и специалистов;
ру- оценка /-м экспертому'-го качества менеджера по пятибалльной системе.
375
По данным таблицы выводятся минимальное, среднее и максимально возможное значения интегрального показателя деловых качеств.
Рассчитанный ранее интегральный показатель деловых качеств конкретного человека сопоставляется:
• с предельным (эталонным или максимальным) значением;
• со средним значением;
• с аналогичным показателем конкурентов.
На основе этого
выводится окончательная
Менеджер должен
обладать также лидерскими качествами. Л
Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему.
Чем лидеры отличаются
от формальных менеджеров? Менедже
376
обязанностей. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, не взирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей. Они не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Различия между менеджером и лидером Менеджер Лидер Администратор Новатор, инноватор Командует Вдохновляет Работает по целям и указаниям других Работает по собственным целям В основе действий лежит расчет, план В основе действий лежат видение, интуиция Полагается на систему, организацию Полагается на людей Использует доводы Использует эмоции Контролирует Доверяет Убеждает Призывает Использует преимущественно жесткие, вертикальные связи, отношения и структуры Использует преимущественно мягкие связи и отношения Поддерживает движение Дает импульс движению Профессионален Энтузиаст Принимает решения Реализует решения Делает дело правильно Делает правильное дело Уважаем Обожаем В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и органи
377
затор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.