Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ учета, расчета и хранения денежных средств. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета денежных средств на предприятии, а также выявить роль денежных средств в успешном функционировании организации
- рассмотреть подробно учет, расчет и хранения денежных средств в организации.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета
денежных средств
1.1. Понятия и сущность денежных средств
1.2. Виды денежных средств и их функции
1.3. Нормативное регулирование учета денежных средств
Глава 2. Порядок хранения и организация расчетов
денежных средств в организациях
2.1. Требования, предъявляемые к хранению наличных
денежных средств
2.2.
2.3 Ограничения в расчетах наличными денежными средствами
Заключение
Список использованной литературы
В случаях одинаковых цен на отдельные виды товаров преимущества имеют производители, у которых затраты на изготовление товаров ниже общественно необходимых. Напротив, у производителей, у которых затраты на изготовление товаров выше общественно необходимых, возникают потери вплоть до того, что они вынуждены сократить или прекратить производство таких товаров. В этом проявляется активность воздействия денег, благодаря применению которых стимулируется снижение издержек на изготовление товаров.
Вместе с тем когда речь идет об измерении величины стоимости товара, то имеется в виду ее выражение в ценах, которые характеризуют еше относительный уровень цены по сравнению с ценами других товаров. Здесь нет ничего необычного, поскольку и в некоторых сферах человеческой деятельности применяется метод измерения в относительных величинах. Иными словами, цены товаров отражают не только абсолютную, но и относительную величину их стоимости, а также соотношения стоимости различных товаров.
Некоторые затруднения определения цены товара возникают в связи с переходом от применения денег, обладающих собственной стоимостью, к использованию денежных знаков, не разменных на золото. При применении полноценных денег имеются достаточные основания установления цены товара исходя из соотношения стоимости товара к стоимости денежной единицы.
Однако если в современных условиях вместо полноценных денег повсеместно используются денежные единицы, не обладающие собственной стоимостью, то установление цен существенно осложняется. Тем не менее и неполноценные деньги используются для установления цен. По этому вопросу пока еще не существует исчерпывающего, приемлемого объяснения. Так, определенное распространение получила точка зрения, согласно которой в процессе ценообразования может участвовать не реальное, а мыслимое золото; соответственно в процессе ценообразования нет необходимости использовать полноценные деньги.
1.3. Нормативное регулирование учета денежных средств
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета денежных средств включает[6]:
1. нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
2. методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.
Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета денежных средств принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).
К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и нормативные правовые акты Минфина России, Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О" бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются[7].
Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина России, который по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России "в государственной регистрации не нуждается" - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера.
Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. № 47 "О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации" акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в "Финансовой газете". Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в "Финансовой газете".
Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.
Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной)
Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными для исполнения, как и нормативные правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже.
Акты Минфина России, как нормативные правовые, так и методического (нормативно-технического) характера издаются (принимаются) в виде приказов, независимо от наименования утверждаемого ими текста (методические указания, указания и др.).
Под нормативными актами, составляющими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, понимается совокупность нормативных правовых актов Минфина России и его актов методического (нормативно-технического) характера. Данное определение вытекает из содержания п. 3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Согласно этому документу, "Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации".
В регулировании бухгалтерского учета денежных средств также используется понятие "законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете". Содержание данного понятия раскрыто в ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которой законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона "О бухгалтерском учете", других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Различать приведенные выше понятия (нормативные правовые акты, акты методического (нормативно-технического) характера, нормативные акты, акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете) необходимо для правильного определения объема регулирующих актов при решении вопросов, относящихся к организации и ведению бухгалтерского учета, а также для разрешения отдельных видов противоречий. Например, согласно п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации "организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности".
В приведенной норме установлены две группы актов, которые следует использовать при формировании учетной политики: 1) акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете и 2) нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации. Как рассмотрено выше, к первой группе актов относятся Федеральный закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Вторую группу актов составляют нормативные правовые акты Минфина России и его методические (нормативно-технические) акты, т.е. вторая группа состоит из совокупности приказов Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, независимо от факта регистрации в Минюсте России.
По наименованию утверждаемого текста приказы Минфина России, регулирующие бухгалтерский учет, подразделяются на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания, указания, методические рекомендации, инструкции и др.
Рассмотрим подробнее отдельные виды нормативных актов Минфина России, их роль и значение в регулировании бухгалтерского учета с целью выделения дублирующих друг друга актов - т.е. тех из них, которые регулируют одни и те же вопросы
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) по законодательству РФ распространяет действие на все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Положение регулирует широкий круг вопросов[8]:
1) общие аспекты организации и ведения бухгалтерского учета;
2) порядок бухгалтерского учета отдельных объектов: незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации;
3) вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности.
Эти вопросы также регулируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). В связи с тем, что с момента вступления в силу нового ПБУ не отменяются (не признаются утратившими силу) соответствующие нормы Положения, возникли многочисленные противоречия между данными актами.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.
[1] Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. – М.: 2003. – С. 59.
[2] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ОАО ИЭМЗ «Финстатинформ», 2004. – С. 21.
[3] Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 74.
[4] Эргашев Х.Х. Учет денежных средств, кредитных операций и расчетов: Учебное пособие. –М.: Дажков и К, 2000. – С. 28.
[5] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.:ЮРИСТЬ, 2002. – С. 284.
[6] Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003. – С. 14-15.
[7] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129. (по состоянию на октябрь 2010 г.). – Ст. 3.
[8] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (Приказ Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н (ред. от 24.12.2010))
.