Менеджер исследовательского типа, его черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение категории «менеджер исследовательского типа» в рамках курса «Исследование систем управления».
Задачи работы:
- определить, что представляет собой указанный тип менеджера – исследовательский;
- рассмотреть, какова роль исследовательского типа менеджера в изучении систем управления.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..2
1.Понятие исследования………………………………………………….5
2.Типология исследований………………………………………………...7
3.Характеристики исследования…………………………………………9
4.Исследования в практике управления………………………………..11
5.Менеджер исследовательского типа, его черты……………………..15
6.Требования к современному менеджеру…………………………….19
Библиографический список……………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

ИСЭП готово.doc

— 79.50 Кб (Скачать)


21

 

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение……………………………………………………………………..2

1.Понятие исследования………………………………………………….5

2.Типология исследований………………………………………………...7

3.Характеристики исследования…………………………………………9

4.Исследования в практике управления………………………………..11

5.Менеджер исследовательского типа, его черты……………………..15

6.Требования к современному менеджеру…………………………….19

Библиографический список……………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


введение

 

 

Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Роль управленческого фактора в решении современных проблем общества постоянно растет, что объясняется рядом обстоятельств, одним из которых является глобализация как одна из характернейших черт современности, связанная с резким ускорением изменений, происходящих в бизнесе. Во многом эти изменения зависят от прогресса технологий. Наиболее наглядными являются сдвиги в компьютерных технологиях и телекоммуникациях, оказывающие первостепенное влияние на методы ведения бизнеса практически во всех отраслях, однако изменениями в технике преобразования в современном бизнесе не ограничиваются. Информационные технологии меняют ключевые ресурсы развития. В информационном обществе все больше говорят об исследовательском работнике, постепенно выделяющемся в специальную категорию.
К ней относятся, например, специалисты в области управления, традиционные менеджеры, предприниматели. Все увеличивающаяся скорость изменений в бизнесе меняет характер менеджмента, следовательно, требует формирования новых навыков уже в процессе обучения. От современных менеджеров требуется соединение качеств управляющего, исследователя и предпринимателя.


Управленческие знания должны способствовать правильному проектированию и функционированию правоотношений в конкретных областях производственной, финансовой и маркетинговой деятельности, а также находить верные решения в различных организационно-экономических ситуациях.


Предыдущий опыт совершенствования управления, а также сегодняшняя практика управления в условиях экономических реформ указывают на острую потребность в исследовательском подходе как к управлению, так и к его совершенствованию и развитию. Методологии и практическим навыкам исследования надо учить, вкус к исследовательской деятельности надо прививать, способности к исследовательской работе надо развивать уже в процессе подготовки специалистов.


Современный менеджмент только тогда может быть действительно успешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций и целеустремленности.
Но это оказывается практически возможным только при условии исследования систем управления, которое предполагает поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования, исключения в ней противоречий и установление причин недостатков, а также определение путей дальнейшего развития. Исследования позволяют найти соответствие управления изменяющимся условиям и факторам экономики.


Сложность и многообразие связей предприятия с различными хозяйствующими субъектами на внешних рынках вызывает необходимость того, чтобы освоению корпоративного права, международных стандартов руководители, менеджеры и специалисты предприятий, а также студенты соответствующих специальностей вузов уделяли больше времени, чем это существует сегодня. Следует отметить, что все более ощущается необходимость в кадрах, способных синтезировать экономические, правовые и культурные знания по всему циклу необходимых в практике дисциплин, о чем свидетельствует появление новых специализаций (менеджер по маркетингу, антикризисный управляющий, менеджер по арбитражном управлению, менеджер по корпоративному развитию, менеджер по связям с общественностью и т. п.). Возникает понятие «менеджер исследовательского типа». Что это такое и в чем его особенность?
Цель настоящей работы – изучение категории «менеджер исследовательского типа» в рамках курса «Исследование систем управления».
Задачи работы:


- определить, что представляет собой указанный тип менеджера – исследовательский;
- рассмотреть, какова роль исследовательского типа менеджера в изучении систем управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связыва­ется только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование "следующим образом. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения .

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека

 

 

2.      ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжи­тельные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

 

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие.

1.  Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

3. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей   (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

4. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

5. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

 

6. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

7. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

 

8.  Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует ди­намичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно за­думаться.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления — предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

Информация о работе Менеджер исследовательского типа, его черты