Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:25, реферат
Менеджер по АКУ — это тип личности, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, посткризисная ситуация — этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель
Менеджер по АКУ — это тип личности,
который определяется специальной подготовкой
(содержание и структура знаний), условиями
работы (предкризисное состояние, кризисная
ситуация, посткризисная ситуация — этап
ликвидации последствий кризиса), особенностями
системы управления (цели, стимулы, организация,
контроль) и индивидуальными качествами
человека. Наиболее полное описание специалиста
по АКУ дает его модель. Остановимся на
каждой из ее составляющих подробнее.
Структура знаний представляет собой
знания и умения, которыми должен обладать
специалист по АКУ. Но это не просто перечень
знаний, а определенное их соотношение
и взаимосвязь. Они должны обеспечить
менеджеру по АКУ свободу ориентации в
разнообразных проблемах организационно-
Помимо вышеуказанных, профессиональные
знания специалиста по АКУ должны базироваться
на таких курсах, как основы реструктуризации
собственности, исследование систем управления,
стратегическое планирование, информационные
технологии в АКУ, инвестиционный анализ,
правовые основы банкротства, хозяйственное
право и т. д. Это ядро специальной подготовки,
но далеко не полный перечень знаний, которые
лежат в основе его деятельности. К ряду
общепрофессиональных дисциплин можно
добавить статистику, теорию вероятностей,
математическое моделирование.
Каждый этап работы антикризисного управляющего
требует специфических методов, навыков,
приемов труда и соответственно определенных
умений, которыми должен обладать менеджер.
Способности менеджера по АКУ, его «умения»
можно классифицировать по следующим
основным группам.
Первая
группа. Умения, необходимые для реализации
функций антикризисного управления (приблизительно
50 %):
умение реализовать управленческий цикл,
направленный на достижение поставленной
цели, умение ставить перспективные цели
и задачи, рационально планировать работу,
оперативно управлять в изменяющихся
условиях, четко доводить задания до подчиненных
в ясной и понятной форме, организовывать
контроль;
умение реализовать основные формы работы:
оперативные совещания, служебную переписку,
вести телефонные и другие переговоры;
умение координировать деятельность управляемой
системы:
распределять функции, задачи, полномочия
и обязанности;
умения делегировать полномочия, функции,
власть;
умение активизировать работу сотрудников:
стимулировать, мотивировать, воодушевлять;
умение организовать свою личную работу:
планировать время, соблюдать режим, не
поддаваться текучке.
Реализация данной группы умений подразумевает
наличие следующих индивидуальных качеств
в личности антикризисного управляющего:
демократичность, целеустремленность,
быстрота принятия решений (один способен
выбрать оптимальное из пяти вариантов,
другой — из 20), компетентность, организованность,
ответственность, требовательность, коммуникабельность,
энергичность, перспективность (предусмотрительность),
информированность.
Вторая
группа. Умения, связанные с реализацией
педагогической функции. Она имеет немаловажное
значение на фоне основной деятельности
менеджера по АКУ.
Для эффективной реализации данной функции
антикризисный менеджер должен обладать
высоким уровнем собственных профессиональных
и морально-этических качеств,-владеть
основами социальной психологии и конфликтологии.
Важным требованием и условием эффективной
реализации решений является наличие
авторитета и престижа у руководителя
вообще, а у менеджера по АКУ в особенности.
Эти характеристики определяются не личностными
чертами, а общественным отношением к
нему. Авторитет и престиж можно иметь
только у других людей (сотрудников, подчиненных,
менеджеров высшего уровня). Они выступают
функцией общественной ситуации. К примеру,
менеджер может обладать набором личных
качеств для высокого авторитета и в то
же время иметь весьма низкий фактический
авторитет у сотрудников и подчиненных,
если последние имеют те же черты на таком
же или более высоком уровне.
Авторитет и престиж могут снизиться не
только по причине ошибок, некорректного
поведения или допущенного снижения личностных
качеств менеджера, но и в случае, когда
повысилась квалификация подчиненных
или темпы ее роста обгоняют темпы роста
его уровня квалификации.
Определим:
авторитет есть мера того, насколько подчиненные
(сотрудники) считаются с мнением руководителя,
его советами, указаниями, распоряжениями,
стремятся исполнить его приказы.
престиж — это мера признания способностей,
превосходства знаний, заслуг, успехов
руководителя и уровень влияния этих факторов
на исполнительность подчиненных.
Итак, высокие авторитет и престиж становятся
инструментами эффективного управления.
Авторитет обеспечивает менеджеру по
АКУ дополнительные возможности воздействия
на подчиненных в достижении экстренных
задач. Престиж также выступает рычагом
воздействия, особенно в интеллектуальных
и творческих коллективах.
Индивидуальные качества по данной группе
в основном относятся к моральным: корректность,
выдержанность, культурность, внимательность
к собеседнику и его проблемам, порядочность,
человечность, тактичность, справедливость,
доброжелательность, интеллигентность
и др.
Третья
группа умений связана с коммуникативной
функцией. Коммуникационная сеть имеет
два контура — личностный и информационный.
Потребность оптимизации коммуникационной
сети, необходимость построения ее с точки
зрения экономичности и качества требуют
от антикризисного менеджера умения общаться
с людьми, налаживать контакты с сотрудниками,
партнерами, представителями внешних
организаций и государственных структур.
К этой группе относятся умения слушать
собеседника, входить в его положение
и интересы, владеть письменной и устной
речью, контролировать собственные эмоции.
К индивидуальным качествам, способствующим
реализации этой функции с учетом вышеперечисленных,
можно добавить: обаятельность, жизнерадостность,
сдержанность, воспитанность и т. д.
Профессиональные умения можно сгруппировать
и по фазам жизненного цикла организации.
Так, на этапе латентного течения кризиса
важны такие профессиональные качества,
как:
умение сформулировать проблему, понять
ее содержание, изучить «вглубь»;
сформировать комплекс идей для оперативного
решения проблемы;
3) организовать исследовательскую программу:
рабочий план, расписание, бюджет;
обосновать концепции надежности и законности;
предусмотреть различные пути проведения
контроля;
интерпретировать отсутствие адекватного
ответа.
Эти умения невозможно реализовать, не
обладая способностью исследовательского,
инновационного видения проблемы.
Следующей важной составляющей модели
менеджера является психология личности.
Ее определяют три характеристики: тип
личности, темперамент и уровень интеллекта.
По типу личности возможны два варианта:
экстраверт (направлен на внешний мир)
и интроверт (направлен на внутренний
мир). Экстраверт — общителен, легко принимает
все новое, но часто бросает начатое, не
закончив. Представители данного типа
личности склонны к резкой смене мотивов
и стимулов деятельности, зависимы от
мнения окружающих, обладают альтруистическими
наклонностями. Интроверт — замкнут, в
поступках руководствуется вйутренними
соображениями, поэтому для окружающих
зачастую выглядит «белой вороной». У
него хорошо развита интуиция: способен
точно просчитать ситуацию, поэтому его
решения перспективны. Абсолютные экстра-
и интроверты встречаются редко. Тем не
менее в личности антикризисного менеджера
в большей степени должны присутствовать
черты интроверта.
По темпераменту существуют четыре основных
типа:
сангвиник — спокойный, уравновешенный,
подвижный, адекватная самооценка, трудолюбив.
Слабая черта — неумение быстро перестраиваться
в новых условиях;
флегматик — эмоционально устойчив, темп
мышления замедлен, самооценка занижена,
инертен, для вхождения в новую среду требуется
период адаптации;
холерик — эмоционально неустойчив, отличается
подвижной мимикой, ускоренным темпом
мышления, высоко коммуникабелен, активен.
Познавательные процессы (внимание, восприятие,
память) чрезвычайно подвижны. Самооценка
завышена;
меланхолик — эмоционально чувствителен,
неустойчив, отличается высокой степенью
тревожности, в изменяющихся условиях
подвержен стрессам. Хорошо адаптируется
к социальным ситуациям. Мышление замедленное.
Уровень притязаний, как правило, ниже
реальных возможностей.
В действительности преобладают смешанные
типы темпераментов. Поэтому оценка личности
по данной характеристике может быть условной:
говорят о склонности к тому или иному
типу темперамента или о преобладании
черт. Очевидно, что человек с выраженными
меланхолическими чертами вряд ли сможет
эффективно управлять кризисной ситуацией.
Уровень интеллекта имеет три отметки:
низкий, средний и высокий. Очевидно, что
решение проблем комплексного характера,
«сквозных», а также возникающих на стыке
нескольких областей знаний, предполагает
наличие высокого уровня интеллекта у
антикризисного управляющего.
Антикризисный
управляющий является лицом, персонифицирующим
функции управления. Помимо классических
основу его деятельности составляют следующие
функции.
1. Стратегическая — заключается в постановке
им на основе анализа ситуации и прогнозов
целей организации, координации процесса
разработки стратегии и составления плана.
2. Административная — контроль и оценка
результатов, осуществление коррекции
деятельности, координация ее по срокам,
времени, ресурсам, установление системы
мер поощрений и наказаний.
Экспертно-инновационная — требует от
антикризисного управляющего постоянного,
целенаправленного знакомства с новшествами
в различных сферах экономики, их квалифицированной
оценки и селекции, создания условий для
безотлагательного внедрения в практику.
Воспитательная — предполагает создание
в коллективе благо приятного морально-психологического
климата, поддержание традиций, предотвращение
и разрешение возникающих конфликтов,
формирование стандартов поведения.
Лидирующая — в этой функции антикризисный
управляющий выступает инициатором и
интегратором деятельности, следящим,
чтобы интересы подчиненных и сотрудников
не противоречили целям организации. От
него зависят общий настрой в работе и
сохранение внутреннего единства группы.
Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении
В процессе своей деятельности
антикризисный управляющий
Роль есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения. С понятием «роль» в управлении связаны теории ролевых ожиданий (экспектации), ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных отношений. Роль — это комплекс образцов поведения, связанных с выполнением какой-либо функции ее исполнителем. Каждая роль связана с другими ролями. Их оптимальное сочетание определяет идеальную модель менеджера.
Можно составить разные классификации управленческих ролей в зависимости от критериев, положенных в их основу, характер (формы) воздействия в процессе управления — например, административные и межличностные (неформальные), характера исполнения роли — творческие и репродуктивные, целевой направленности - прямые и косвенные, продолжительности исполнения роли - кратковременные и постоянные и т.д. (рис. 17.1). Одна из классификаций — это классификация по ролевым функциям. Здесь можно выделить четыре основные группы ролей:
• организационные, связанные с реализацией субординационных отношений, полномочий и ответственности в организации — руководитель, дипломат, лидер, наставник;
В процессе своей деятельности
антикризисный управляющий
Каждая роль предполагает свои особые приемы, требует наличия соответствующих личностных качеств, устанавливает этические рамки. В качестве основных (характерных) для менеджера по АКУ можно выделить следующие.
Руководитель — это одна из главных составляющих комплекса ролей в антикризисном управлении. В этой роли менеджер по АКУ руководит предприятием, разрабатывает его стратегию (стратег), определяет основные задачи реорганизационной политики (концептолог), осуществляет делегирование полномочий (организатор). При этом ему часто приходится выступать в роли эксперта в постановке задач. Коллектив кризисного предприятия — благодатная почва для возникновения разнообразных конфликтов — от производственных до межличностных. Руководителю безусловно приходится принимать участие в их урегулировании, т. е. выступать в роли арбитра при разрешении споров и устранении напряженности в коллективе. Основными принципами его поведения в данной ситуации должны быть интересы дела и справедливость.
Лидер — эта роль определяет социальный статус менеджера по АКУ. Антикризисный управляющий обязательно должен быть лидером. В сжатых временных рамках, отведенных ему законом, невозможно добиться намеченного результата, не пользуясь поддержкой всего коллектива. Вот почему в процессе реорганизации производства ему необходимо создать сплоченную команду единомышленников, благоприятную моральную атмосферу для каждого служащего. Именно роль лидера в наибольшей степени реализует интеграцию целей.
Наставник. Отличительным признаком данной роли является то обстоятельство, что в этом амплуа менеджер по АКУ должен обладать максимальным потенциалом знаний, иметь профессиональную компетентность.
Отдавая приказ или поручая что-либо подчиненным, он должен выступить:
Одна из основных функций в менеджменте — активизация деятельности персонала. Активизация лидера отличается от активизации наставника. Если первый воодушевляет коллектив общей идеей, то второй концентрирует внимание на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность.
Дипломат. В этой роли антикризисный управляющий выполняет функции специалиста по связям с общественностью и представителя. Первая связана с социально-психологической составляющей в деятельности менеджера, вторая с внешней деятельностью организации (представление фирмы, заключение договоров, ведение переговоров). В роли представителя антикризисному управляющему нередко приходится выступать оратором и даже публицистом. Он - «лицо» организации, и от его умения выступить с речью, дать интервью, вести переговоры с кредиторами во многом зависит успех деловых встреч и сделок, паблисити организации.
Следует отметить, что роль дипломата — одна из самых неординарных ролей менеджера по АКУ, которая должна сопровождаться целой гаммой сопутствующих знаний, например в области психологии личности и делового общения. Ведь прежде чем принять решение, он должен прочувствовать ситуацию, оценить личности участвующих в ней и только после этого выработать поведенческую тактику.
Деятельность антикризисного управляющего немыслима без знания правовых основ.
Предприниматель. Роль предпринимателя отличается от профессии тем, что последняя определяет собственника, а роль предусматривает комплекс определенных функций. Специфика данной роли отражается в следующем:
Инноватор. Менеджер по АКУ непременно должен иметь инновационный склад мышления. Часто проблемы несостоятельности предприятия заключаются в устаревшей технологии производства. А ведь конкурентоспособность напрямую зависит от технического прогресса. В реализации проекта по преодолению кризисной ситуации важны способность предвидеть и умение пойти на риск.
Исследователь-прогнозист. Эта роль очень важна в современном исследовании, так как в ней реализуется одна из основных функций менеджмента. Значение исследований трудно переоценить. Именно благодаря им становится возможным оптимальное сочетание внутренних возможностей фирмы и внешних потребностей рынка. Исследования необходимы и при составлении прогнозов, которые играют важную роль в построении тактики и стратегии организации. Антикризисная деятельность требует от менеджера аналитических способностей для быстрого определения причин негативных явлений, умения адекватно оценить и предвидеть последствия принимаемых решений.
Информационный центр. Информация занимает особое место в системе антикризисного управления. Полнота, точность, своевременность, достоверность внешней и внутренней информации играют решающую роль в кризисной ситуации. Помимо этих свойств информация в рыночной экономике имеет еще один аспект — секретность, связанный с сохранением коммерческих интересов фирмы. Менеджер по АКУ действительно становится некоторым узловым звеном на пересечении разнообразных каналов информационных потоков. На этапе финасово-экономического анализа ему приходится сталкиваться с большими массивами данных, характеризующими параметры деятельности организации. Результаты их оценки и учета составляют основу стратегии преодоления кризиса. В процессе тактической реализации решений информационный поток меняет направление — менеджер по АКУ становится распространителем информации. Его задача — отправить ее в нужное время и место, чтобы достичь согласованности в действиях собственных подразделений и внешних структур.
Анализ комплекса ролей менеджера по антикризисному управлению показывает, что исполнение конкретной роли подразумевает, что в рамках каждой из них он должен уметь рационально организовывать различную по характеру и содержанию деятельность, учитывая ее специфику. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, менеджер по АКУ создает наиболее благоприятную основу для реализации поставленных целей и достижения результата.
Резюмируя, можно выделить условия успешной реализации ролей антикризисного управляющего:
1. Роли должны быть взаимосвязаны и динамичны. Менеджер по АКУ должен понимать, что ролевая структура его деятельности не дискретна: роли неотделимы одна от другой и обладают некоторой целостностью. Каждая из ролей находится в развитии, постоянно видоизменяясь, переходя из одной в другую.
2. Ролевая структура должна
строиться на основе системного подхода.
В любой ситуации доминирует определенная
роль. Оптимальный ее выбор влечет за собой
выбор соответствующих сочетаний (комплекса)
ролей. Чтобы предупредить всевозможные
пробелы в ролевой структуре деятельности
менеджера по АКУ, на этапе
его подготовки необходимо применять
методы оценки и отбора с целью выявления
способности исполнения всего комплекса
ролей.
При совпадении реальных характеристик
менеджера по АКУ с требуемыми
управленческими качествами, с учетом
рационального, сбалансированного
комплекса ролей