Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:58, контрольная работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
1. Введение
2. Рынок несовершенной конкуренции и его модели
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Несовершенная конкуренция
2.2.1 Монополия
2.2.2 Олигополия
2.2.3 Монополистическая конкуренция
3.Заключение
4.Список литературы
Контрольная работа
по экономике
ТЕМА / ВАРИАНТ
Механизм рынка несовершенной конкуренции
г.Хабаровск, 2009
Содержание
1. Введение
2. Рынок несовершенной конкуренции и его модели
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Несовершенная конкуренция
2.2.1 Монополия
2.2.2 Олигополия
2.2.3 Монополистическая конкуренция
3.Заключение
4.Список литературы
2. Введение
Современная рыночная
экономика представляет собой сложнейший
организм, состоящий из огромного
количества разнообразных
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere - сталкиваться, состязаться).
Конкуренция - это
центр тяжести всей системы рыночного
хозяйства, тип взаимоотношений
между производителями по поводу
установления цен и объемов предложения
товаров на рынке. Это конкуренция
между производителями. Аналогично
определяется конкуренция между
потребителями как
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
2. Рынок несовершенной конкуренции и его модели
2.1 Совершенная конкуренция
Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна соглашаться с ценой, принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Отсутствие контроля за ценами. Колебания цены могут быть довольно интересными, сравните цену яблок в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике совершенная конкуренция в чистом виде явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.
2.2 Несовершенная конкуренция
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа
монополистическая
конкуренция, олигополия и
2.2.1 Монополия
Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями General Motors, Nike, Reebok, Coca-Cola, Sprite и др.
Но есть и другая трактовка понятия монополия - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И, напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает,
что в отрасли имеется только
один производитель, который полностью
контролирует объем предложения
товара. Это позволяет ему
Фирма-монополист обычно
имеет более высокую прибыль,
что, естественно, привлекает в отрасль
других производителей. В случае чистой
монополии барьеры для
1. Эффект масштаба.
Высокоэффективное
2. Исключительные
права. В ряде стран Европы,
Америки и в России
3. Патенты и лицензии.
Правительство гарантирует
4. Собственность
на важнейшие виды сырья.
2.2.2 Олигополия
Под олигополией
понимается рынок, на котором доминирует
несколько крупных фирм. Точное число
фирм определить трудно, т.к. олигополистический
рынок охватывает довольно большую
часть национального рынка, ограниченную
с одной стороны, монополией, с
другой монополистической
Олигополистический
рынок характеризуется
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.
Предприятия чистой
олигополии производят однородный стандартизированный
продукт алюминий, цемент, продукция
химической или сталелитейной
Олигополия, производящая
разнообразную продукцию одного
функционального назначения, называется
дифференцированной. Обычно дифференцированные
олигополии специализируются на выпуске
товаров потребительного
2.2.3 Монополистическая конкуренция
Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами) один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок в процессе завоевания доли, новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами. Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации рынка.
Цена в условиях дифференциации продукта не является единственным орудием конкуренции. В борьбе за рынок сбыта важнейшим фактором становиться и качество товара.
В условия монополистической конкуренции объем сбыта фирмы определяется, помимо цены, такими факторами, как особенности продукта и расходы по сбыту.
Особенно важны издержки сбыта. Фирма идет на эти издержки потому, что они формируют спрос. Наиболее характерная форма затрат на сбыт -реклама. Благодаря рекламе спрос на товар может стать менее эластичным, а цены будут увеличены.
3. Заключение
И в заключение хотелось бы отметить, что современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды. Однако в условиях современного мира мы наблюдает только различные виды несовершенной конкуренции монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Здесь следует отметить, что чистая монополия встречается достаточно редко. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании, и т.п.
Информация о работе Механизм рынка несовершенной конкуренции