Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:56, курсовая работа
Организация как функция—это важнейший вид управленческой деятельности, позволяющий создать условия для реализации выбранной стратегии. Логически функция организации выполняется после завершения процесса планирования и направлена на определение двух основных аспектов устройства объекта:
принятия решения о форме структуры управления и построения организационной структуры;
налаживания взаимодействия и полномочий внутри организации, обеспечивающих связь высшего руководства с остальными уровнями и распределение задач в аппарате управления.1
Университет Российской Академии Образования.
Факультет: Экономики и бизнеса.
Специальность: Связи с Общественностью.
Курсовая работа по дисциплине: Современный менеджмент.
Матричная структура управления.
Выполнила студентка 6-курса.
Нижний Новгород.
2011г.
1. Понятие организационной
структуры. Принципы ее
Организация как функция—это важнейший вид управленческой деятельности, позволяющий создать условия для реализации выбранной стратегии. Логически функция организации выполняется после завершения процесса планирования и направлена на определение двух основных аспектов устройства объекта:
Если формируется новое
предприятие, то в результате осуществления
функции создается требуемая
организация. Если компания уже существует,
то производится анализ сложившейся
организации, и делаются выводы о
том, пригодна ли она для реализации
выбранной стратегии и
Предприятие, фирма, компания,
выполняя функцию организации, разрабатывает
концепцию структуры. Концепция
структуры подразумевает
Итак, «структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
В организационной структуре выделяют три группы организационных связей:
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура
управления должна, прежде всего,
отражать цели и задачи
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями и
обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
2. Типология организаций
Тип организационной структуры, или тип организации, определяется ориентацией предприятия на внутренние проблемы или на потребителя, взаимодействием на уровнях «организация — внешняя среда», «подразделение — подразделение» или «группа — группа», «индивид — организация» (Рис.1)4.
Рис.1. Характеристики типов организаций
Для организаций механистического
типа характерны функциональные, или
традиционные, структуры с функциональной
департаментализацией. Часто механистические
структуры отождествляют с
Основное ограничение
в использовании
Органические структуры—гибкие,
приспособленные к
По типам взаимодействия
с человеком выделяют корпоративную
и индивидуалистическую организации.
Корпорацию можно рассматривать
в юридическом плане как
Индивидуалистическая
Тип организационной структуры определяет возможности компании развиваться, гибко и быстро реагировать на среду, повышать свою конкурентоспособность.
3. Матричная структура. Преимущества и недостатки
В последние десятилетия
получила развитие, так называемая
матричная организационная
Матричная структура представляет собой комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. Матричные структуры появились в 50-60-х годах в небольших по размеру авиакосмических фирмах США. Они были слишком малы, чтобы эффективно использовать чисто проектную (как правило, дорогостоящую) структуру. В корпорациях "Дженерал Электрик", "Шелл Ойл" и в других были проведены эксперименты по наложению проектной структуры на функциональную. Полученная схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. В соответствии с линейной структурой строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению.5
Матрицу образуют двойные линии властных полномочий—традиционных линейно-функциональных и целевых, принадлежащих матричным (целевым) руководителям. Последние вводятся в структуру для разработки проекта (руководитель проекта) или новой товарной линии (матричный руководитель) или функции (директор по инженерному обеспечению). Тем самым производится отделение новых разработок от текущей производственной деятельности или обеспечиваются горизонтальные полномочия руководителя во всех функциональных областях организации (рис.1)6.
Рис. 1. Матричная структура
Матричная организация эффективна, когда необходимо обеспечить инновационный тип реакции компании на среду.
Для обеспечения работы в
рамках матричной структуры требуется
провести изменения в производственной
структуре; создать в материнской
компании специальные целевые
Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение её долгосрочных целей. Для обеспечения координации работ в условиях матричной структуры управления центр управления программами призван увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными и линейными подразделениями.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Матричный руководитель наделяется
всеми ресурсами, необходимыми для
реализации проекта; и отвечает за сроки,
качество и соблюдение стоимости
проекта. Функциональный руководитель
осуществляет обучение и назначение
персонала на проект, а руководитель
подразделения несет
Матричная структура позволяет
эффективно использовать человеческие
ресурсы организации, особенно высококвалифицированные,
так как появляется возможность
привлечения к выполнению проекта
специалистов из разных подразделений.
В ней развиваются
Матричная организация эффективна
в крупной компании, активно занимающейся
инновационной деятельностью. Структура
является очень гибкой, так как
организация может одновременно
иметь столько целевых
Проектные группы создаются, модифицируются и распускаются по мере необходимости; фирма имеет возможность ротации кадров, когда каждый специалист участвует в работе над несколькими проектами; обеспечивается концентрация усилий высшего руководства на решении задач стратегии. Разделение инновационной и текущей деятельности обеспечивает высокую скорость и качество разработок.8
Основной недостаток матричной
организации—отсутствие единоначалия,
что приводит к сложности общей
координации и увеличению затрачиваемого
времени на заседания и решение
спорных вопросов. Приведем перечень
остальных недостатков