Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:06, реферат
Матрица БКГ позволяет фирме:
• классифицировать каждое из своих СХП по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли;
• определить, какое из СХП фирмы занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков;
• произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между СХП.
Матрица БКГ в стратегическом менеджменте
Удобным инструментом для
сопоставления различных СЗХ, в
которых работают СХП организации,
является разработанная Бостонской
консультативной группой (БКГ) матрица.
Размер по вертикали в этой матрице задается
показателем роста объема спроса, а размер
по горизонтали - соотношением доли рынка,
принадлежащей ее ведущему конкуренту.
Это соотношение должно определять сравнительные
конкурентные позиции в будущем.
Матрица БКГ позволяет фирме:
Матрица строится на известной
предпосылке - чем больше доля СХП
на рынке (объем производства), тем
ниже удельные издержки и выше прибыль
в результате относительной экономии
от объемов производства.
Матрица предлагает следующую классификацию
типов СХП в соответствующих СЗХ - "Звезды",
"Дойные коровы", "Дикие кошки"
("Вопросительный знак"), "Собаки"
- и предполагает соответствующие стратегии
для каждого из них.
Опыт использования матрицы
БКГ показал, что она полезна
при определении стратегических
позиций фирмы, а также при
распределении стратегических ресурсов
на ближайшую перспективу. Однако необходимо
отметить, что прежде, чем использовать
для анализа матрицу БКГ, важно
убедиться в том, что рост объема
производимой продукции может быть
надежным показателем перспектив развития,
а относительную позицию фирмы
в конкурентной борьбе можно определить
по ее доле на рынке.
Если эти условия не соблюдаются, перспективы
и условия конкуренции сложнее, то придется
использовать более сложные элементы
анализа.
Shell Direct Policy Metrix
Разбивка модели Shell/DPM на 9 клеток (в виде матрицы 3х3) сделана не случайно. Каждая из 9 клеток соответствует специфической стратегии.
Позиция "Лидер бизнеса"
Отрасль привлекательна и организация имеет в ней сильные позиции, являясь лидером; потенциальный рынок велик, темпы роста рынка высокие; слабых сторон организации, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается.
Возможные стратегии: продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей.
Позиция "Стратегия роста"
Отрасль умеренно привлекательна, но организация занимает в ней сильные позиции. Такое организация является одним из лидеров, находящимся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильным, с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента.
Возможные стратегии: стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса.
Позиция "Стратегия генератора денежной наличности"
Организация занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Оно, если не лидер, то один из лидеров здесь. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли - снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность организации высока, а издержки низки.
Возможные стратегии: Бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода организации. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.
Позиция "Стратегия усиления конкурентных преимуществ"
Организация
занимает среднее положение в
привлекательной отрасли. Поскольку
доля рынка, качество продукции, а также
репутация организации
Возможные стратегии: инвестировать, если бизнес-область стоит того, делая при этом необходимый детальный анализ инвестиций; чтобы переместиться в позицию лидера, потребуются большие инвестиции; бизнес-область рассматривается как весьма подходящая для инвестирования, если она может обеспечить усиление конкурентных преимуществ. Необходимые инвестиции будут больше, чем ожидаемый доход, и поэтому могут потребоваться дополнительные капиталовложения для дальнейшей борьбы за свою долю рынка.
Позиция "Продолжать бизнес с осторожностью"
Организация занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у организации не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли.
Возможные стратегии: инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой, и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения.
Позиция "Стратегии частичного свертывания"
Организация
занимает средние позиции в
Возможные стратегии: поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, организация будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией будет не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса.
Позиция "Удвоить объем производства или свернуть бизнес"
Организация занимает слабые позиции в привлекательной отрасли.
Возможные стратегии: инвестировать или покинуть данный бизнес. Поскольку попытка улучшить конкурентные позиции такого организации посредством атаки по широкому фронту потребовала бы очень больших и рискованных инвестиций, постольку она может быть предпринята только после детального анализа. Если устанавливается, что организация способно бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратегическая линия - "удвоение". В противном случае, стратегическим решением должно быть решение оставить данный бизнес.
Позиция "Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать производство"
Организация занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли.
Возможные стратегии: никаких инвестиций; все управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес.
Позиция "Стратегия свертывания бизнеса"
Организация занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли.
Возможные стратегии: поскольку организация, попадающая в эту клетку, в целом теряет деньги, необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше.
MCKinsey
Сильный |
Средний |
Слабый | |
Высокая |
Победитель 1 |
Победитель 2 |
Промежуточный 1 |
Средняя |
Победитель 3 |
Промежуточный 2 |
Проигравший 1 |
Низкая |
Промежуточный 3 |
Проигравший 2 |
Проигравший 3 |
Согласно модели McKinsey победителям устанавливается высокий приоритет для инвестиций, промежуточному типу — средний, проигравший — низкий. Краткие характеристики каждой из 9 позиций сводятся к следующему.
Победитель 1. По данному бизнесу организация является лидером. Поэтому суть стратегии такого бизнеса — сохранение и усиление позиции, в том числе за счет приоритетного инвестирования.
Победитель 2. Бизнес в данной позиции не является лидирующим, но это и не отстающий бизнес. Стратегическая задача по такому бизнесу должна заключаться в том, чтобы, во-первых, четко выявить сильные и слабые стороны, а во-вторых, осуществить целевое инвестирование для получения максимума прибыли за счет сильных сторон, а также для усиления слабых сторон бизнеса.
Потребитель 3. Бизнес-стратегия должна предусматривать: четкое определение наиболее перспективных конкретных сегментов рынка и целевое инвестирование развития бизнеса именно в таких сегментах, а также конкретные мероприятия по сохранению и дальнейшему усилению конкурентного статуса.
Проигравший 1. Стратегия бизнеса должна быть нацелена на его развитие в сегментах с минимальным уровнем риска и получение реально возможной прибыли за счет отдельных сильных сторон данного бизнеса; или, если это невозможно, - на уход из данной позиции, вплоть до ликвидации бизнеса.
Проигравший 2. Бизнес-стратегия в данной позиции либо концентрирует усилия на снижение риска и защите бизнеса в отдельных наиболее прибыльных сегментов рынка, либо ориентирует организацию на продажу такого бизнеса конкурентам за приемлемую цену.
Проигравший 3. Стратегия такого бизнеса должна быть нацелена или на реалистичные мероприятия по его выводу из данной позиции, или не только на отказ от инвестиций, но даже на полную ликвидацию бизнеса.
Промежуточный 1. Для такого бизнеса возможны две альтернативные стратегии. Первая — переход в победители за счет создания и развития сильных сторон организации именно по данному бизнесу, изыскание на данном рынке своей прибыльной ниши и целевое инвестирование в развитие именно в своей нише. Вторая стратегия — падение в проигравшие вплоть до ликвидации.
Промежуточный 2. Бизнес-стратегия должна быть средней, т.е. возможно только очень избирательное инвестирование в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
Промежуточный 3. Данную позицию часто называют «производитель прибыли». Стратегии такого бизнеса должна предусматривать только «короткие» эффективные инвестиции, т.к. высока вероятность данного рынка.
Информация о работе Матрица БКГ в стратегическом менеджменте