Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, курсовая работа
Важным фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. Бизнес - вид экономической деятельности, который означает свободное хозяйствование, осуществляемое частными лицами, предприятиями или с целью получения дохода. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:
Малый бизнес в Республике Беларусь
А.В. Чернышева
(Представлено:
к.э.н., доцент В.В. Бичанин)
Рассмотренная сущность малого бизнеса, его значимость и актуальность для Беларуси. Определены проблемы развития малого бизнеса и найдены пути их решения.
Важным фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. Бизнес - вид экономической деятельности, который означает свободное хозяйствование, осуществляемое частными лицами, предприятиями или с целью получения дохода. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:
Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством. Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Предпринимательство является серьезным экономическим сектором, способным решить ряд социально-экономических проблем: проблему занятости населения, создание новых предприятий, новых рабочих мест, привлечения прогрессивных технологий, инвестиций и др.
Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого предпринимательства является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами[1].
Небольшие организации вносят существенный вклад в развитие экономики Беларуси, увеличивая объемы ВВП, производства промышленной продукции, общий внешнеторговый оборот и т.д. ( рисунок 1.1).
За 2009 год удельный вес ВВП, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 11,4% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2008 годом на 2,1%.
За 2009 год субъектами малого предпринимательства произведено:
Удельный вес выручки, полученной в 2009 году малыми предприятиями, составил 28,3% и вырос по сравнению с 2008 годом на 7,6 %.
Почти
в 2 раза по сравнению с 2008 годом
увеличен объем инвестиций в основной
капитал малых предприятий.
Рисунок 1.1-Удельный вес малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях за 2007-2009г.г.
Источник: собственная разработка на основе аналитических данных национального статистического комитета РБ [2].
Из приведенной диаграммы видно, что удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях увеличился в 2009 году, причем заметно, чего нельзя было сказать о тенденции 2007 и 2008 годах. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство вносит значительный вклад в развитие экономики, обеспечивая ее необходимыми ресурсами.
Приятно осознавать тот факт, что число малых предприятий с 2007 по 2009 года увеличилось на 26162, тоже самое можно сказать о средней численности работников и заработной плате, которая увеличилась с 2007 года по 2009 на 153000 руб.
По
информации Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь, по состоянию
на 1 ноября 2010 г. в республике состоит
на учете 85324 субъекта малого предпринимательства
– юридическое лицо. По сравнению
с аналогичным периодом 2009 г. количество
юридических лиц – субъектов
малого предпринимательства
Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры.
Наибольший уровень деловой активности в г. Минске - 27 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике – 16,6), наименьший – в Гомельской области – 11 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте. В 2009 году в четырех областях: Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской, этот показатель почти уровнялся и составил 12-13,5 малых предприятий на тысячу населения[4].
Несмотря на то, что в последнее время положение малого бизнеса пытаются улучшить, в Беларуси он испытывает большие трудности. На него приходится 9-10% годового валового продукта страны. Эта цифра свидетельствует о том, что малое предпринимательство еще не приступило к решению своих стратегических задач - удовлетворять запросы массового покупателя, т.е. всего населения страны.
К
тому же предпринимательская
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство является одним из основных рыночных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на экономическое развитие страны.
Для эффективного и продуктивного развития предпринимательства необходимо сделать еще очень много:
Необходимо
понять, что от эффективности развития
сектора малого предпринимательства
зависит благосостояние и стабильность
функционирования всей экономики страны.
Когда это поймут как физические,
юридические лица, так и правительство,
только тогда построится настоящая
рыночная экономика с прекрасно
отлаженным механизмом ее функционирования.
Литература: