Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Важным фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. Бизнес - вид экономической деятельности, который означает свободное хозяйствование, осуществляемое частными лицами, предприятиями или с целью получения дохода. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес в Республике Беларусь статья 2.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

     Малый бизнес в Республике Беларусь

     А.В. Чернышева

     (Представлено: к.э.н., доцент В.В. Бичанин) 
 

     Рассмотренная сущность малого бизнеса, его значимость и  актуальность для  Беларуси. Определены проблемы развития малого бизнеса и найдены  пути их решения.

     Важным  фактором формирования рынка является развитие малого бизнеса. Бизнес - вид экономической деятельности, который означает свободное хозяйствование, осуществляемое частными лицами, предприятиями или с целью получения дохода. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн долл. Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

  • по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства
  • по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
  • по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

     Субъектами  предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством. Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

     Предпринимательство является серьезным экономическим  сектором, способным решить ряд социально-экономических  проблем: проблему занятости населения, создание новых предприятий, новых  рабочих мест, привлечения прогрессивных  технологий, инвестиций и др.

     Сфера деятельности малого предпринимательства  расширяется, количество людей, принимающих  в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Целью  развития малого предпринимательства  является насыщение внутреннего  рынка потребительскими товарами[1].

     Небольшие организации вносят существенный вклад  в развитие экономики Беларуси, увеличивая объемы ВВП, производства промышленной продукции, общий внешнеторговый оборот и т.д. ( рисунок 1.1).

     За 2009 год удельный вес ВВП, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 11,4% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2008 годом на 2,1%.

     За 2009 год субъектами малого предпринимательства  произведено:

  • 9,2% от общего объема промышленного производства (за 2008 год – 8,2%);
  • 29,5% от общего объема розничного товарооборота (за 2008 год – 19,9%);
  • 30,5% от общего объема внешнеторгового оборота (за 2008 год – 16,7%).

     Удельный  вес выручки, полученной в 2009 году малыми предприятиями, составил 28,3% и вырос  по сравнению с 2008 годом на 7,6 %.

     Почти в  2 раза по сравнению с 2008 годом  увеличен объем инвестиций в основной капитал малых предприятий.  

       

     Рисунок 1.1-Удельный вес малых предприятий  Республики Беларусь в основных экономических  показателях за 2007-2009г.г.

     Источник: собственная разработка на основе аналитических  данных национального статистического  комитета РБ [2].

     Из  приведенной диаграммы видно, что  удельный вес малых предприятий  в основных экономических показателях увеличился  в 2009 году, причем заметно, чего нельзя было сказать о тенденции 2007 и 2008 годах. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство вносит значительный вклад в развитие экономики, обеспечивая ее необходимыми ресурсами.

       Приятно осознавать тот факт, что число малых предприятий с 2007 по 2009 года увеличилось на 26162, тоже самое можно сказать о средней численности работников и заработной плате, которая увеличилась с 2007 года по 2009 на 153000 руб.

     По  информации Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, по состоянию  на 1 ноября 2010 г. в республике состоит  на учете 85324 субъекта малого предпринимательства  – юридическое лицо. По сравнению  с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов  малого предпринимательства увеличилось  на 7397 (или на 9,5%), по сравнению с  началом года – также увеличилось  на 6689 (или на 8,5%) [3].

     Уровень регионального развития малых предприятий  во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие  развитой инфраструктуры.

        Наибольший уровень деловой активности в г. Минске  - 27  субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте  (средний показатель по республике – 16,6), наименьший – в Гомельской области – 11 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте. В 2009 году в четырех областях: Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской, этот показатель  почти уровнялся и составил 12-13,5 малых предприятий на тысячу населения[4].

     Несмотря  на то, что в последнее время  положение малого бизнеса пытаются улучшить, в Беларуси он испытывает большие трудности. На него приходится 9-10% годового валового продукта страны. Эта цифра свидетельствует о  том, что малое предпринимательство  еще не приступило к решению своих  стратегических задач - удовлетворять  запросы массового покупателя, т.е. всего населения страны.

     К тому же предпринимательская деятельность в республике сопряжена со многими  проблемами, наиболее важными из которых  являются:

  • проблемы регистрации и перерегистрации;
  • несовершенство налоговой политики;
  • отсутствие правовой гарантии;
  • препятствия при внешнеэкономической деятельности;
  • недостаток инвестиций и сложности при получении кредитов.

     Из  всего  вышесказанного можно сделать  вывод, что предпринимательство  является одним из основных рыночных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на экономическое развитие страны.

     Для эффективного и продуктивного развития предпринимательства необходимо сделать  еще очень много:

  • усовершенствовать законодательную базу, давая тем самым уверенность инвесторам в сохранности их средств;
  • осуществлять реальную поддержку сектора малого предпринимательства, где это необходимо, реально, а не просто говорить о необходимости;
  • давать, если это необходимо, на начальных этапах становления малого предприятия определенные льготы в налогообложении, а не ставить малый бизнес в один ряд с большими  и крупными предприятиями.
  • защищать права собственности.

     Необходимо  понять, что от эффективности развития сектора малого предпринимательства  зависит благосостояние и стабильность функционирования всей экономики страны. Когда это поймут как физические, юридические лица, так и правительство, только тогда построится настоящая  рыночная экономика с прекрасно  отлаженным механизмом ее функционирования. 
 

Литература:

  1. Догиль, Л.Ф.    Предпринимательство и малый бизнес : Учеб. пособие / Л. Ф. Догиль, Б. Д. Семенов. - Мн. : Выш. шк., 2002. - 266с.
  2. Предпринимательская деятельность : учеб.-практ. / А.Н. Алейников. - М. : Новое знание, 2003. - 303 с.
  1.  Министерство  экономики Республики Беларусь [Электронный  ресурс] /   Государственная поддержка малого предпринимательства в Республики Беларусь.- Режим доступа: http://www.economy.gov.by Дата доступа:20.03.2011.
  1. Экономика малого бизнеса : учеб. пособие для  студ. экон. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. Образования / М.И  Балашевич .- Мн.:БГЭУ,2010.-231с.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь