Малый бизнес: понятие, значение, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование представления о малом бизнесе, изучение его современного состояния, выявление проблем и перспективных форм развития.

Работа содержит 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС.docx

— 89.08 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

     МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Минск, 2009

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.

1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей  активно  содействовали  прогрессу во всех областях человеческой  жизнедеятельности.   Поэтому   абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

     Социально – экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается  в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально  развитых странах.

     В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и  обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность  самостоятельно решать проблемы материального  обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность.

     Активный  рост доли малых предприятий в  структуре экономики западных стран  начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято более 50% всего населения, Японию с ее 70% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

     Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится около 40% чистого дохода, а в Японии 50% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

     В Республике Беларусь малое предпринимательство  вносит свой вклад в развитие экономики  республики. И ежегодно его роль и значение возрастают. Развитие предпринимательства, в том числе малого предпринимательства, является одной из важнейших предпосылок  формирования конкурентной среды, развития инициативы населения, социальной стабилизации общества.

     В современных условиях, особенно для постсоциалистических стран, вопрос эффективной государственной политики в области поддержки малого предпринимательства стоит очень актуально.

     Несмотря  на определенные успехи, достигнутые  в развитии данного сектора за более чем десятилетний период, малое  предпринимательство еще не оказывает  столь существенного влияния  на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место  в промышленно-развитых странах.

     Особенно  актуальна проблема развития малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет.

     Целью данной работы является формирование представления о малом бизнесе, изучение его современного состояния, выявление проблем и перспективных форм развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И  ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
 

  • 1.1. Понятие малого бизнеса 
  •      Сложилось ошибочное мнение,  что малое предприятие - это не просто небольшое по численности  или  объему  продукции производство, но  и  совершенно  новая  структура,  особый вид предприятия, основанного на специальной  форме  собственности. На самом  деле  термин  малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и  организации  хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия,  общества с  ограниченной  ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия,  и они могут быть малыми, если попадают под критерии малого предприятия.

         Малый   бизнес   –   это предпринимательская   деятельность,   осуществляемая   субъектами   рыночной экономики  при   определенных   установленных   законами,   государственными органами   или   другими    представительными    организациями    критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

         Как показывает мировая практика, основным  критериальным  показателем, на  основе  которого  предприятия различных организационно  правовых  форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую  очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период  на  предприятии.

         В  ряде  научных  работ  под   малым   бизнесом   понимается   деятельность, осуществляемая небольшой  группой лиц,  или  предприятие,  управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями,  на  основе  которых предприятия  относятся к малому бизнесу является:

          - численность персонала;

          - размер уставного капитала;

          - величина активов;

          - объем оборота (прибыли, дохода).

         По  данным Мирового банка, общее число  показателей,  по  которым  предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства  (бизнеса),  превышает  50. Однако наиболее часто  применяемыми  критериями  являются  те,  что  описаны выше. Практически  во  всех   странах   определяющим   критерием   является численность работников за отчетный период. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

         Например, во Франции очень малыми предприятиями  считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

         В Японии к категории малых и  средних предприятий относятся  юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной  торговле и сфере услуг. Мелкие и  средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

         К субъектам малого предпринимательства  Республики Беларусь относятся юридические  лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица, со среднесписочной  численностью работников:

         в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

         в сельском хозяйстве и научно-технической  сфере - до 60 человек;

         в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

         в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

         в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

        Так  называемая малая экономика –  важный сектор полноценного рынка. Без  малого бизнеса  невозможно становление  цивилизованной рыночной экономики.

         Целями  создания малых предприятий, или  предприятий малого бизнеса, являются:

      • активизация структурной перестройки экономики;
      • насыщение потребительского рынка товарами;
      • преодоление отраслевого и регионального монополизма;
      • расширение конкуренции;
      • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.
      • укрепление экономической базы местных органов власти.
      • развитие сел, небольших городов
      • возрождение художественных промыслов.
     
     
     
     
     
     
     
     

  •  

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1.2. Исторические аспекты  развития малого  бизнеса в Республике  Беларусь 
  •       История становления предпринимательства  в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

          В результате национализации, проведенной  в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось на необходимость дальнейшего развития  кустарной промышленности. Но уже с 1927 г. Советское правительство провело ряд экономических и административных мер, направленных на  вытеснение частного капитала. Запрещалась всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». До 1 июля 1987 г. предпринимательство как таковое в Республике Беларусь официально не признавалось. Именно с этого времени с введением в действие Закона «О кооперации в СССР» началось в Республике становление предпринимательской экономики.

          В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990  г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

          Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физических лиц – частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. РБ слово «частный» заменено на «индивидуальный»).

          Согласно  статье 1 Закона, предпринимательство  - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

          В 1993 г. принимаются законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности»,  «Об АО, ООО, ОДО», в 1994 г. – новый уголовный кодекс, в котором целая глава посвящена преступлениям в сфере предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимаются шаги по формированию законодательной базы рыночной экономики. [3]

          Сегодня предпринимательство в Беларуси развивается с большими трудностями. Наблюдается тенденция ухода предпринимателей в неофициальный сектор и за границу (в основном В Россию). К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:

    • усложненная процедура регистрации предпринимательских структур;
    • отсутствие стартового капитала;
    • установленный уровень фискальных изъятий практически лишает предпринимательство собственных оборотных средств;
    • административные барьеры - действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия разного рода нормативных и распорядительных документов, которые противоречат законодательству РБ и общегосударственным нормативным актам.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2. ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ 

         2.1. Отличия малых  предприятий от больших 

         По  целям деятельности малые предприятия, как правило, не отличаются от больших. Но, как показывает опыт, предприятия небольших размеров, играя важную социально-экономическую роль в обществе, имеют значительно меньшую степень выживаемости и потому нуждаются в государственной поддержке. Учитывая это обстоятельство, многие государства используют определенные параметры, чтобы с их помощью отделить малые предприятия от больших и законодательными актами защитить первые от быстрого разорения.

         Понятия «малое» и «большое» содержат количественную характеристику предприятия. По отношению к величине последнего они выражают масштаб потенциальной  или реальной экономической деятельности, но масштабом можно пользоваться при условии, что он имеет размерность.

                                                   Таблица П. 2.1

         Каталог признаков отличия  малых предприятий  от больших [1, С.22-31]

    Признаки Предприятия
    МАЛЫЕ БОЛЬШИЕ
    I Управление
    1. Кто управляет Собственник-предприниматель Менеджер
    2. Наличие знаний по управлению Не глубокие Фундаментальные
    3. Планирование Слабое Обширное
    4. Как планируются решения Редко коллективно Часто коллективно
    5. Уровень управления Патриархальное По принципам  менеджмента
    6. База принятия решений Много импровизации и интуиции Мало импровизации и интуиции
    7. Связь управляющих с производством Непосредственно участвуют в производственных делах Отдалены от непосредственного производства
    8. Возможности выхода из трудностей  при ошибках управления Малые Большие
    9. Образование управляющих Технически  ориентированное Профессиональное. Технические знания предоставляются  специальными подразделениями
    10. Возможность замены персонала  управления Отсутствует Имеется
    11. Степень разделения труда Персональное  разделение труда, концентрация функций  управления Глубокое функциональное разделение
    12. Информационная база Недостаточная, чтобы использовать преимущества гибкости производства Большая формализованная информационная база
    II ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
    1. Система организации Ориентированная на предпринимателя однолинейная система, обозримая им самим или с помощью  немногих помощников Персонально независимая  ориентированная на вещественные компоненты комплексная организационная система
    2. Степень разделения труда  Концентрация  функций Разделение  труда
    3. Наличие организационных структур Образование подразделений практически исключено Создание многих подразделений
    4. Система использования информации Короткий  прямой путь информации Предписанные  пути движения информации
    5. Взаимосвязи персонала Сильные личные связи Незначительные  личные связи
    6. Система инструктажа и контроля Инструкции  и контроль при персональных контактах Формализованные бесконтактные отношения по инструктажу  и контролю
    7. Сфера делегирования полномочий Ограниченная Многоуровневая
    8. Наличие проблем координации  деятельности  Практически отсутствуют Большие проблемы
    9. Степень формализации процедур Незначительная Высокая
    10. Степень гибкости организационной  системы Высокая Низкая
    III ФИНАНСИРОВАНИЕ
    1. Источник финансирования Владельцы или члены семьи Как правило, многие владельцы
    2. Возможности получения средств  со стороны Отсутствие  доступа к анонимному рынку капиталов, отсюда ограниченные возможности финансирования Неограниченный  доступ к рынку капиталов, отсюда многообразные возможности финансирования
    3. Возможности выхода из кризиса Отсутствие  предпринимательской индивидуальной поддержки. Малая вероятность широкой  государственной поддержки в  кризисной ситуации И та, и другая поддержки вероятны
    IV СБЫТ
    1. Позиция на рынке Удовлетворение  маломерного индивидуализированного спроса в узком пространственном и (или) вещественном сегменте рынка Удовлетворение  многомерного спроса в широком пространственном и (или) вещественном сегменте рынка
    2. Позиция в конкуренции Нестабильная Прочная
    V ПРОИЗВОДСТВО
    1. Интенсивность Интенсивно  для работников Интенсивно  в использовании капиталов
    2. Разделение труда Низкое Высокое
    3. Используемое оборудование Преимущественно универсальное Преимущественно специальное
    4. Динамика затрат Незначительное  снижение удельных затрат с ростом объема производства Сильное снижение затрат
    5. Основа производства Часто долго  связана с определенным базисным нововведением Отсутствие  связи с нововведениями
    VI ИССЛЕДОВАНИЯ И  РАЗВИТИЕ
    1. Организация работ Отсутствие  продолжительно функционирующих специально созданных подразделений, занимающихся исследованиями и развитием Наличие таких  подразделений
    2. Технология работ Краткосрочно  интуитивно направляемые исследования и развитие Долгосрочно и  систематически проводимые исследования и развитие
    3. Связь с производством Совершенствование продукции и методов изготовления почти исключительно направлено на спрос, фундаментальные исследования почти не проводятся Совершенствование продукции и методов ее изготовления проводится в тесной связи с фундаментальными исследованиями
    4. Скорость освоения результатов  исследований Относительно  короткий промежуток между открытием  и хозяйственным его освоением Относительно  длинный промежуток времени
    VII ПОЛУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ  РЕСУРСОВ
    1. Позиции на рынках ресурсов Слабые Сильные
    2. Способы получения ресурсов Чаще  ориентация на заказы (исключение - торговля) Преимущественно ориентированные на долгосрочные контракты  с поставщиками
    VIII ПЕРСОНАЛ
    1. Число занятых Небольшое Большое
    2. Квалификационный состав кадров Часто незначительная доля необученных и обученных  работников Часто большая  доля тех и других работников
    3. Образовательный состав кадров Как правило, небольшое  число специалистов с высшим образованием Большое число занятых с высшим образованием
    4. Уровень профессионализма кадров Наличие преимущественно  широких профессиональных знаний Сильная тенденция к специализации
    5. Взаимоотношения между сотрудниками Четко выраженные личные контакты между всеми занятыми Персональные  контакты возможны только внутри группы занятых
    6. Удовлетворенность в труде Сравнительно  высокая Более низкая
     

         Далеко  не все названные признаки присущи  отдельным малым предприятиям. Австрийский  ученый Х. Плайтер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие:

    1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником.
    2. Предприниматель располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность.
    3. Предприятия изготавливает продукцию по индивидуальным желаниям покупателей.
    4. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны.
    5. Организация производства незначительно формализована.
    6. Предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2.2. Достоинства и  недостатки малого  бизнеса 

         Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма в полной мере ощутили эффективность предприятий  малого бизнеса в экономике и  научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые  занимаются производством товаров  или услуг в небольших масштабах. Экономика таких стран, как Германия, США, Великобритания, во многом основывается на деятельности таких предприятий.

         Наибольшее  влияние на развитие малого предпринимательства  оказывают следующие факторы:

         ●  скачок, произошедший в развитии инфраструктуры и средств связи;

         ●  повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным                 накоплением опыта в крупных  компаниях;

         ● уменьшение габаритов и стоимости  информационных систем, упрощение их использования;

         ●  способствование малыми фирмами  решению вопроса безработицы;

         ●  сокращение рабочей смены как  дополнительный стимул создания предприятий  малого бизнеса;

         ● большая конкурентоспособность  за счет меньших издержек, обусловленных  отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

         ●  расширение сферы услуг, базирующейся на предприятиях малого бизнеса.

         Малые и средние предприятия, обладая  большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую  деятельность:

         1. ориентация производителя в основном  на региональный рынок;

         2. поддержание занятости населения  и создание новых рабочих мест;

         3. выполнение вспомогательных функций  по отношению к крупным производителям;

         4. небольшой первоначальный объем  инвестиций.

         У предприятий малого бизнеса меньшие  сроки строительства, небольшие  размеры, им быстрее и дешевле  перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания ручного  и машинного труда.

         Но  обладая указанными преимуществами, малые и средние предприятия  действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий  малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке  находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой  продукции, более низкий уровень  квалификации кадров. Сложнее обстоит  дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.

         Свое  влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетентность отдельных  предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и  всесторонней системы государственной  и общественной поддержки малого бизнеса – важнейшее условие  его развития.

         К положительным свойствам малого бизнеса относятся:

         1. Независимость действий. Малый бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю.

         2. Возможность более гибких и оперативных решений. В малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что позволяет быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам. Это имеет особое значение в торговле – в первую очередь модными вещами, а также услугами.

         3. Адаптация к особенностям местных условий. Малый предприниматель идеально организован и приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

         4. Сильные симпатии к малому бизнесу. Малый бизнес ассоциируется с «американской мечтой», поэтому в общественном мнении преобладают симпатии к малым фирмам и обычно к ним не относятся многие критические оценки, высказанные в адрес большого бизнеса.

         5. Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание.

         6. Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.

         7. Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.

         8. Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки. В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как «многостаночники».

         9. Преимущества при специфическом или персональном рынке. Более крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

         10. Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется инновационный, предпринимательский дух.

         У малых предприятий есть несколько  слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Они обусловлены как раз тем, что этот бизнес является малым.

         1. Низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы алого бизнеса, особенно частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Эти сложности вызваны стремлением малого бизнеса к независимости, которая существенно ограничивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.

         2. Проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом, так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.

         3. Невыгодные позиции в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством.

         4. Особенности кредитования малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес.

         5. Начало деятельности малого бизнеса. Нужен первоначальный капитал, а его, как правило, нет, но малый бизнес – это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективный бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.

         Можно выделить еще ряд недостатков  малого бизнеса: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, когда малое  предприятие – акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении  дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; проблемы с привлечением высококвалифицированных  специалистов; часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального  экспорта; недогрузка основных фондов. 
     
     
     
     
     
     

         2.3. Основные тенденции  в развитии малого  предпринимательства 

         Отмечая основные тенденции в развитии малого предпринимательства и устанавливая предпосылки, определившие место и роль небольших организационных структур в современной мировой экономике, сюда, в первую очередь, следует отнести резкий скачок НТП, вызвавший общие технологические изменения.

         С развитием НТП возникают рынки  новых товаров и услуг, емкость  которых вначале незначительна  и не требует массового производства. Но по мере удовлетворения первичного спроса на какой-то вид потребительских  товаров (особенно длительного пользования) у отдельных групп покупателей  формируются специфические требования к изделию. Это приводит к потребности  новых моделей и модификаций  продукции, новых подвидов сервиса, быстро осваиваемых малым бизнесом.

         К устойчивым тенденциям в развитии малого бизнеса надо отнести и его  территориальную привязанность. Небольшие  предприятия, используя близость к  мелкомасштабным рынкам региональной экономики, активно заполняют свободные  ниши.

         Не  менее важные условия для развития предпринимательской инициативы создают  предпосылки, вызванные изменениями  в социальной сфере. В частности, в Беларуси росту числа субъектов  малого бизнеса способствуют динамика безработицы и перераспределения  кадров как результата процессов  реформирования собственности. Вносит свою лепту и иммиграция, чему в  республике способствуют благоприятный  социально-политический климат и малонаселенная сельская местность.

         Многие  предприятия создаются специалистами, потерявшими рабочие места. В  этом заключается одна из причин, почему так стремительно в период экономических  депрессий резко возрастает число  предприятий с небольшим количеством  занятых. Часто возникают структуры  та, где труд считается непривлекательным. Однако характерной с точки зрения поглощения трудовых ресурсов является сфера услуг.

         Наиболее  важным результатом анализа тенденций  в развитии предпринимательства  будет понимание абстрактности  выделения на практике каждой из тенденций  в чистом виде. Условность заключается  в том, что все приведенные  обстоятельства тесно связаны между  собой, переплетаются и вытекают друг из друга, усиливая или ослабляя отдельные моменты. Хотя в теоретическом  аспекте все они могут быть детализированы и конкретно исследованы. Дифференциация предпосылок, воздействующих на предпринимательскую инициативу, дает четкое представление о том, что активизация малых форм бизнеса  – явление совершенно не случайное. Оно во многом отводится и естественной сущности человека, его роли в эволюции предпринимательской экономики. Важное значение имеют также выбор и принятие решений, исходя из специфики поведения структур малого бизнеса в условиях конкурентного рынка, с учетом их преимуществ и недостатков.  

      3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

      3.1. Современное состояние малого бизнеса в Республике Беларусь

     

         Классификация малых предприятий в Республике Беларусь, согласно Закону «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 года выглядит следующим образом (табл. 3.1).

         Таблица 3.1

         Классификация малых предприятий  в РБ 

    Сфера деятельности Численность работников
    Промышленность  и транспорт до 100 человек
    Сельское  хозяйство и научно-техническая  сфера до 60 человек
    Строительство и оптовая торговля до 50 человек
    Другие  отрасли производственной сферы, общественного  питания, бытовое обслуживание до 30 человек
    Розничная торговля до 30 человек
    Другие  отрасли непроизводственной сферы до 25 человек
     

         В силу статьи 1 Закона, создание малых  предприятий допустимо на основе любых форм собственности.

         Республика  Беларусь имеет довольно развитое законодательство, регулирующее предпринимательскую  деятельность, в том числе специальное  законодательство о малом бизнесе. Это законы "О предпринимательской деятельности", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", "О государственной поддержке малого предпринимательства", "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства", постановления Совета Министров Республики Беларусь "О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда поддержки предпринимателей", "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь", «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь" и др., указы Президента Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства».

         В Законе «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. предусмотрены следующие меры по поддержке малого предпринимательства:

    • формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
    • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
    • льготные условия для получения информационных, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий.

         В данном Законе определены главные приоритеты государства в системе поддержки  малого бизнеса. При этом поддержка  осуществления малыми предприятиями  внешнеэкономической деятельности выделяется как отдельное направление. Из этого можно судить о важности поощрения выхода малых предприятий  на внешние рынки для экономики  страны. Тем не менее, в данном направлении  имеется очень широкий спектр совершенствования, так как не все  намеченные мероприятия выполняются.

         В Национальной программе развития экспорта на 2007-2010 годы один из разделов посвящен развитию экспортного потенциала малого и среднего бизнеса. Согласно данной программе, значительный вклад в  развитие экспорта призван обеспечить малый и средний бизнес. При  этом утверждается, что политика стимулирования развития малых и средних предприятий  должна быть нацелена на экспортные производства. Нужно использовать главное достоинство  малого бизнеса – быструю адаптацию  к новым потребностям рынка, к  заполнению ими рыночного пространства.

         Регулирование внешнеэкономической деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь осуществляется в рамках общего законодательства в сфере ВЭД. Сюда можно отнести Таможенный кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 №7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» с изменениями и дополнениями 2003 года, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.1999 № 1000 «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями 2000 и 2004 года, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

         Таким образом, политика стимулирования интернационализации  малого бизнеса в Республике Беларусь является составной частью общей  политики развития малого предпринимательства. Повышение экспортного потенциала малого бизнеса в Республике Беларусь должно начинаться с общего укрепления его позиций в экономике. Мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса  должны одновременно способствовать повышению  конкурентоспособности его продукции, а так же непосредственно стимулировать  выход малых предприятий на внешние  рынки.

         Прежде  всего, о развитии сектора малого предпринимательства в Республике Беларусь следует судить по его численности (табл. 3.2). 

         Таблица 3.2

         Динамика  развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь по данным Министерства статистики и анализа 

    Показатели / год 2004 2005 2006 2007 2008
    1 2 3 4 5 6
    Количество  малых предприятий (МП), тыс. 27,8 29,05 31,0 32,0 33,9
    Удельный  вес малого предпринимательства  в ВВП, % 12,7 13,0 13,2 13,8 14
    Количество  индивидуальных предпринимателей (ИП), тыс. 180,0 189,1 186,7 189,8 181,2
    Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек, 381,0 383,1 387,3 389,2 378,0
     

         Таким образом, количество предприятий малого бизнеса на конец 2008 года составило 33 900. Количество малых предприятий на протяжении последних лет менялось, но незначительно. Роста количества малых предприятий в результате многочисленных перерегистраций практически не наблюдается.

         Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно (рис. 3.1). Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (12%), Гомельская область (8%), Витебская область (7%), Брестская область (8%), Могилёвская область (7%), Гродненская область (8%). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. По формам собственности малые предприятия распределены следующим образом (рис. 3.2).Предполагается, что до конца 2009 года число юридических лиц – субъектов малого бизнеса негосударственной формы собственности увеличится до 34 000, его доля в выручке от реализации товаров (работ и услуг) возрастёт до 30%, а количество занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, - до 14,5% от экономически активного населения.  

         

         Рис. 2.1 Распределение малых предприятий в разрезе регионов Республики Беларусь 

         

         Рис. 2.2 Распределение малых предприятий по формам собственности по данным на конец 2008 года 

         Если  говорить об эффективности функционирования малого бизнеса в Республике, то следует рассмотреть следующие показатели (табл. 3.3). 

         Таблица 3.3

         Анализ  основных экономических  показателей деятельности субъектов малого предпринимательства  за 2007-2008 года 

    Наименование  показателя 2007 год 2008 год
    темп  роста на МП,% темп роста  по экономике респ., % прогнозный  показатель по

    респ.,%

    уд.вес МП в соответсв.

    показателе по респ., %

    темп роста  на МП,% темп роста  по экономике респ., % прогнозный  показатель по

    респ., %

    уд.вес МП в соответсв

    показателе по респ., %

      1 2 3 4 5 6 7 8
    производство  промышленной продукции 113,8 108,0 102-103 9,5 112,1 104,1 104,5-105,5 7,8
    производство  потребительских товаров 118,0 102,5 103-104 11,4 107,5 102,8 103,5-104,5 9,0
    инвестиции  в основной капитал 118,3 96,6 102-103 6,7 113,8 96,8 103,5-104,5 4,3
    объем розничного товарооборота 113,8 108,5 102,5-103,5 5,0 131,3 116,8 104,5-105 5,6
     

         Таким образом, фактические показатели экономического роста по малым предприятиям не только превышают средние по Республике, но и прогнозные (табл. 3.4). 
     

         Таблица 3.4

         Анализ  распределения субъектов  малого предпринимательства  по отраслям народного  хозяйства Республики Беларусь за 1999-2008 года 

    Наименование  отрасли 1999 2003 2008
    1 2 3 4
    Промышленность 18,7 21,1 22,9
    Сельское  хозяйство 0,4 1,1 1,3
    Транспорт и связь 5,4 6,2 5,7
    Строительство 11,3 11,7 12,1
    Торговля  и общ. питание 48,0 42,8 41,0
    Здравоохранение, соцобеспечение 1,2 1,3 2
    Прочие 14,8 14,0 16
     

         Подобная  пропорция распределения предприятий  малого бизнеса по отраслям экономики  сохраняется в течение последних  лет. Оно в целом соответствует  общемировой тенденции.

          Важным  является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий  по экономике в целом их доля среди  малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2008 г.).

         Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2007 г. и 14,4% в 2008 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению – с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2008 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.

      3.2. Формирование инфраструктуры развития малого бизнеса в Республике Беларусь

     

         В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке  малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа  государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в  соответствии с приоритетами Программы  социально-экономического развития, в  настоящий момент на 2007-2010 годы. В  качестве задач программы указывается:

         - комплексное совершенствование  нормативной правовой базы, регулирующей  деятельность субъектов малого  предпринимательства;

         - сокращение административного вмешательства  в деятельность субъектов малого  предпринимательства;

         - создание благоприятных условий  для доступа субъектов малого  предпринимательства к финансовым, материально-техническим, информационным  ресурсам, а также к научно-техническим  разработкам, новым технологиям;

         - повышение эффективности функционирования  и дальнейшего развития инфраструктуры  развития и поддержки малого  предпринимательства;

         - развитие взаимодействия малых  производственных предприятий с  крупными;

         - обеспечение координации деятельности  государственных органов и общественных  организаций (объединений) по  оказанию поддержки малого предпринимательства.

         При этом ресурсное и финансовое обеспечение  в рамках Программы осуществляется посредством:

         - займа на льготной основе;

         - частичной компенсации по выплате  процентов за пользование банковскими  кредитами, направленными на финансирование  инвестиционного проекта (по ставке  не более 0,5 ставки рефинансирования  Национального банка);

         - частичной компенсации расходов  по выплате лизинговых платежей  по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских  процентов за пользование заемными  средствами на приобретение объекта  лизинга;

         - частичного финансирования расходов  по участию в выставочно-ярмарочных  мероприятиях.

         Решения принимаются экспертным советом  по малому предпринимательству при  Минэкономики.

         Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства  идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.

         Таким образом, финансирование развития малого бизнеса с каждым годом снижается  более чем на 50% (табл. 3.5). При этом меняется и целевое использование средств.  

         Таблица 3.5

         Распределение средств по разделам Программ государственной  поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь на 2008 и 1 квартал 2007 года

    № п/п Раздел программы 2008 1 квартал  2007
    1 2 3 4
       
     
    Объем финансирования, млн. руб Удельный вес  в объеме финансирования,% Объем финансирования, млн. руб Удельный вес  в объеме финансирования, %
    1 Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства 0 0 0 0
    2 Ресурсное и  финансовое обеспечение развития малого предпринимательства 228,4 160% 52,5 30%
    3 Формирование  инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства 7,7 30% 0,3 10%
    4 Информационное  обеспечение малого предпринимательства 4,0 100% 14,2 197%
    5 Учебное и методологическое обеспечение малого предпринимательства 0 0% 0 0%
      всего 240,1   67,0  
     

         При этом важен и тот факт, что в  структуре финансирования практически  вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства.

         Более гибкие и эффективные источники  финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен  в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной  капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых  кредитов в их портфелях, а так  же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.

         В результате, коммерческие банки, как  правило, выдают краткосрочные кредиты (на 2-3 месяца) под залог имущества  либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает  сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии  обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как  это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и  залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.

         Согласно  Указ № 1 от 3 января 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119» организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2009 г., вправе перейти на ее применение при соблюдении ими за первые девять месяцев 2008 года критериев средней численности работников и валовой выручки установленных в следующем размере: организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 2625 млн. рублей.

         В рамках Программы поддержки предпринимательства  у нас в стране постепенно создается  инфраструктура всесторонней поддержки  малого предпринимательства, в частности  создаются инкубаторы малого предпринимательства. В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные  центры, в которых размещаются  и используются новые технологии на договорной основе.

         В Республике существует и 57 Центров  поддержки предпринимательства, которые  создаются на основе Постановления  Совета Министров от 25 августа 1997 года № 1111. Функции их схожи с функциями  бизнес-инкубаторов, однако ориентация их деятельности направлена именно на оказание консультационных, информационных, маркетинговых услуг, оказания финансовой помощи. Центры поддержки предпринимательства в основном создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью.

         Центры  поддержки предпринимательства  имеются далеко не во всех регионах, и в последнее время появилась  тенденция к их ликвидации. В силу сложившейся ситуации они не могут  пока быть самоокупаемыми, а местные  власти так же зачастую не имеют  реальной возможности оказать им помощь.

         Согласно  Положению о научно-технологическом  парке, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №996 от 31.07.1997 года, в Республике могут  создаваться научно-технологические  парки. Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, созданный на коммерческой или некоммерческой основе, способствующий развитию предпринимательства  в научно-технической сфере. При  этом технопарком предоставляется  научно-техническая и информационная база. Примером уже созданного технопарка служит т.н. «Силиконовая долина» под  Минском.

         Совет Миниcтpoв Pеcпублики Беларусь принял 21 декабря 1999 г. Пocтанoвление "Oб oбщеcтваx взаимнoгo кpедитoвания cубъектoв малoгo пpедпpинимательcтва" №1972. C пpинятием этoгo дoкумента Белаpуcь вoшла в чиcлo бoлее чем 90 cтpан миpа, где дейcтвует cпециальнoе закoнoдательcтвo, pегулиpующее деятельнocть кpедитныx coюзoв.

         К настоящему времени сложилась и  функционирует единая система поддержки  предпринимательства, имеющая следующую  структуру: Департамент по предпринимательству  Министерства экономики, как государственный  орган, отвечающий за проведение в жизнь  государственной политики по поддержке  предпринимательства, Белорусский  Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки  предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства  в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.

         Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует  Совет по развитию предпринимательства  в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики –  рабочая группа, в состав которой  включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном  уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения  уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных  исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

         В республике ежегодно проводится республиканский  конкурс «Лучший предприниматель  года», который способствует повышению  профессионализма и деловой репутации  руководителей и коллективов  предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской  инициативы населения для решения  задач социально-экономического развития страны.

         Из  всего вышесказанного следует, что  система управления малым бизнесом требует мер по совершенствованию. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         Малый бизнес в рыночной экономике является ее структурным компонентом, выполняющим  функциональную роль в общественном разделении труда. Степень результативности, направленность предпринимательских  структур и полнота реализации их потенциала определяются уровнем развития производительных сил и научно-технического прогресса, интерпретируются в зависимости  от благоприятности сочетания ряда обстоятельств и предпосылок, зависят  от внешних и внутренних факторов, а также от достигнутой хозяйственной  и политической культуры общества.

         Выбор направлений развития и обоснование  профиля малых предприятий во многом зависят от сложившейся общей  организационно-производственной структуры  и, в первую очередь, от действующих  крупных предприятий, размерность  которых, однако, не следует понимать константой.

         Малые предприятия создают благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие  места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

         Социальная  функция малых предприятий состоит  в их способности в больших  масштабах поглощать незанятую  рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому  развитие малых предприятий –  это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

         Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

         Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

         В данной работе я рассмотрела понятие  малого бизнеса, описала его отличительные  черты от крупных предприятий, осветила исторические аспекты развития малого бизнеса в Республике Беларусь, показала все достоинства и недостатки малых предприятий. Особое внимание я уделила анализу развития малого предпринимательства в Республике Беларусь поскольку происходит становление и развитие малого бизнеса как основного звена рыночной экономики. 

         СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ 

    1. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный. // Мн, НФК «Экоперспектива», 1995, С. 21-32
    2. Башлакова О.С. Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона. // Мн, Право и экономика: Гомельский гос. университет, 2004, С.125
    3. Бруцкая Ж.Е. Экономическое развитие Республики Беларусь. //

         (http://www-old.bstu.by/MP/konf/a/a41.html)

    1. Ивачев Л.И. Практическое руководство по ведению малого бизнеса. // М, ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2008
    2. Науменко Б.Н. Малый бизнес. //Мн, ООО «Мисанта», 1996,  С.5-23, С.62-65
    3. Тэпман Л.Н. Малый бизнес. // М, Юнити-Дана, 2004, С.16-27, С.38-43, С.278-282
    4. http://www.president.gov.by/press68070.html#doc
    5. http://www.president.gov.by/press30942.html
    6. http://naviny.by/rubrics/economic/2007/06/07/ic_news_113_271867/
    7. http://www.belarus.by/ru/belarus/economy/small/

    Информация о работе Малый бизнес: понятие, значение, проблемы и перспективы развития