Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:58, реферат
Целью работы является – практическое и теоретическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.
Введение
Проблема лидерства, влияния и власти будет актуальна во все времена. Вопросам лидерства уделяется повышенное внимание во всех организациях. Этой теме посвящено огромное количество книг, статей и исследований.
Если сравнивать лидерство с
руководством, то можно лучше понять
его природу. Быть менеджером и быть
лидером в организации – это
две разные вещи. Менеджер, влияя
на работу подчиненных и строя
отношения с ними, прежде всего, использует
должностную основу власти. Лидерство
же основывается больше на процессе социального
воздействия. В отличие от руководства,
лидерство предполагает наличие
в организации последователей, а
не подчиненных. Соответственно отношения
«начальник – подчиненный», которые
свойственны традиционному
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три группы: формальный лидер, неформальный лидер и формальный руководитель. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, а значит, имеет больший шанс на успех. Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна вообще отрицает какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к попытке подчинённых приписать лидеру почти божественные качества.
Гипотеза курсовой работы заключается в предположении о том, что на выбор стиля руководства влияет степень выраженности лидерских качеств.
Целью курсовой работы является – практическое и теоретическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.
Моя работа на тему «Лидерство, влияние, власть», мне как будущему специалисту очень важна эта тема. Я постараюсь максимально полно раскрыть её. Все свои выводы я опишу в заключении.
1. Лидерство, влияние, власть
1.1 Основа и сущность лидерства
Как показывает практика, ни один фактор не обеспечивает большую пользу и выгоду для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для координации, организации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, наиболее эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где присутствуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиции занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные умения, способности и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что для лидерства является идеальным сочетание двух основ власти: организационной и личностной.
В предпринимательстве тип
— все организационные изменения зависят только от одного человека;
— при достижении цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам всех членов организации;
— уход лидера резко снижает качество управления.
Лидерство руководителя признается последователями лишь тогда, когда он уже доказал свою ценность и компетентность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
— доверие сотрудников;
— способность к коммуникациям;
— видение ситуации в целом;
— гибкость при принятии решений.
Любое учреждение или предприятие, может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная организация. В соответствии с двумя этими организационными структурами логично говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологические, эмоциональные.
Руководство – это феномен, порожденный системой формальных, официальных отношений, а лидерство – системой неформальных отношений. Роль руководителя заранее определена, известен круг его функций. А роль лидера нигде не прописана, все возникает стихийно.
Руководитель всегда назначается
вышестоящим руководством, наделяется
определенными властными
Основное различие между руководством и лидерством заключается в том, что руководство – это по своей сущности социальный феномен, а лидерство – психологический. Но, в тоже время, между ними имеется и много общего.
Во-первых, как лидерство, так и руководство, являются средством организации отношений, средством управления членами социальной группы. Только один из этих феноменов «работает» в системе формальных, официальных отношений, а другой – в системе отношений неформальных.
Во-вторых, оба этих феномена осуществляют процессы социального влияния в коллективе. Но в случае с руководством это влияние идет по официальным каналам, а в случае с лидерством – по неофициальным.
В-третьих, двум этим феноменам присущ
момент субординации отношений. Причем
в руководстве он выражается достаточно
отчетливо и закреплен
В настоящее время хороший
1.2 Концепции лидерства
Изучением лидерских качеств в
мире начали заниматься довольно давно,
в результате этого выделились три
подхода к изучению лидерства: традиционные
концепции лидерства, ситуационные
концепции лидерства и новые
теории лидерства. Исторически более
ранними являются традиционные концепции.
Они основываются на концепциях лидерских
качеств и лидерского поведения.
Сходство данных концепций и возможность
их объединить в одно направление
состоят в том, что они основаны
на рассмотрении лидера как человека,
наделенного уникальными
1.3 Стили руководства
Стиль руководства – это поведение руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленной цели. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• Авторитарный стиль (директивный);
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский
или анархический). Авторитарный стиль
управления характеризуется высокой
централизацией руководства, доминированием
единоначалия. Руководитель требует, чтобы
обо всех делах докладывали именно
ему, единолично принимает решения
или отменяет их. К мнению коллектива
не прислушивается, все решает за коллектив
сам. Преобладающими методами управления
являются приказы, наказания, замечания,
выговоры, лишение различных льгот.
Контроль очень строгий, детальный,
лишающий подчиненных инициативы. Интересы
дела ставятся значительно выше интересов
людей, в общении преобладают
резкость и грубость. Демократический
стиль управления характеризуется
распределением полномочий, инициативы
и ответственности между
Либеральный стиль управления характеризуется
отсутствием активного участия
руководителя в управлении коллективом.
Такой руководитель «плывет по течению»,
ждет или требует указаний сверху
или попадает под влияние коллектива.
Предпочитает не рисковать, «не высовываться»,
увиливает от разрешения назревших
конфликтов, стремится уменьшить
свою персональную ответственность. Работу
пускает на самотек, редко ее контролирует.
Такой стиль руководства
лидерство руководство власть
2. Влияние и власть
Влияние – это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.
Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.
У широкой общественности понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как английский историк Лорд Эктон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. Такой взгляд на власть понять можно. В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или на телевидении. Но сила – вовсе не обязательный компонент власти. В действительности мы скоро узнаем, что кулак, даже в бархатной перчатке, в некоторых обстоятельствах может скорее уменьшить, а не увеличить власть. По нашему определению:
Власть – это возможность влиять на поведение других.
В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и за ее пределами. Один из самых уважаемых в мире экспертов по руководству бизнесом профессор Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, так как руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она – начальник. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
В различных подразделениях организации
руководитель зависит от своего непосредственного
начальства, подчиненных и коллег.
Фактически эти группы представляют
собой часть окружающей руководителя
среды. Без содействия этих людей
руководитель не может эффективно осуществлять
свои функции. Многие руководители также
напрямую зависят от людей и организаций,
находящихся вне их собственной
организации – поставщиков, заказчиков,
конкурентов, регулирующих их деятельность
ведомств и профсоюзов. В идеальном
варианте все эти люди и силы будут
охотно сотрудничать с руководителем,
и предоставлять все