Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:29, статья
Лидерство в информационном обществе можно считать технологией создания и управления политической или деловой репутацией. В определении репутационного менеджмента, можно оттолкнуться от генезиса слова Reputatio (лат.) обдумывание, размышление – создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка.
Лидерство в информационном обществе
Лидерство в информационном обществе можно считать технологией создания и управления политической или деловой репутацией. В определении репутационного менеджмента, можно оттолкнуться от генезиса слова Reputatio (лат.) обдумывание, размышление – создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка. Я знаю о существовании X, но я ничего не знаю об X, мне рассказывают (показывают, пишут) об X. Мое приобретенное оценочное знание об Х – его репутация. Таким образом, репутацией могут обладать люди известные – политики, бизнесмены, ученые, писатели, лидеры мнений. Репутация значима для определенной социальной группы, которая интересуется личностью – ее носителем, адресной группы для данного носителя. В случае кандидата в президенты такая группа расширяется фактически для всего народа. «Репутация» – это, прежде всего то, что представляют о ее носителе окружающие. В структуре репутации можно выделить две незаменимых составляющих репутации – имиджевую и содержательную части.
«Имиджевая» часть, «формальная»: внешний вид, способ выражать свои мысли. Отвечает на вопросы: «кто» и «как» говорит, пишет, выступает, актуализирует себя иными способами. «Содержательная» часть: вопрос «что» говорит носитель, и «почему» он это делает, т.е. говорит именно это, а не что-нибудь другое.
Лидер, как и публичный политик - рисковое положение. Риск в том, что немало желающих занять это место, всегда есть недовольные. А это значит, что лидер всегда находится под прицелом. Формы противодействия могут варьироваться от достаточно мягких: критика деятельности лидера оппозицией к нему; до жестких: не просто компрометация лидера, а откровенная клевета. Конечно, самое разумное - не доводить дело до крайности, вести профилактику контр-технологий.
Если говорить о политических лидерах, то только того, кто пользуется поддержкой экономической и финансовой элит, можно назвать политическим тяжеловесом. Поддержка элит может также много значить при подготовке следующей избирательной кампании, поскольку элиты – это и финансовый, и организационный, и административный ресурсы.
Воздействие на элиты имеет свои сложности для лидера. Элиты, как правило, люди независимые, привыкшие самостоятельно принимать решения, критически относиться к информации, распространяемой СМИ. Этот объем информации, ее содержание значительно отличается от информации массового электората. У элиты есть свои источники во всех вертикалях и горизонталях власти. Словом, работа с элитами - это прецизионная и точная работа. Невозможно воздействие ни на простого индивида, ни на представителя элиты без управления информационными потоками и влияния на содержание информации. Административный контроль хоть и мощное средство давления, но не всегда эффективное. Во-первых, цензура информации порождает дефицит этой самой информации. А такой дефицит - лучшая среда для порождения и распространения неуправляемых слухов. Во-вторых, существуют технологии «обхода» административной цензуры, и тогда новая информация, дошедшая до неподготовленного индивида или общественной группы, может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому дальновидные политики и общественные лидеры понимают, что журналистами надо не столько командовать, сколько «дружить» с ними.
Интерес к скандалам и другим «интересным положениям» мы проявляем в первую очередь как зрители. Всегда любопытно посмотреть, как журналист перемывает «грязное белье» или «органы надзора выявляют многочисленные нарушения». Всем хорошо известно, что дешевле болезнь предупредить, чем вылечить запущенного больного. И чаще всего лучше нет профилактики, чем хорошо представлять себе необходимые шаги в случае кризиса. Кризисные коммуникации, именно так называется направление «Паблик Рилейшнз», пожалуй, самое молодое направление в PR. Задача этой дисциплины – разработать ряд стратегий для организаций (общественных, коммерческих или правительственных) оказавшихся в условиях кризиса. Причем причины кризиса могут быть самыми разнообразными: техногенная или природная катастрофы, злонамеренные действия конкурентов или ошибки сотрудников организации любого уровня. В данном случае кроме ликвидации последствий, для властных органов необходимо правильно выстраивать отношения с простыми людьми, с журналистами, с представителями других ветвей власти и властями вышестоящими. И задача даже не в том, чтобы «сохранить лицо» (хотя и это немаловажно), но не допустить паники, усиления социальной напряженности, других социальных последствий.
Другой фронт работ специалиста в сфере кризисных коммуникаций – это спасение репутации. К сожалению, принцип «спасение репутации дело рук самой репутации» в условиях кризиса не работает, и способен привести к плачевным результатам. Поскольку нередко кризис оказывается кем-то спровоцирован, с целью эту самую репутацию испортить. Вспомните хотя бы громкий скандал, когда человек «очень похожий на Генерального Прокурора» в месте «очень похожем на баню» мылся с женщинами «очень похожими на …». И хотя в итоге никто ничего не доказал, хочется спросить, где тот Генеральный прокурор? Давайте теперь разберемся, какова природа кризиса и как эта природа влияет на развитие кризисной ситуации и на способы разрешения кризисных ситуаций, в том числе и на ошибки, способное только «углубить и усугубить» кризис.
Кризис по своей природе отличается от простого корпоративного конфликта. Конфликт – это системная ситуация, способствующая развитию системы. Кризис же ситуация внесистемная, угрожающая самой системе, способная если не разрушить, то по крайней мере значительно навредить системе, а в нашем случае – репутации лидера. Одной из самых сложных сторон кризиса следует назвать практическую невозможность его предсказать. Точнее можно описать риски, но невозможно сказать, когда и где они произойдут, да и произойдут ли вообще.
Другая немаловажная сторона – быстротечность событий. Кризис, его последствия развиваются как правило очень динамично. А это значит, что нужны быстрые и верные решения для его преодоления и для принятия решения часы, если не минуты. И, если дело идет о значительных катастрофах, таких, как наводнение на юге России, то сам кризис диктует другой ритм жизни.
Другое отличие кризисной ситуации от повседневности и рутины – резкое сокращение точек контроля. Кризис уж если произошел, то его не отменить, не переиграть. Самой ситуацией кризиса практически невозможно управлять, она развивается по собственным законам. И последнее, о чем хотелось бы поговорить в этом разделе – это освещение кризиса СМИ. Любая негативная информация как магнит притягивает к себе колоссальное внимание средств массовой коммуникации и общественности. В коммуникационных дисциплинах это называется несимметричностью позитивных и негативных оценок. Негативная информация привлекает к себе внимание несравнимо активнее, чем позитивная.
Другая особенность массовых коммуникаций – слухи. Кризис привлекает к себе колоссальное внимание, а это значит, что общественное мнение нуждается в гораздо большем количестве информации, чем в условиях спокойной жизни. По ряду причин, начиная от неповоротливости официальных источников и заканчивая сознательным отказом от комментариев – все это благодатная почва для слухов. К тому же массовое сознание обладает способностью «домысливать» ситуацию. Ведь когда любой из нас смотрит на стену, то видит дом, включая те стены, крышу, перекрытия и т.п., скрытые от глаз. Так же и в кризисной ситуации. Мы видим лишь верхушку айсберга, но дорисовываем, домысливаем, достраиваем всю ситуацию у себя в голове. А, учитывая, что в условиях кризиса обнажаются самые глубинные наши страхи и комплексы, мы склонны усиливать и преувеличивать трагичность и катастрофичность ситуации. В общественном мнении начинает работать кризисный мультипликатор.