Лидерство в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:29, статья

Описание работы

Лидерство в информационном обществе можно считать технологией создания и управления политической или деловой репутацией. В определении репутационного менеджмента, можно оттолкнуться от генезиса слова Reputatio (лат.) обдумывание, размышление – создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка.

Работа содержит 1 файл

Лидерство в информационном обществе.docx

— 137.21 Кб (Скачать)

     Лидерство в информационном обществе

     Лидерство в информационном обществе можно  считать технологией создания и  управления политической или деловой  репутацией. В определении репутационного менеджмента, можно оттолкнуться от генезиса слова Reputatio (лат.) обдумывание, размышление – создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка. Я знаю о существовании X, но я ничего не знаю об X, мне рассказывают (показывают, пишут) об X. Мое приобретенное оценочное знание об Х – его репутация. Таким образом, репутацией могут обладать люди известные – политики, бизнесмены, ученые, писатели, лидеры мнений. Репутация значима для определенной социальной группы, которая интересуется личностью – ее носителем, адресной группы для данного носителя. В случае кандидата в президенты такая группа расширяется фактически для всего народа. «Репутация» – это, прежде всего то, что представляют о ее носителе окружающие. В структуре репутации можно выделить две незаменимых составляющих репутации – имиджевую и содержательную части.

     «Имиджевая» часть, «формальная»: внешний вид, способ выражать свои мысли. Отвечает на вопросы: «кто» и «как» говорит, пишет, выступает, актуализирует себя иными способами. «Содержательная» часть: вопрос «что» говорит носитель, и «почему» он это делает, т.е. говорит именно это, а не что-нибудь другое.

     Лидер, как и публичный политик - рисковое положение. Риск в том, что немало желающих занять это место, всегда есть недовольные. А это значит, что  лидер всегда находится под прицелом. Формы противодействия могут  варьироваться от достаточно мягких: критика деятельности лидера оппозицией к нему; до жестких: не просто компрометация  лидера, а откровенная клевета. Конечно, самое разумное - не доводить дело до крайности, вести профилактику контр-технологий.

     Если  говорить о политических лидерах, то только того, кто пользуется поддержкой экономической и финансовой элит, можно назвать политическим тяжеловесом. Поддержка элит может также много  значить при подготовке следующей  избирательной кампании, поскольку  элиты – это и финансовый, и  организационный, и административный ресурсы.

     Воздействие на элиты имеет свои сложности  для лидера. Элиты, как правило, люди независимые, привыкшие самостоятельно принимать решения, критически относиться к информации, распространяемой СМИ. Этот объем информации, ее содержание значительно отличается от  информации массового электората. У элиты есть свои источники во всех вертикалях и горизонталях власти. Словом, работа с элитами - это прецизионная и точная работа. Невозможно воздействие ни на простого индивида, ни на представителя элиты без управления информационными потоками и влияния на содержание информации. Административный контроль хоть и мощное средство давления, но не всегда эффективное. Во-первых, цензура информации порождает дефицит этой самой информации. А такой дефицит - лучшая среда для порождения и распространения неуправляемых слухов. Во-вторых, существуют технологии «обхода» административной цензуры,  и тогда новая информация, дошедшая до неподготовленного индивида или общественной группы, может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому дальновидные политики и общественные лидеры понимают, что журналистами надо не столько командовать, сколько «дружить» с ними.

     Интерес к скандалам и другим «интересным  положениям» мы проявляем в первую очередь как зрители. Всегда любопытно  посмотреть, как журналист перемывает «грязное белье» или «органы надзора  выявляют многочисленные нарушения». Всем хорошо известно, что дешевле болезнь предупредить, чем вылечить запущенного больного. И чаще всего лучше нет профилактики, чем хорошо представлять себе необходимые шаги в случае кризиса. Кризисные коммуникации, именно так называется направление «Паблик Рилейшнз», пожалуй, самое молодое направление в PR. Задача этой дисциплины – разработать ряд стратегий для организаций (общественных, коммерческих или правительственных) оказавшихся в условиях кризиса. Причем причины кризиса могут быть самыми разнообразными: техногенная или природная катастрофы, злонамеренные действия конкурентов или ошибки сотрудников организации любого уровня. В данном случае кроме ликвидации последствий, для властных органов необходимо правильно выстраивать отношения с простыми людьми, с журналистами, с представителями других ветвей власти и властями вышестоящими. И задача даже не в том, чтобы «сохранить лицо» (хотя и это немаловажно), но не допустить паники, усиления социальной напряженности, других социальных последствий.

     Другой  фронт работ специалиста в  сфере кризисных коммуникаций –  это спасение репутации. К сожалению, принцип «спасение репутации  дело рук самой репутации» в условиях кризиса не работает, и способен привести к плачевным результатам. Поскольку нередко кризис оказывается  кем-то спровоцирован, с целью эту  самую репутацию испортить. Вспомните  хотя бы громкий скандал, когда человек  «очень похожий на Генерального Прокурора» в месте «очень похожем на баню»  мылся с женщинами «очень похожими на …». И хотя в итоге никто  ничего не доказал, хочется спросить, где тот Генеральный прокурор? Давайте теперь разберемся, какова природа кризиса и как эта  природа влияет на развитие кризисной  ситуации и на способы разрешения кризисных ситуаций, в том числе  и на ошибки, способное только «углубить  и усугубить» кризис.

     Кризис  по своей природе отличается от простого корпоративного конфликта. Конфликт –  это системная ситуация, способствующая развитию системы. Кризис же ситуация внесистемная, угрожающая самой системе, способная если не разрушить, то по крайней мере значительно навредить  системе, а в нашем случае –  репутации лидера. Одной из самых  сложных сторон кризиса следует  назвать практическую невозможность  его предсказать. Точнее можно описать  риски, но невозможно сказать, когда  и где они произойдут, да и произойдут ли вообще.

     Другая  немаловажная сторона – быстротечность событий. Кризис, его последствия  развиваются как правило очень  динамично. А это значит, что нужны  быстрые и верные решения для  его преодоления и для принятия решения часы, если не минуты. И, если дело идет о значительных катастрофах, таких, как наводнение на юге России, то сам кризис диктует другой ритм жизни.

     Другое  отличие кризисной ситуации от повседневности и рутины – резкое сокращение точек  контроля. Кризис уж если произошел, то его не отменить, не переиграть. Самой  ситуацией кризиса практически  невозможно управлять, она развивается  по собственным законам. И последнее, о чем хотелось бы поговорить в  этом разделе – это освещение  кризиса СМИ. Любая негативная информация как магнит притягивает к себе колоссальное внимание средств массовой коммуникации и общественности. В  коммуникационных дисциплинах это  называется несимметричностью позитивных и негативных оценок. Негативная информация привлекает к себе внимание несравнимо активнее, чем позитивная.

     Другая  особенность массовых коммуникаций – слухи. Кризис привлекает к себе колоссальное внимание, а это значит, что общественное мнение нуждается  в гораздо большем количестве информации, чем в условиях спокойной  жизни. По ряду причин, начиная от неповоротливости официальных источников и заканчивая сознательным отказом от комментариев – все это благодатная почва для слухов. К тому же массовое сознание обладает способностью «домысливать» ситуацию. Ведь когда любой из нас смотрит на стену, то видит дом, включая те стены, крышу, перекрытия и т.п., скрытые от глаз. Так же и в кризисной ситуации. Мы видим лишь верхушку айсберга, но дорисовываем, домысливаем, достраиваем всю ситуацию у себя в голове. А, учитывая, что в условиях кризиса обнажаются самые глубинные наши страхи и комплексы, мы склонны усиливать и преувеличивать трагичность и катастрофичность ситуации. В общественном мнении начинает работать кризисный мультипликатор.


Информация о работе Лидерство в информационном обществе