Лидерство рассматривается
в первую очередь как способность
вести за собой людей для достижения
конкретных целей. Лидер может быть
формальным или неформальным.
Проблеме лидерства посвящено
значительное количество исследований
в нашей стране и за рубежом. Различные
подходы к этой проблеме могут
быть условно разделены на следующие
основные группы:
- Теории личностных качеств лидера
Здесь рассматривались такие
характеристики личности лидера, как
возраст, рост, уровень интеллекта,
академические достижения, способность
к логическим суждениям, проницательность
и т.п. После тщательного анализа нескольких
сотен личностных черт, которыми должны
обладать лидеры, ученые пришли к заключению,
что к общим критериям определения личностных
черт лидера относятся: потенциал, стремление
к развитию, ответственность, участие
и вовлеченность, статус, ситуационные
факторы.
- Поведенческие теории лидерства
Поведенческий подход состоит
в попытке связать эффективность
лидера с его действиями. Имеется
два типа поведения, которым уделяется
много внимания в литературе по проблемам
изучения лидерства: поведение при
принятии решений и поведение, направленное
на решение задач и организацию
внутригруппового взаимодействия. Наиболее
известной из поведенческих теорий лидерства,
является «Решетка лидерства» Блейка
и Моутона, основанная на предположении
о том, что лидеры организаций действуют
в двух направлениях, которые обозначаются
как «внимание на производство» и «внимание
на людей»
В соответствии с тем, в какой
степени лидер уделяет внимание
этим направлениям, его лидерский
стиль позиционируется в определенном
квадрате «сетки»:
- 9:1: «управление по методу загородного клуба» (внимание к потребностям людей и созданию дружеской атмосферы);
- 1:9: «авторитарность» (побуждение к четкому выполнению приказов и распоряжений, внимание к работе);
- 1:1: «обедненное управление» (расходование минимума энергии для сохранения работоспособности организации);
- 9:9: «групповое управление» (работа делается преданными организации людьми, взаимозависимость и осознание общей судьбы ведет к взаимодоверию и взаимоуважению);
- 5:5: «манипулирование» (функционирование организации поддерживается на основе компромиссов и морализирования, производство и мораль поддерживается на средних уровнях).
В данной «решетке» представлены пять
базовых типов лидерского поведения,
которые можно интерпретировать
следующим образом:
- 9:1 — Демократ (коллективист, «свой парень»).
- 1:9 — Диктатор (авторитарный тип, директивный тип).
- 1:1 — Пессимист (либеральный тип, невмешивающийся).
- 9:9 — Организатор (деловой тип, компетентный).
- 5:5 — Манипулятор (соглашатель, интеллектуал).
Названные типы выступают основой
для интерпретации всех квадратов
«решетки» (например, 8:2 – коллективист,
а 8:8 – деловой тип). За основу каждый
раз берутся базовые типы, и
учитывается семантика диагональных
значений.
Блейк и Моутон считали, что стиль,
соответствующий координатам 9:9, является
лучшим стилем лидерства. По их мнению,
это наиболее эффективный стиль, обеспечивающий
создание работоспособных команд. Менеджер
с координатами 5:5 находится на полпути
к совершенству, а менеджеры с координатами
9:1 и 1:9 представляют собой крайности.
Используя «решетку лидерства», менеджер
может определить не только свой стиль
лидерства, но и проанализировать стили,
которых придерживаются его коллеги,
партнеры, конкуренты.
- Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе
Выбирая стиль управления,
предпочтение следует отдать тому стилю,
который в наибольшей степени
учитывает особенности данной ситуации.
процессуальные теории лидерства.
- Процессные подходы к изучению лидерства
В рамках данных подходов рассматривается,
как развиваются отношения между
лидером и подчиненными.
Пример поведения лидера – главное
для его признания в группе
и во многих случаях служит причиной
последующего обожания последователями.
Для этого лидеру нужно найти
своих последователей и постоянно
демонстрировать высокие личностные
качества и образцы поведения. Для
понимания лидерства рассмотрим
наиболее яркие типы отношений управления.
- Неэффективное лидерство построено на отношениях типа «хозяин-раб», когда власть лидера практически абсолютна и может распространяться на решение вопросов о жизни и смерти членов его группы.
- Авторитарное управление основано на традиционных отношениях «начальник – подчиненный», когда власть лидера поддерживается всеми нормативными документами административной системы.
- Эффективное лидерство построено на новом типе отношений «лидер-последователь», когда лидер получает власть от последователей, признающих его ценность и важность.
- Демократическое управление основывается на типе отношений «выбранный руководитель-подчиненный», когда в коллективе высокий уровень самоуправления и группа сама избирает лидера.
Понятия «лидерство» и «власть»
тесно взаимосвязаны: лидеры пользуются
властью, чтобы достичь своих
целей. Вместе с тем между этими
двумя понятиями имеются и
существенные различия. Лидерство предполагает
необходимость достижения целей, в
то время как проявление власти не
всегда будет основано на этом предположении.
Лидерство, как правило, обращено к
более низкому уровню — подчиненным,
власть же может распространяться по
всем направлениям.
Власть пронизывает всю
жизнь организации и поддерживает
её структуру. Власть тесно связано
с лидерством. «Лидерство» - это способность
эффективно использовать все источники
власти. Лидеры используют власть, как
средство для достижения целей группы
или организации. Для того, чтобы
лидерство реализовалось, необходимо
соответствие целей лидера и группы. Для
применения власти такое соответствие
не нужно.
Таким образом, чтобы лучше понимать,
что такое лидерство и кто
такие лидеры, необходимо знать, что
такое власть, на чем она основывается
и каковы основные тактические способы
власти.
Власть — это способность одного человека влиять
на поведение другого. Основу власти составляет
зависимость. Другими словами, чем сильнее
зависимость А от Б, тем сильнее может быть власть Б над А.
Существует несколько
типов власти:
- Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.
- Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящего над ним.
- Власть компетенции. Лидер, если он профессионально подготовлен, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные воспринимают это как властный феномен. Данный канал власти - заслуга личности, обладающей им. Он прочен и надежен, так как компетенция приобретается годами и сохраняется длительное время, чаще всего в течение всей профессиональной жизни человека.
- Власть информации. Исполнители постоянно испытывают потребность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкретным людям. Власть информации — очень мощный рычаг власти для руководителя. Чем выше уровень иерархии в управлении, тем больший поток информации на него поступает.
- Власть должностного положения. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Но должность сама по себе еще не является каналом, проводящим власть. Это только лишь необходимое, но отнюдь не достаточное условие проявления власти. Именно здесь важно сочетание формального (должностное положение) и неформального (компетенция, авторитет) лидерства.
- Власть авторитета. Руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченности. Подчиненные без протеста, порою даже с охотой, повинуются авторитетному руководителю. Авторитет - категория, которая завоевывается годами и может быть потеряна в одночасье. Авторитет включает в себя как личностные, так и профессиональные качества человека. Мнение авторитетного специалиста (даже если оно не вполне правильное) принимается безоговорочно.
- Власть, основанная на вознаграждениях. Люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможности награждать и миловать. Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. Человек, способный влиять на такие ценности, пользуется у людей высоким авторитетом. Человек, использующий только один канал власти, обречен на неудачу. Сочетание двух и более каналов, в основе которых лежат компетенция и авторитет, позволит человеку быть не просто руководителем, а лидером.
Существуют так же следующие
тактические способы власти:
- убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуманная презентация идей и материалов);
- дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);
- коалиции (объединение усилий, получение поддержки со стороны других людей);
- соглашение (использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);
- требования считаться с установленными правилами (напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);
- обращение к авторитетам (получение поддержки на высоком
уровне управления, обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);
- применение санкций (использование системы поощрений и
мер дисциплинарного воздействия).
Право на власть приобретается
лидером в ходе формирования группы
последователей и заключается в
принятии решений и распоряжении
ресурсами группы для достижения
поставленных целей. Реально этим правом
лидер пользуется только до того момента,
пока это признается его последователями.
Таким образом, исходя, из темы
работы можно сделать следующие выводы:
- Лидерство является ключевым инструментом для повышения эффективности управления производством и рассматривается, как определенный набор качеств, стилей и типов поведения лидеров и подходов к решению ситуаций.
- Власть и лидерство являются важнейшими составляющими деятельности организации. Каждое действие в организации связано с проявлением власти, которой пользуются как руководители, так и подчиненные
- Власть и лидерство неразрывно связаны между собой. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без использования принудительных форм власти, речь идет о проявлении лидерства.