Лидерство и власть в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:57, реферат

Описание работы

Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.

Содержание

Введение
1.Понятие, сущность, значение и элементы власти
1.1. Понятие и сущность власти
1.2. Властные отношения как элемент власти
1.3. Значение власти для организации
2. Виды, формы и источники власти
2.1.Источники власти
2.2. Влияние. Стратегии влияния.
2.3. Формы власти
2.4. Виды властных отношений в ходе эволюции организации
3. Проблемы власти. Повышение эффективности власти.
3.1. Проблемы власти в современных организациях
3.2. Баланс власти
3.3. Повышение эффективности власти
Заключение
Список использованных материалов

Работа содержит 1 файл

курс.по власти.rtf

— 1.77 Мб (Скачать)

     Описанная схема безусловно справедлива не для каждой организации. Большинство организаций так и не преодолевают стадию «команды единомышленников». Иногда «команда» «разваливается» из-за непрерывной борьбы за власть.[4]

     В некоторых случаях бизнес-культура организации такова, что она может существовать исключительно в режиме постоянной экспансии. На это ориентированы и менеджеры -- экспансия дает возможность быстрого карьерного роста. Соответственно, замедление темпов развития ведет к упадку организации. Другие организации, напротив, на долгие десятилетия «застревают» на стадии зрелости, и в них формируется аналог «чиновничества». Часто речь идет о тесной взаимосвязи этих организаций и государства -- так называемой «системе вращающихся дверей».[9]

 

      3. Проблемы власти. Повышение эффективности власти. 

     3.1. Проблемы власти в современных организациях 

     Основная причина трудностей руководящего персонала заключается в наличии факторов и людей, которыми нельзя управлять, применяя к ним свою власть. Такая ситуация появляется по причине того, что руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Если руководитель не может эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, то он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации в целом.

     Также если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получит ресурсы, необходимые для определения и достижения целей организации через других людей.[10]

     В современном менеджменте существует не один подход к проблеме лидерства (власти):

     подход с позиций личных качеств лидера, согласно которому, эффективные руководители обладают определённым набором личных качеств. Сформировав в себе эти качества, можно стать эффективным руководителем;

     поведенческий подход, который основной акцент делает на определение наиболее эффективного поведения лидера;

     ситуационный подход, в рамках которого учёные пытаются определить, какое поведение и личные качества лучше всего соответствуют определённым ситуациям.

     Для применения подхода с позиции личных качеств У. Беннисомом была разработана теория личных качеств:

     Управление вниманием - способность лидера представлять результат деятельности так, чтобы это было привлекательно для других.

     Управление значением - способность так передать значение созданного образа, идеи и видения, чтобы они были поняты и приняты.

     Управление доверием - способность построить свою деятельность так, чтобы получит полное доверие своих сотрудников.

     Управление собой - способность знать и вовремя признавать сильные и слабые стороны своей деятельности, умение привлекать для исправления слабых сторон ресурсы других людей.[3]

     Прочность власти и преобладание той или иной её формы зависит не только от конкретной специфики организации, но и от развития общества в целом, культурного и образовательного уровня работников и руководителей. Так, в настоящее время имеет место объективная тенденция к ослаблению любой власти, в том числе и власти менеджеров. Конкретные причины этого заключаются в следующем: значительно сократился разрыв в уровне знаний между руководителями и подчинёнными, их квалификацией; если прежде преобладание руководителей во всех областях, связанных с профессиональной деятельностью было неоспоримым, то сейчас зачастую подчинённые превосходят их во всех отношениях, оставляя руководителю лишь личностный авторитет.[11] 

     3.2. Баланс власти 

     Многим кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако сейчас повсеместно признаётся, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.

     Властью может обладать не только руководитель, но и подчинённый, и, соответственно, существует, так называемая, власть подчинённых. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания. Кроме подчинённых над руководителем могут иметь власть и его коллеги, обладающие важными для него и для деятельности всей организации ресурсами (доступ к важным персонам, информационные ресурсы, доступ к услугам, деньгам и т.д.). [2]

     А для того, чтобы власть в организации была более эффективной и работала для достижения общих целей, необходимо работать так, чтобы существовал гармоничный баланс власти подчинённых и власти руководителя. Баланс власти в организации изображён на рисунке (см. Приложение 2). 

     3.3. Повышение эффективности власти 

     Для повышения эффективности власти и влияния необходимо ввести в структуру властных отношений власть, основанную на вознаграждении и использовать эффект партнёрства в истинной форме.

     3.3.1.Власть, основанная на вознаграждении

     Это очень эффективный способ заинтересовать работника и привлечь его к труду во благо организации. Речь идёт о некоторой системе «бонусов», получаемых руководителем или специалистом (периодически или единовременно), вносящим значительный вклад в работу предприятия.

     Но в этой форме власти, как и во всех других, есть недостатки. Сложностями в применении власти, основанной на вознаграждении, является ограниченность соответствующих ресурсов предприятия, и определение формы и размера вознаграждения, достаточного для стимулирования соответствующего сотрудника предприятия. Для эффективной реализации власти, основанной на вознаграждении, необходимо удовлетворять эти потребности персонала, используя различные подходы, в зависимости от статуса сотрудника.[10]

     Менеджеру высшего звена можно давать возможность приобретения акций компании или присваивать статус «партнёра», премируя процентами от общей прибыли. Для поощрения менеджеров среднего и низшего звена можно применять более простые формы премирования.

     Система влияния, основанная на материальном стимулировании, должна быть очень хорошо продумана с точки зрения психологии персонала и должна побуждать трудящихся проявлять максимум старания и энтузиазма при выполнении должностных обязанностей. Коллективные «одноразовые» премии, выдаваемы без такой системы, будут восприниматься персоналом в лучшем случае, как приятная неожиданность, но не посодействуют более интенсивной и качественной работе, что является напрасной тратой денежных средств предприятия.[6] 

     3.3.2. Партнёрство в истинной форме

     Эффект влияния механизма «партнёрства» можно распространить на всех работников, но более всего он подходит для менеджеров высшего звена.

     Партнёрство тесно связано с принципом влияния через участие, и при грамотном совмещении их можно получить очень хорошие результаты. Для этого необходимо:

     Создать на предприятии (эффективно используя власть, основанную на вознаграждении, и другие приёмы влияния на психологию коллектива) атмосферу сплочённости во имя общей цели - процветания предприятия, и, как следствие, личного процветания. При этом, работник, некачественно выполняющий свою работу, подводит всю фирму, нанося ущерб общему делу.

     Создать такие условия, при которых каждое мнение будет услышано, в независимости от ранга и статуса работника;

     Обеспечить беспристрастную оценку мнений и принятия решений;

     Обеспечить содействие исполнителю по принятому решению. Для этого, помимо коллективного осознания, что решаемая исполнителем задача нужна предприятию, а значит каждому сотруднику, необходимо, чтобы объём работы, произведённой соисполнителем, а также качество исполнения были зафиксированы для объективного анализа эффективности его деятельности, загруженности работой и последующего распределения «бонусов».[11]

 

      Заключение 

     В данной курсовой работе тема власти в организации раскрывается не только с точки зрения менеджмента, но и с точки зрения психологии, так как в работе приводятся примеры и правила поведения руководителей и подчинённых в различных ситуациях и решения некоторых проблем и конфликтов в организации.

     По теме данной курсовой работы можно сделать выводы о том, что лучшими для руководителя и организации в целом являются такие источники власти, как власть личности и власть эксперта. Также можно говорить о том, что для повышения эффективности власти в организациях следует применять власть, основанную на вознаграждении и использовать механизм «партнёрства».

     Тема курсовой работы очень актуальна в современном менеджменте, так как от эффективности власти напрямую зависит работа персонала, атмосфера в коллективе работников и успешность организации в целом.

     Цели, поставленные в начале курсовой работы, были выполнены.

     Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:

     рассмотреть проблемы власти в различных организациях;

     изучить методы подхода к этим проблемам;

     сравнить различные виды власти;

     рассмотреть различные формы власти;

     обобщить все виды и формы власти;

     выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты власти в организации.

     При написании курсовой работы использовался метод подбора и изучения информации.

     Данная работа может быть интересна менеджерам высшего и среднего звена.

 

      Список использованных материалов 

А.М. Омаров. Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., Политиздат, 1987.

Фуллер Д. «Управляй и подчиняйся!». - М., 1992

Г.Б. Казначевская. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №5/2003, А.М. Либман «Власть и организационное развитие».

С.Д. Мартынов. Профессионалы в управлении. М., 1991.

В.И. Образцов. «10 путей к успеху». - Калининград, Янтарный сказ, 2002.

В.И. Кнорринг. Искусство управления. - М., БЕК, 1997.

А.А. Дегтярев. Власть в социальном общении. - М., Полис, 1996.

В.Л. Доблаев. Власть и коммуникации в организациях, 1995.

И.Д. Ладанов. Практический менеджмент. - М., 1992.

 

      Приложения

     Приложение 1 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Приложение 2 

       
 

Информация о работе Лидерство и власть в организации