Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:58, реферат
Менеджеры - это, люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители [2, c. 100].
Требования, предъявляемые к руководителю:
менеджер должен быть твердым, но справедливым;
должен относиться к своим сотрудникам как к членам семьи.
1. ЛИЧНОСТЬ
И КАЧЕСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ. СТИЛЬ
ЕГО РУКОВОДСТВА И
1.1. Личные качества, знания и умения руководителя.
Менеджеры - это, люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители [2, c. 100].
Требования, предъявляемые к руководителю:
менеджер должен быть твердым, но справедливым;
должен относиться к своим сотрудникам как к членам семьи.
На практике
этот принцип наиболее широко используется
в японском менеджменте, где принадлежность
к фирме как к семье
Роли менеджера:
коммуникационная (координационная) роль. В рамках нее менеджер организует взаимодействие своих сотрудников;
информационная роль, т. е. менеджер занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия;
руководитель принимает решения, которые ложатся в основу работы предприятия [5, c. 102].
В результате своей деятельности менеджер проявляет себя с нескольких сторон:
управляющий, обладающий полномочиями, которые позволяют ему руководить группами людей;
лидер, ведущий за собой подчиненных на основе своего авторитета, профессионализма и человеческих качеств;
дипломат, который в состоянии разрешать не только внутренние, но и внешние разногласия с сотрудниками и контрагентами, при этом не потеряв своего авторитета и не уронив престиж фирмы;
воспитатель,
разбирающийся в людях и
инноватор, постоянно совершенствующий деятельность на предприятии в соответствии с современными тенденциями;
просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, который достоин быть примером для окружающих.
Для эффективной работы менеджер должен обладать авторитетом, который позволяет ему влиять на подчиненных. Авторитет основывется на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета, так как властные полномочия не компенсируют недостатков характера.
По мере своей деятельности руководителю приходится работать с партнерами и конкурентами. Их поведение может быть угрожающим и вызывающим, но общаться с ними, несмотря ни на что необходимо предельно корректно, при этом менеджер должен уметь вести переговоры и торговаться.
Другой категорией людей, с которыми приходится общаться менеджеру, являются руководители различных уровней. С ними нужно четко и недвусмысленно формулировать свои мысли, придерживаясь только фактов. Третьей группой людей являются подчиненные. В общении с ними нужно быть строгим, но доброжелательным. От их работы зависит успешность деятельности фирмы и карьера самого менеджера. Помимо вышеперечисленных категорий, руководителю приходится общаться с коллегами, которые ему не подчиняются, но от взаимоотношений с ними зависит продуктивность работы фирмы. В данном случае, как и с партнерами, менеджеру необходимо умение вести переговоры и убеждать [6, c. 50].
1.2. Стиль руководства и эффективность управления.
Поведение руководителя должно быть направлено на создание наиболее позитивного отношения подчиненных, идентифицирующих свои личные цели с целями организации. Первым условием такого поведения является убежденность самого руководителя в необходимости поставленных целей. При его внутреннем несогласии с ними эффект коммуникации будет снижен, а самая безупречная аргументация ослаблена. Второе условие -взаимопонимание и доверие между руководителем и подчиненным. Как известно, психология управления различает два противоположных стиля руководства: авторитарный и либеральный [8, c. 100].
Авторитарный, в своем крайнем выражении, характеризуется особо жесткой постановкой цели и нежеланием отступить от составленного мнения. Черты этого стиля: неподатливость, нетерпимость, доходящая до грубости, строгость, прямолинейность. Указанные черты чаще всего наблюдаются у людей, обнаруживающих неуверенность в своих профессиональных или личных возможностях и прикрывающих ее авторитарными распоряжениями.
Либеральный стиль характеризуется осоой уступчивостью руководителя (вплоть до потери самой цели в процессе коммуникации), предоставляющего партнеру инициативу в формулировке цели и готового принять ее без возражений. Такое поведение (хотя и не всегда) указывает на особую психическую уступчивость людей, независимых в своих суждениях, полностью уверенных в их правоте и поэтому готовых "потакать" наклонностям и пожеланиям собеседников при убежденности в неизбежной победе своего единственно правильного взгляда.
Названные два стиля поведения в их крайнем выражении приводят к отрицательным результатам руководства, ослабляя его эффективность: авторитарный стиль может привести к агрессивному противодействию подчиненного (открытому или скрытому), чувствующего себя обезличенным, отождествляющего цель с выражающим ее "диктатором" и поэтому настроенного на ее неприятие. В случае крайнего либерального подхода руководителя может получиться "хаотичная реакция", в особенности при наличии нескольких сотрудников и невозможности координировать многообразные наклонности и пожелания [8, c. 110].
Можно предложить три формы авторитарного и две формы либерального поведения, придавая каждой условные, выведенные из опыта оценки в баллах.
Наиболее
радикальная форма
Варианты либерального поведения: ограниченное согласие с пожеланиями и наклонностями сотрудников; неограниченное и спонтанное согласие с высказанным мнением собеседника ("Совершенно верно!", "Вполне с вами согласен!").
Наиболее эффективного стиля руководства подчиненными можно добиться, применяя почти вдвое больше элементов убеждения, чем принуждения.
Кроме этого существует ряд условий [8, c. 120]:
1) время
рабочего дня (наилучшего
2) уровень
интеллигентности собеседника (
3) величина руководимой группы (оптимальная - менее 10, максимальная 24 чел.);
4) возраст (особенно трудно управляемые сотрудники до 22 лет и с 45 до 55 лет);
5) пол:
наилучшие результаты
Литература
1. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. СПб., 1999. 500 с.
2. Белоусов А.А. Основы менеджмента. - Владивосток - Изд-во ДВГУ, 2001. 470 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. - М.: МГУ, 1997. 500 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити Дана, 2005. 800 с.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск, 2002. 467 с.
6. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Ленинград, 1986. 300 с.
7. Лилеева
З.А. Менеджмент в малом
8. Мескон М.Х., Альберт М.А, Хедоури Ф.А. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2001. 500 с.
9. Страхова О.А. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Наука, 1996. 589 с.