Личность
и группа:
проблема лидерства
и руководства.
Лидерство – способность оказывать
влияние на отдельную личность, так и на
группу, направляя усилия всех на достижение
целей организации.
Лидерство – естественный социально-психологический
процесс в группе, построенный на влиянии
личного авторитета человека, на поведении
членов группы.
Под влиянием понимают такое
поведение человека, которое вносит
изменение в поведение, отношения,
чувства другого человека.
Группа решающая значимую
проблему, всегда выдвигает
для ее решения лидера.
Без лидера ни одна группа
существовать не может.
Понятие «лидер» приобретает
значение лишь вместе с понятием
«Цель».Но иметь цель и достичь
ее самостоятельно, в одиночку, -
не достаточно, чтобы назваться лидером.
Неотъемлемым свойством лидера, является
наличие хотя бы одного последователя.
С
точки зрения масштабности
решаемых задач выделяют:
- Бытовой
тип лидерства (в
школьных, студенческих
группах, досуговых
объединениях, в семье);
- Социальный
тип лидерства (на
производстве, в профсоюзном
движении, в различных
обществах: спортивных,
творческих и тд.)
- Политический
тип лидерства (государственные
и общественные деятели).
Почему человек
становится лидером?
Теории лидерства
многообразны, среди них можно выделить
подходы с опорой на личные качества лидера:
поведенческий и ситуационный.
Концепция физических
качеств (высокий рост, вес, сила) не
подтвердилась. Напротив, лидер часто
бывает малого роста, и малой физической
силы.
Концепция интеллигентности предполагает,
что лидерские качества связанные с вербальными
и оценочными способностями личности.
Следовательно, наличие указанных личностных
качеств предсказывает управленческий
успех.
Согласно концепции
«черт», лидер обладает определенными
свойствами, чертами, благодаря которым,
он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи
следующие психологические качества:
уверенность в себе, острый и гибкий ум,
компетентность, сильная воля, умение
понять особенности психологии людей,
организаторские способности.
Харизматическая
концепция, рассматривает лидера
как человека, на которого свыше снизошла
«харизма», благодать, исключительные
качества, способности влияния на людей.
Ситуативная теория
лидера, согласно, которой лидером становится
тот человек, который при возникновении
в группе, какой либо ситуации имеет качества,
свойства, способности, опыт, необходимые
для оптимального разрешения этой ситуации
в данной группе.
Системная теория лидерства,
рассматривает лидерство как процесс
организации межличностных отношений
в группе, а лидера как субъекта управления
этим процессом.
Общее лидерство
в группе складывается из компонентов:
эмоционального, делового,
информационного.
- Эмоциональный
лидер. (сердце
группы) – это лидер
к которому каждый человек
в группе может обратиться
за сочувствием.
- С
деловым лидером,
(руки группы) хорошо
работается, он может
организовать дело,
наладить нужные деловые
взаимосвязи, обеспечить
успех дела.
- К
информационному лидеру
(мозг группы) все обращаются
с вопросами, потому
что он эрудит, все знает,
может объяснить и помочь
найти нужную информацию.
Наилучшим будет
лидер, сочетающий все 3 компонента, но
такой универсальный
лидер встречается редко.
В
зависимости от преобладающих
функций выделяют
следующие типы лидеров:
- Лидер-организатор.
Его главное отличие в том, что нужды коллектива
он воспринимает как свои собственные
и активно действует. Этот лидер оптимистичен
и уверен. За ним идут зная, что он не станет
предлагать пустое дело.
- Лидер-творец.
Привлекает к себе прежде всего способностью
видеть новое, браться за решение проблем,
которые могут показаться не разрешимыми
и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает
к обсуждению.
- Лидер-борец.
Волевой, уверенный в своих силах человек.
Первым идет на встречу опасности или
неизвестности, без колебаний вступает
в борьбу. Готов отстаивать, то во что верит,
не склонен к уступкам. Однако, такому
лидеру порой не хватает времени, чтоб
обдумать все свои действия и чтоб предусмотреть.
- Лидер-дипломат.
Если бы он использовал все свои способности
во зло, то его вполне можно было бы назвать
мастером интриги. Он опирается на превосходное
знание ситуации и её скрытых деталей,
в курсе сплетен пересудов и поэтому хорошо
знает, на кого и как можно повлиять.
- Лидер-утешитель.
К нему тянутся потому, что он готов поддержать
в трудную минуту. Уважает людей, относится
к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен,
способен к сопереживанию.
Психоаналитики
выделяют 10 типов
лидерства.
- «Соверен»
или патриархальный
повелитель».
Лидер в образе строгого,
но любимого отца, он
способен подавить или
вытеснить отрицательные
эмоции, внушить людям
уверенность в себе.
Его выдвигают на основе
любви и почитают.
- «Вожак».
В нем люди видят выражение,
концентрацию своих
желаний, соответствующих
определенному групповому
стандарту.
- «Тиран».
Он становится лидером,
полтому что внушает
окружающтим чувства
повиновения и безотчетного
страха, его считают
самым сильным.
- «Организатор».
Он выступает для членов
группы как сила, он
удовлетворяет потребности
каждого, снимает чувство
вины и тревоги. Такой
лидер объединяет людей,
его уважают.
- «Соблазнитель».
Человек становится
лидером играя на слабостях
других. Он выступает
в роли «магической
силы», предотвращает
конфликты, снимает
напряжение.
- «Герой».
Жертвует собой ради
других; такой тип проявляется
в основном в ситуациях
группового протеста
– благодаря его храбрости,
другие ориентируются
на него, видят в нем
стандарт справедливости.
- «Дурной
пример». Выступает
как источник заразительности
для бесконфликтной
личности, эмоционально
заражает других.
- «Кумир».
Влечет, притягивает,
положительно заряжает
окружение, его любят,
боготворят, идеализируют.
- «Изгой».
- «Козел
отпущения»
Особенности
администраторских
и лидерских качеств
руководителя определяют
и его управленческий
стиль. Здесь существует
определенная классификация,
предложенная К. Левиным
еще в конце 1930-х годов.
Выделяют
следующие стили
управления:
- Авторитарный
(или директивный, или диктаторский) стиль
управления: для него характерно жесткое
единоличное принятие руководителем всех
решений («минимум демократии»), жесткий
постоянный контроль за выполнением решений
с угрозой наказания («максимум контроля»),
отсутствие интереса к работнику как к
личности.
- Демократический
(или коллективный) стиль управления: управленческие
решения принимаются на основе обсуждения
проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников
(«максимум демократии»), выполнение принятых
решений контролируется руководителем,
и самими сотрудниками («максимум контроля»),
руководитель проявляет интерес и доброжелательное
внимание к личности сотрудников, к учету
их интересов, потребностей, особенностей.
- Либерально-анархический
(или попустительский,
или нейтральный)
стиль руководства, характеризуется, с
одной стороны «максимумом демократии»,
а с другой стороны «минимумом контроля»,
вследствии чего результаты работы обычно
низкие, люди не удовлетворены своей работой,
руководителем, психологический климат
в коллективе неблагоприятный.
- Непоследовательный
стиль руководства проявляется в непредсказуемом
переходе руководителей от одного стиля
к другому ( то авторитарный, то попустительский,
то демократический и тд.), что обуславливает
крайне низкие результаты работы и максимальное
количество конфликтов и проблем.
- Ситуативный
стиль управлении я гибко учитывает уровень
психологического развития подчиненных
и коллектива.
- Эффективным
стилем управления (по мнению большинства
зарубежных специалистов по менеджменту)
является партисипативный (сочувствующий)
стиль, которому свойственны следующие
черты:
- регулярные
совещания руководителя с подчиненными;
- Открытость
в отношениях между руководителем и подчиненными.
- Вовлеченность
подчиненных в разработку и принятие организационных
решений;
- делегирование
руководителем, подчиненным ряда полномочий,
прав;
- участие рядовых
работников, как в планировании, так и
в осуществлении организационных изменений.
- создание
особых групповых структур, наделенных
правом самостоятельного принятия решений.
- предоставление
работнику возможности автономно разрабатывать
новые идеи.
Критерием эффективности
руководства является степень авторитета
руководителя.
Выделяют 3
формы авторитета
руководителя:
-
Формальный авторитет; обусловлен
тем набором власных полномочий, прав,
которые дает руководителю занимаемый
им пост. Формальный должностной авторитет
способен обеспечить не более 65% влияние
руководителя на своих подчингенных, 100%
отдачу от работника, руководитель может
получить, лишь опираясь еще дополнительно
и на свой психологический авторитет который
состоит
- Морольного
- Функционального
авторитета.
- Компетентностью
руководителя;
- Его деловыми
качествами;
- Его отношением
к своей профессиональной деятельности.
Вывод: Низкий
функциональный авторитет
руководителя приводит,
как правило, к потере
его влияния на подчиненных,
что вызывает в агрессивную
реакцию со стороны
руководителя по отношению
к подчиненным, ухудшение
психологического климата
и результатов деятельности
коллектива.