Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:09, лекция
1. Контроль маркетинга
2. Методы разработки управленческих решений
3. Виды финансовых документов
Синектика успешно применяется при решении особо сложных проблем, а также для проверки осуществимости различных идей.
Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив
После составления перечня вариантов
решения следует переходить к
оценке каждой альтернативы. Оценка решений
включает определение достоинств, недостатков
и возможных последствий
Для сравнения решений используют методы:
многокритериальной оценки;
экспертной оценки.
Эти методы позволяют провести сравнение альтернатив решений по установленным ранее (на этапе формулировки критериев и ограничений) критериям. Для определения возможных последствий принятия каждой из альтернатив широко используются методы:
поискового прогнозирования;
нормативного прогнозирования.
Рассмотрим подробнее
Методы многокритериальной оценки альтернатив
При разработке управленческих решений
важно правильно оценить
Организация, лицо, принимающее решение, при принятии решений руководствуются целями, которые они стремятся достигнуть. Каждой цели должен соответствовать критерий, с помощью которого может быть оценена степень достижения цели [5, с.13].
Так, например, если цель — обеспечение высокого качества выпускаемого предприятием изделия, то в роли интегрального критерия может выступать качество изделия, а в роли частных критериев — показатели, характеризующие функциональные возможности изделия (экономические, экологические, эргономические, а также показатели надежности, безопасности и др.). Естественно, что, оценив предварительно значения частных критериев для объекта, мы с большей достоверностью можем оценить качество объекта в целом.
Иногда единственный критерий, используемый для оценки объекта экспертизы, называют скалярным, а совокупность критериев, характеризующих объект экспертизы, — векторным критерием
Свойства критериев оценки альтернатив
Набор критериев, предназначенный для оценки объекта экспертизы, должен обладать рядом свойств, делающих его использование оправданным:
полнота — критерии, входящие в набор, должны обеспечивать адекватную оценку объекта экспертизы либо оценку степени достижения цели, стоящей перед ЛПР, если набор критериев предназначен для этого. Иными словами, в наборе критериев должны быть представлены критерии, характеризующие все основные аспекты оценки. Получив значения оценок эксперта по каждому из критериев, входящих в состав набора, мы должны иметь возможность дать оценку объекту экспертизы;
действенность (операционность) — критерии должны быть однозначно понимаемы как экспертами, так и лицом, принимающим решение и способствовать выработке и принятию эффективных решений, т.е. характеризовать основные аспекты анализируемой ситуации и быть доступными для получения оценок по ним;
разложимость — эксперту либо ЛПР удобнее работать с небольшим числом критериев (по оценке некоторых авторов, критериев должно быть не более 7), поэтому если анализируемая ситуация такова, что должна оцениваться с помощью слишком большого числа критериев, то целесообразно разбить их (разложить) на более мелкие группы для удобства одновременной работы с ними;
неизбыточность — чтобы избежать дублирования при оценке анализируемой ситуации, критерии должны быть неизбыточны. Бывает, что избыточность возникает за счет одновременного рассмотрения как критериев, характеризующих получаемые результаты, так и средств их достижения либо одновременного рассмотрения как входных характеристик системы, так и выходных; минимальная размерность — в набор критериев для оценки анализируемой ситуации целесообразно включать лишь те критерии, без которых такая оценка невозможна. Этот принцип также направлен на то, чтобы процедура многокритериального оценивания не была без необходимости слишком громоздкой.
Методы экспертной оценки
Для широкого круга неформализуемых проблем (в политической, идеологической, экономической, социальной, военной и других сферах человеческой деятельности) экспертные процедуры наиболее эффективны, а в ряде случаев могут оказаться единственным средством их решения.
Метод экспертной оценки основывается
на построении высококвалифицированным
специалистом (экспертом) рациональной
процедуры интуитивно-
Область применения методов экспертных оценок весьма широка.
Типовые задачи, решаемые методами экспертной оценки, следующие:
составление перечня свершения возможных событий в различных областях деятельности организации за определенный промежуток времени;
определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности (ранжирование в дереве целей);
определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;
альтернативное распределение ресурсов для решения задачи с оценкой их предпочтительности, и т.д.
При выполнении своей роли в процессе управления эксперты выполняют две основные функции:
формируют объекты экспертизы (альтернативные ситуации, цели, решения и т.д.);
производят измерение
Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата
После получения оценок каждой из
альтернатив руководитель должен выбрать
одну из альтернатив для последующей
реализации. Этот этап может выполняться
путем сравнения полученных оценок
альтернатив с использованием или
без использования
После окончательного выбора альтернативы
происходит принятие и утверждение
управленческого решения путем
соответствующей
После доведения приказа до исполнителей
осуществляется реализация решения, т.е.
выполнение ответственными исполнителями
всех указанных в приказе
метод функционально-стоимостного анализа;
метод цепных подстановок;
метод причинно-следственного
Рассмотрим подробнее
Метод функционально-стоимостного анализа
Применяется не только в технической сфере, но и при решении управленческих задач по формированию организационных структур, организации работы персонала, повышению отдачи функционирования подразделений. Это универсальный метод выбора решений, позволяющий добиваться оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству, а также помогающий разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию объекта.
Основная суть метода сводится к представлению объекта в виде совокупности функций (функциональной модели) и решению вопроса о том, все ли функции действительно необходимы, какие из них можно совместить или убрать без ущерба для качества.
Метод хорошо себя зарекомендовал в управленческой практике разработки и принятия решений: он обладает высокой практической полезностью в сфере построения организационных структур управления, в том числе при анализе функций исполнителей (выявление лишних функций, нейтральных, негативных и др.) и выборе оптимального соответствия качества выполнения функций с затратами на их реализацию
Метод цепных подстановок
Метод используется для разработки и принятия решений в том случае, если проблема имеет строго выраженный функциональный характер. При этом функция должна быть выражена в виде либо произведения, либо частного отделения одних показателей на другие, либо суммы.
Суть метода заключается в последовательной замене плановых величин одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными. Степень влияния на функцию того или иного фактора определяется последовательным вычитанием i-го расчета из j-го. Причем в первом расчете все величины плановые, а в последнем — фактические.
Метод причинно-следственного анализа
Менеджер в своей работе постоянно
сталкивается с проявлениями причин
и следствий как неотъемлемых
элементов процесса возникновения
и развития проблемных ситуаций. В
разрешении таких ситуаций может
быть полезен метод причинно-
При обнаружении нежелательных последствий менеджер может выбрать одно из трех действий:
устранить эти последствия;
выиграть время и устранить последствия позже;
приспособиться к новой
Если менеджер считает, что нужно исправить положение, то он в зависимости от ситуации может реагировать так:
причина понятна, поэтому вопрос состоит только в том, чтобы выбрать соответствующее действие;
причина не понятна, поэтому надо проанализировать проблему, прежде чем решать ее.
Виды финансовых документов
1. Баланс (баланс активов и пассивов).
2. Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков).
3. Отчет о фондах и их использовании.
4. Счет финансирования.
Финансовая отчетность является основой
определения платежеспособности и
прибыльности. Платежеспособность - это
способность предприятия
Отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) показывает сумму прибыли или убытков фирмы за год. В то время как баланс характеризует платежеспособность фирмы на определенную дату, отчет о прибылях и убытках отражает прибыльность фирмы, т. е. показывает результат деятельности фирмы за определенный период.
В отчете о прибылях и убытках
сравнивается сумма выручки от продажи
товаров и другие виды доходов
со всеми затратами и
Если отчет о прибылях и убытках
отражает результат деятельности предприятия
и представляет интерес для его
акционеров, то отчет о полученной
прибыли к распределению
В отчете показаны суммы, которые были использованы предприятием для расширения деятельности. Акционера интересует увеличение курса акций, фирма стремится к росту полученной прибыли.
В отчете об источниках фондов указывается чистая прибыль и амортизация. После реализации продукции сумма амортизации высвобождается и используется на развитие предприятия.
В отечественном бухгалтерском учете используется также финансовая форма, называемая «Счет финансирования», в которой отражается движение капиталов и обязательства. В ней показывается, за счет каких ресурсов происходит развитие предприятия и каковы направления их использовании
Список литературы:
Герчикова И.Н. Менеджмент Учебник. – М.: ЮНИТИ: Банки и биржи 2005. – 685 с.
Глущенко В.В., Глущенко И.И.Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспертов: Учебник для ВУЗов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 456с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: ДЕЛО, 2008.- 765с.
Основы менеджмента Учебник для вузов, Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. шк. 2003. – 367 с.
Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 564с.