Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:42, курс лекций
В организации выделяются следующие сферы: 1) техническая сфера, выполняющая функцию производства некоторого продукта; 2) коммерческая сфера (приобретения, сбыт продукции); 3) финансовая сфера (мобилизация и использование капитала); 4) сфера учета (бухгалтерский учет, инвентаризация); 5) администрирование – управленческая сфера, обеспечивающая целостность функционирования всех сфер организации.
Личная порядочность.
1. Этичность - уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
2. Добросовестность - высокие требования к результатам своей работы.
3. Рассудительность - способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.
Целеустремленность и продуктивность.
1. Результативность — ориентация на конечный результат.
2. Настойчивость - способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
3. Преданность организации и деловая ориентация - готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
4. Уверенность в себе - готовность и умение решать неординарные задачи.
Навыки командной работы.
1. Командная ориентация - понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими.
2. Контактность - умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами.
3. Коммуникабельность - умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания.
4. Умение слушать - способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.
Менеджер по персоналу должен решать две стратегические задачи:
1) создавать конкурентные преимущества фирмы путем повышения уровня ответственности ее работников, используя для этого средства управления корпоративной культурой. Сильная корпоративная культура позволяет привлекать и удерживать таланты, а плоды их труда создают высокую репутацию фирме, притягивают новых потребителей и высококвалифицированных работников. Обновление и постоянная адаптация корпоративной культуры к динамичным условиям внешней среды нацелены на повышение качества условий труда, обеспечение обратной связи с работниками и потребителями. Этому служат проводимые семинары, форумы, фокус-группы, круглые столы, рекламные кампании. Вовлечение работников в маркетинговую деятельность корпорации способствует повышению у них инициативности и уровня профессиональной самооценки;
2) обеспечивать конкурентные преимущества фирмы путем наращивания ее человеческого потенциала, всемерно содействуя росту профессиональной компетентности работников. Сколь ни была бы притягательна корпоративная культура, однако разрыв между требованиями глобального рынка и потенциалом организации можно устранить главным образом за счет развития профессиональных навыков и умений у всего персонала корпорации. Развитие человеческих способностей, концентрация на уровне профессиональной компетентности работников - залог успеха фирмы.
1.2.5. Методология и философия управления персоналом.
Философия управления персоналом - философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его связи с другими науками и направлениями науки об управлении. Философия управления рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точек зрения.
Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой. Философия организации - это совокупность внут-риорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система убеждений и ценностей, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели предприятия.
Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации
Критерии организации работы | Японская философия | Американская философия
| Российская философия
|
Основа организации | Гармония | Эффективность | Смешанная |
Отношение к работе | Главное - выполнение обязанностей | Главное - реализация заданий | Главное - реализация заданий |
Конкуренция | Практически нет | Сильная | Практически нет |
Гарантии для работников
| Высокие (пожизненный найм)
| Низкие
| Низкие
|
Принятие решений | Снизу вверх | Сверху вниз | Сверху вниз |
Делегирование власти | В редких случаях | Распространено | Распространено |
Отношения с подчиненными
| Семейные
| Нормальные
| Смешанные
|
Метод найма
| После окончания учебы
| По деловым качествам
| Смешанный
|
Оплата труда
| В зависимости от стажа
| В зависимости от результатов
| Смешанная
|
Уровень оплаты труда
| Высокий
| Высокий
| Низкий
|
Философия управления персоналом заключается не только в том, чтобы удовлетворить потребности организации в укомплектовании персоналом, но также в удовлетворении потребностей работников.
1.3. Принципы и методы управления персоналом.
Принципы управления - основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Основным в менеджменте является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения (делегирования) полномочий при принятии управленческих решений; принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений; принцип научной обоснованности управления, то есть все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов; принцип плановости, то есть установление основных направлений, задач, планов развития организации в перспективе; принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, то есть каждый в организации наделяется конкретными делами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач; принцип мотивации, то есть чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотиваций и побуждения людей к деятельности для достижения целей организации и личности; принцип демократизации управления - участие в управлении организацией всех сотрудников.
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей.
Выделяют следующие методы управления: организационно-
Возможны три формы проявления организационно-административны
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путем организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.
Распорядительное воздействие на коллектив в целом и отдельную личность предполагает подчинение, которое бывает трех типов:
- вынужденное и внешне навязанное (оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»);
- пассивное (для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений);
- осознанное, внутренне обоснованное подчинение.
Прямые воздействия (приказы, распоряжения) могут усиливать пассивность подчиненных, а иногда вести и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
Экономические методы управления становятся центральными, выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности, когда коллектив распоряжается материальными фондами, прибылью, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы.
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Чтобы воздействие на коллектив и людей было наиболее результативным, необходимо знать психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, использовать приемы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, внушение, соревнование, критика и самокритика, ритуалы и т. д.).
2. Подсистема планирования, прогнозирования
и маркетинга персонала
2.1. Кадровая политика и стратегическое управление персоналом организации
Под кадровой политикой обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направление на длительную перспективу, общие и специфические требования к кадрам. Разрабатывается собственниками организации, кадровыми службами. В крупных компаниях кадровая политика как философия компании обычно официально декларируется и подробно фиксируется в документах. В небольших фирмах она, как правило, специально не разрабатывается, а существует как система неофициальных установок владельцев.
Кадровая политика организации определяется рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относятся: национальное трудовое законодательство; взаимоотношения с профсоюзами; состояние экономики; перспективы рынка труда. Внутренними факторами выступают: структура и цели организации; территориальное размещение; применяемые технологии; организационная культура; морально-психологический климат в коллективе.
В практике передовых предприятий существует ряд принципов кадровой политики: 1) демократизм управления и готовность к сотрудничеству; 2) знание отдельных людей и их потребностей, учет интересов индивида и социальной группы; 3) справедливость, соблюдение равенства и последовательность.
Кадровая политика фирмы дифференцируется на составляющие ее элементы.
1. Политика занятости - обеспечение высококвалифицированным персоналом и создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для продвижения работников с целью повышения степени их удовлетворенности работой.
2. Политика обучения - формирование соответствующей базы обучения, чтобы работники могли повысить квалификационный уровень и тем самым получить возможность своего профессионального продвижения.
3. Политика оплаты труда - предоставление более высокой заработной платы, чем в других фирмах, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью работника.
4. Политика благосостояния - обеспечение более широкого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей; социальные условия должны быть привлекательны для работников и взаимовыгодны для них и фирмы.
5. Политика трудовых отношений - установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов. Каждый из перечисленных составных элементов требует эффективного механизма выполнения:
а) в сфере занятости - анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение по службе, отпуска, увольнения и т.д.;
б) в сфере обучения - проверка новых работников, практическое обучение, развитие;
в) в сфере оплаты труда - оценка работ, льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне и т.д.;
г) в сфере благосостояния - пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт, общественная деятельность, помощь в личных проблемах;
д) в сфере трудовых взаимоотношений - меры по установлению лучшего стиля руководства, отношения с профсоюзами и т.д.
Средством реализации кадровой политики выступает управление персоналом.
Кадровая политика - это совокупность способов воздействия на персонал для достижения целей организации, позволяющих внести эффективный вклад в осуществление стратегии предприятия и привить персоналу социальную ответственность перед предприятием и обществом. Она является продолжением и внешним проявлением стратегии предприятия в области управления персоналом. Стратегическое управление организацией является исходной предпосылкой стратегического управления ее персоналом.
Стратегия в области персонала строится на систематическом анализе внешней и внутренней среды и отражает общую концепцию развития персонала и предприятия в целом.