Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:30, курс лекций
В результате изучения материалов курса «Основы менеджмента» студент должен:
иметь представление:
– об основных понятиях, принципах и процессах общего управления организацией;
– о необходимости всестороннего изучения черт и свойств организации и динамики их изменений под воздействием внутренних и внешних обстоятельств;
– о содержании управленческого труда в организации и роли управленческих работников в процессе принятия решений;
– о связях между разделением труда и видом структуры управления организацией.
Часть Ι. Рабочая программа по дисциплине «Основы менеджмента» 6
Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины 6
Раздел 2. Содержание учебной дисциплины 8
Раздел 3. Программа курса «Основы менеджмента» 9
Часть 2. Ридер 18
Тема 1. Введение в менеджмент. Основные понятия, этапы развития. 18
Организация как объект управления 18
Проблемы и перспективы современного менеджмента 18
Организация как объект управления. Эволюция организации. Общие характеристики организаций 23
Миссия и цели организации 29
Организационно-правовые формы организаций 37
Тема 2. Менеджер в организации 42
Управление, направленное на успех 42
Самоменеджмент. Эффективное использование времени менеджера.Техника планирования личного времени 44
Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации 49
Типы организационных структур 49
Влияние характера внешней среды на методы управления фирмой 54
Тема 4. Механизм менеджмента в организации. Мотивационная природа механизма управления 56
Понятие мотивации и мотивационного процесса 56
Содержательные теории мотивации 61
Теория иерархии потребностей Маслоу 61
Теория ERG (existence, relations, growth) Альдерфера 63
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 65
Двухфакторная теория Герцберга 67
Процессуальные теории мотивации 71
Теория ожидания В.Врума 71
Теория постановки целей 73
Теория равенства (справедливости) 75
Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера 77
Тема 5. Информация и коммуникация в менеджменте 79
Навыки вербальных коммуникаций 79
Слушание, его виды. Эффективная речь. Чтение. Письмо. Деловые письма 79
Деловое общение. Формы деловых коммуникаций: телефонный разговор, совещания, переговоры 84
Тема 6. Процесс принятия управленческих решений в организации 87
Типы управленческих решений (аналитические и поисковые) 87
Индивидуальное и групповое принятие решений 89
Стереотипы в принятии решений 92
Тема 7. Конфликты и стресс в организации 94
Стресс--менеджмент.Природа стресса, причины возникновения, симптомы. Стратегия устранения стресса на рабочем месте 94
Тема 8. Власть и лидерство в организации 98
Эффективное делегирование полномочий 98
Эффективное лидерство 102
Новые концепции лидерства: концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход), концепции харизматического и преобразующего лидерства (лидерство для изменений) 105
Концепция атрибутивного лидерства. 105
Концепция харизматического лидерства 108
Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений. 110
Тема 9. Групповая динамика 112
Факторы, влияющие на эффективность управления группой 112
Характеристика команды. Команды и разделенное лидерство 116
Факторы формирования взаимоотношений в команде 116
Этапы формирования команд и целесообразность их использования 118
Тема 10. Стратегическое управление организацией 120
Понятие конкурентных преимуществ и стратегии их создания 120
Основные стратегии развития бизнеса 124
Стратегии концентрированного роста 125
Стратегии интегрированного роста 126
Стратегии диверсифицированного роста 126
Стратегии сокращения 128
Основные тенденции инновационной политики организации 130
Роль НИОКР в менеджменте фирмы 135
Тема 11. Проектирование работы в организации 138
Проектирование работы в организации. Анализ и параметры работы 138
Элементы проектирования организаций 142
1. Разделение труда и специализация 142
2. Департаментизация и кооперация 144
3. Связи в организации и координация 148
4. Масштаб управляемости и контроля 151
5. Иерархия в организации и ее звенность 153
6. Распределение прав и ответственности 154
7. Централизация и децентрализация 156
8. Дифференциация и интеграция 159
Матричность и сетизация организаций 162
Новые типы организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные, предпринимательские организации и организации, ориентированные на рынок 167
Эдохкратическая организация 167
Многомерная организация 169
Партисипативная организация 172
Предпринимательская организация 175
Организация, ориентированная на рынок 177
Тема 12. Организационная культура и организационное поведение 182
Сущность и классификации организационного поведения 182
Типы организационного поведения 184
Сопротивление изменениям 186
Часть ΙΙΙ. Деловые ситуации 192
Мотивирование работников мясокомбината 192
Россиятекс 195
Дилемма для Ирины 203
Аквариус меняет стратегию 205