Лекции по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:41, курс лекций

Описание работы

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Содержание

Тема 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
Тема 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
Тема № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
Тема 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
Тема 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ

Раздел 2.Структура и компетенция органов власти и местного самоуправления.
Тема 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
Тема 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
Тема 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
Тема 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ.
2. Государственное регулирование в отраслях культуры .
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения.
Тема 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
Тема 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
Тема 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
Тема 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
Тема 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления

Работа содержит 1 файл

ЛекцииГосударственное и муниципальное управление..doc

— 669.00 Кб (Скачать)

Творческая деятельность – это создание культурных ценностей и их интерпретация. Неразрывную связь с культурной деятельностью имеет человек, который создает или интерпретирует эти ценности.

В культуре большая роль принадлежит  профессионально-творческим организациям (союзам писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые  объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

Учредитель организации культуры утверждает его устав и изменения  к нему, назначает на должность  и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты  с руководителем в порядке, установленном  законом. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, субъектов Федерации или муниципального значения, уставы и положения организации культуры утверждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного самоуправления.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных  формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и которая соответствует этим целям.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в  профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением  случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности.

Министерство культуры и массовых коммуникаций является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Согласно Положению о Министерстве культуры и массовых коммуникациях  Российской Федерации, утвержденному  постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289, Минкультуры России осуществляет следующие функции и полномочия: вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства и др.

Структурными подразделениями  Минкультуры России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства, в состав которых включаются отделы. В ведении этого министерства и непосредственном подчинении ему находится Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

1) культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением проектов нормативных правовых актов по осуществлению контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав);

2) международного культурного и информационного сотрудничества.

3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения

Деятельность Российского государства по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. В ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 говорится, что охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государственная функция охраны здоровья населения страны включает в себя здравоохранение в широком социально-организационном смысле как деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня здоровья граждан, так и в узком, собственно отраслевом смысле включает в себя систему медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения.

Номенклатура учреждений здравоохранения, включает в себя три типа учреждений здравоохранения: лечебно-профилактические учреждения, учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, аптечные учреждения. Каждый тип состоит из нескольких видов учреждений здравоохранения. К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

1) больничные учреждения (областные, краевые, республиканские, окружные, районные, участковые больницы, госпитали, медико-санитарные части, специализированные больницы (инфекционные, туберкулезные, психоневрологические и др.), центры (наркологический реабилитационный, восстановительной терапии, профессиональной патологии и др.);

2) учреждения здравоохранения особого типа (бюро судебно-медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики, патолого-анатомическое бюро, лепрозории, хосписы, центры медицины катастроф (федеральные, региональные, территориальные), центры медицинской профилактики и др.);

3) диспансеры (врачебно-физкультурные, онкологические, психоневрологические, противотуберкулезные и т. д.);

4) амбулаторно-поликлинические учреждения (городские, районные поликлиники, детские поликлиники, специализированные поликлиники (консультативно-диагностические, стоматологические, физиотерапевтические), фельдшерско-акушерские пункты, центры (диагностические, восстановительного лечения для детей, лечебной физкультуры и спортивной медицины и др.), амбулатории, лечебницы);

5) учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови (станции переливания крови, скорой медицинской помощи);

6) учреждения охраны материнства и детства (дома ребенка, женские консультации, молочные кухни, родильные дома и др.);

7) санаторно-курортные учреждения (грязелечебницы, курортные поликлиники, санатории, санатории-профилактории, детские санатории, оздоровительный лагерь круглогодичного действия и др.);

8) клиники (клиники высшего медицинского образовательного учреждения, клиники медицинской научной организации).

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» организация охраны здоровья граждан в РФ обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения  относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов  РФ в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

К муниципальной системе здравоохранения  относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

К частной системе здравоохранения  относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество  которых находится в частной  собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой  и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения  входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые  юридическими и физическими лицами.

 

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства

1. Понятие безопасности и ее виды

В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного бытия личности, общества и государства. Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества.

К основным объектам безопасности относятся личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность). Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Действующее законодательство предусматривает  многие виды безопасности. Так, Конституция  РФ содержит правовые основания для выделения общественной безопасности и государственной безопасности, среди которых следует выделить главный интегрированный вид безопасности– национальную безопасность, важнейшими составными частями и взаимосвязанными элементами которой и являются экономическая и информационная безопасность, поскольку экономические и информационные процессы сопровождают и опосредуют все сферы и отрасли государственного управления в широком и узком смысле.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, представляющей собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационально народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. Согласно этой Концепции национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения

Согласно Закону РФ «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями  системы безопасности являются выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненным и иным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с народными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет безопасности РФ, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности на основании и в соответствии с действующими законами. Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, является Совет безопасности РФ.

Аппарат Совета безопасности во главе с секретарем Совета безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ со статусом главного управления Президента РФ и осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета безопасности по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства. Основными рабочими органами Совета безопасности являются его межведомственные комиссии.

Информация о работе Лекции по "Государственному и муниципальному управлению"