Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:04, курс лекций
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Текущий контроль осуществляется в течение процесса преобразования ресурсов, которые организация имеет на входе, в продукты, которые она имеет на выходе.
Заключительный контроль сфокусирован на выходах организации, здесь проверяются результаты деятельности организации после завершения производственного процесса. Заключительный контроль в основном не столь эффективен, как первые две формы контроля, так как осуществляется после того, как получен конечный результат. Однако он обеспечивает менеджеров важной информацией для будущего планирования и создает базу для вознаграждения работников.
Формы организационного контроля – бюрократический и клановый (децентрализованный). Большинство организаций сочетает характеристики обеих форм контроля.
Бюрократический контроль характеризуется формальными, жесткими, механическими структурными элементами. К ним относятся предписываемые правила, иерархия власти, письменная документация, инструкции, системы премирования и другие формальные механизмы воздействия на поведение работников организации и оценки достигнутых результатов.
Клановый контроль основан на неформальных, органических структурных элементах. Это социальные ценности, традиции, нормы и доверие, способствующие формированию приверженности организационным целям. Сотрудники пользуются доверием менеджеров, которые уверены, что члены организации осознанно желают выполнять возложенные на них обязанности.
Предполагается, что для выполнения
рабочих заданий достаточно минимальных
указаний и стандартов, а сотрудники
могут участвовать в
Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987. С. 329–330.
(обратно)
Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. С. 28.
(обратно)
Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. М., 1994. С. 34–35.
(обратно)
Thorndike E. L. Animal Intelligence. N. Y., 1911. P. 244.
(обратно)
Dahl R. The Concept of Power. Behavioral Science. 1957. July. P. 203–204.
(обратно)
Filley A. C. Some Normative Issues in Conflict Management // California Management Review. 1978. Vol. 21. P. 61–66.
(обратно)
См.: Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. М., 2001. С. 448.
(обратно)
· ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента
· 1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
· 2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
· 3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
· 4. Элементы процесса управления. Функции управления
· 5. Кадры управления и их роли
· 6. Необходимые навыки и качества менеджера
· ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли
· 1. Классическая школа в управлении
· 2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
· 3. Количественный подход к управлению
· 4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S
· 5. Американская, европейская и японская модели управления
· 6. «Новая философия управления»
· ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации
· 1. Содержание понятия «среда организации»
· 2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
· 3. Организационная культура, ее элементы и типы
· 4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды
· 5. Реакции организации на изменения внешней среды
· ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации
· 1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
· 2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников
· 3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях
· ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений
· 1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления
· 2. Классификация управленческих решений
· 3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
· 4. Групповое принятие решений
· ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление
· 1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности
· 2. Сущность и значение стратегического планирования
· 3. Стратегия, ее элементы и уровни
· 4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты
· 5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
· ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления
· 1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие
· 2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование
· 3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура
· ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации
· 1. Понятие и роль коммуникаций в управлении
· 2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
· 3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
· 4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
· 5. Типы коммуникационных сетей
· 6. Управление коммуникациями в организации
· ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления
· 1. Понятие и модель мотивации
· 2. Развитие концепции мотивации разными школами управления
· 3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера
· 4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель
· 5. Понятие и классификация методов управления
· 6. Основные принципы управления
· ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации
· 1. Природа лидерства и его основа
· 2. Баланс власти и ее формы
· 3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы
· 4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка
· 5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона
· 6. Лидерство женщин
· ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами
· 1. Группы в организации и их типы
· 2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой
· 3. Характеристика групп и их эффективность
· 4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими
· 5. Преимущества и недостатки работы в командах
· ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами
· 1. Природа и типы конфликтов в организации
· 2. Причины и последствия конфликтов
· 3. Методы разрешения конфликтной ситуации
· 4. Причины стресса и снижение его уровня
· ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями в организации
· 1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями
· 2. Типы организационных изменений
· 3. Методы разрешения конфликтной ситуации
· 4. Концепция организационного развития
· ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент
· 1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
· 2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей
· 3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра
· 4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей
· ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами
· 1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации
· 2. Цели и функции управления ЧР
· 3. Стратегическая и оперативная роли управления ЧР
· 4. Этапы управления ЧР
· 5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала
· 6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой
· 7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала. Увольнение
· ЛЕКЦИЯ № 16. Природа контроля в организации
· 1. Понятие контроля, его цели и области
· 2. Этапы процесса контроля
· 3. Формы оперативного контроля
· 4. Формы организационного контроля