Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:04, курс лекций

Описание работы

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Работа содержит 1 файл

менеджмент лекции.doc

— 1,000.50 Кб (Скачать)

Текущий контроль осуществляется в  течение процесса преобразования ресурсов, которые организация имеет на входе, в продукты, которые она имеет на выходе.

Заключительный контроль сфокусирован на выходах организации, здесь проверяются  результаты деятельности организации  после завершения производственного  процесса. Заключительный контроль в  основном не столь эффективен, как  первые две формы контроля, так как осуществляется после того, как получен конечный результат. Однако он обеспечивает менеджеров важной информацией для будущего планирования и создает базу для вознаграждения работников.

4. Формы организационного контроля

Формы организационного контроля – бюрократический и клановый (децентрализованный). Большинство организаций сочетает характеристики обеих форм контроля.

Бюрократический контроль характеризуется  формальными, жесткими, механическими  структурными элементами. К ним относятся предписываемые правила, иерархия власти, письменная документация, инструкции, системы премирования и другие формальные механизмы воздействия на поведение работников организации и оценки достигнутых результатов.

Клановый контроль основан на неформальных, органических структурных элементах. Это социальные ценности, традиции, нормы и доверие, способствующие формированию приверженности организационным целям. Сотрудники пользуются доверием менеджеров, которые уверены, что члены организации осознанно желают выполнять возложенные на них обязанности.

Предполагается, что для выполнения рабочих заданий достаточно минимальных  указаний и стандартов, а сотрудники могут участвовать в установлении нормативных показателей и проектировании системы контроля.

 
Примечания

 
1

Коно Т. Стратегия и структура  японских предприятий. М., 1987. С. 329–330.

(обратно)

 
2

Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это  такое? М., 1990. С. 28.

(обратно)

 
3

Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. М., 1994. С. 34–35.

(обратно)

 
4

Thorndike E. L. Animal Intelligence. N. Y., 1911. P. 244.

(обратно)

 
5

Dahl R. The Concept of Power. Behavioral Science. 1957. July. P. 203–204.

(обратно)

 
6

Filley A. C. Some Normative Issues in Conflict Management // California Management Review. 1978. Vol. 21. P. 61–66.

(обратно)

 
7

См.: Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. М., 2001. С. 448.

(обратно)

Оглавление

·  ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента

·    1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления

·    2. Управление как особый вид деятельности, его специфика

·    3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

·    4. Элементы процесса управления. Функции управления

·    5. Кадры управления и их роли

·    6. Необходимые навыки и качества менеджера

·  ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли

·    1. Классическая школа в управлении

·    2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

·    3. Количественный подход к управлению

·    4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S

·    5. Американская, европейская и японская модели управления

·    6. «Новая философия управления»

·  ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации

·    1. Содержание понятия «среда организации»

·    2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура

·    3. Организационная культура, ее элементы и типы

·    4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды

·    5. Реакции организации на изменения внешней среды

·  ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации

·    1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений

·    2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников

·    3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях

·  ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений

·    1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления

·    2. Классификация управленческих решений

·    3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений

·    4. Групповое принятие решений

·  ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление

·    1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности

·    2. Сущность и значение стратегического планирования

·    3. Стратегия, ее элементы и уровни

·    4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты

·    5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации

·  ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления

·    1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие

·    2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование

·    3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура

·  ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации

·    1. Понятие и роль коммуникаций в управлении

·    2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы

·    3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры

·    4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры

·    5. Типы коммуникационных сетей

·    6. Управление коммуникациями в организации

·  ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления

·    1. Понятие и модель мотивации

·    2. Развитие концепции мотивации разными школами управления

·    3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера

·    4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель

·    5. Понятие и классификация методов управления

·    6. Основные принципы управления

·  ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации

·    1. Природа лидерства и его основа

·    2. Баланс власти и ее формы

·    3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы

·    4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка

·    5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона

·    6. Лидерство женщин

·  ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами

·    1. Группы в организации и их типы

·    2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой

·    3. Характеристика групп и их эффективность

·    4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими

·    5. Преимущества и недостатки работы в командах

·  ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами

·    1. Природа и типы конфликтов в организации

·    2. Причины и последствия конфликтов

·    3. Методы разрешения конфликтной ситуации

·    4. Причины стресса и снижение его уровня

·  ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями в организации

·    1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями

·    2. Типы организационных изменений

·    3. Методы разрешения конфликтной ситуации

·    4. Концепция организационного развития

·  ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент

·    1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента

·    2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей

·    3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра

·    4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей

·  ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами

·    1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации

·    2. Цели и функции управления ЧР

·    3. Стратегическая и оперативная роли управления ЧР

·    4. Этапы управления ЧР

·    5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала

·    6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой

·    7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала. Увольнение

·  ЛЕКЦИЯ № 16. Природа контроля в организации

·    1. Понятие контроля, его цели и области

·    2. Этапы процесса контроля

·    3. Формы оперативного контроля

·    4. Формы организационного контроля




Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"