Креативность как технология разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:05, доклад

Описание работы

Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности.

Работа содержит 1 файл

Креативность как технология разрешения конфликта.docx

— 29.75 Кб (Скачать)

 

 Креативность как  технология разрешения конфликта

 

Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности.

В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной  личности, зависимая от целого комплекса  ее психологических характеристик.

Креативность (от лат. creatio — созидание, сотворение) — творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креативность  — это способность, свойство личности преодолевать утилитарность традиционных способов производства, социального  восприятия, сознания, поведения, устоев с целью достижения социально  значимых ценностей.

Креативное  общение в конфликтных ситуациях  тесно связано с личностными  чертами, т.е способами реагирования в условиях конфликта. Замечено, что  зачастую вне зависимости от разнообразия конкретных складывающихся условий, каждый человек склонен демонстрировать  какой-то типичный именно для него вариант  конфликт реагирования (или ограниченный набор таких вариантов).  
 
Отношение к конфликту в обществе традиционно однозначное – это неприятная, напряженная ситуация, возмущающая эмоциональный покой, человека, грозящая возможными деструктивными последствиями, чреватая ухудшением или полным разрывом взаимоотношений с окружающими. Гораздо реже, но все же иногда нам удается ассоциировать конфликт с успехом победителя, радостью решения проблемы, удовлетворенной успокоенностью и расслаблением, переменами к лучшему. Кроме того, конфликтная ситуация заключает в себе обширные творческие возможности. Достаточно только изменить наше восприятие конфликта, рассматривать его как требуемую решения проблемную ситуацию – и конфликт становится обширным полем реализации творческих потенций его участников.  
 
Так, не вызывает сомнений, что выигрыш в противоборстве повышает нашу самооценку, утверждает во мнении собственных недюжинных способностях, и в первую очередь – интеллектуальных, способствует росту чувства собственного достоинства и уровня притязаний и тем самым провоцирует дальнейшую активность. В этой связи некоторые люди инициируют конфликтные ситуации и используют их для доказательства собственного превосходства, например, подростки, которые отстаивают свою взрослость в бесконечных конфликтах с родителями и педагогами. Другая творческая возможность заключается в том, что конфликт для нормального человека – ситуация нестандартная; эмоциональная вовлеченность часто снимает многие барьеры контроля над собой, поэтому человек в конфликте предстает с новой, незнакомой стороны. Еще одно соображение полезности связано с тем, что конфликт может считаться началом эмоциональной разрядки, выплеска «складируемых» внутри себя негативных чувств, накопившегося раздражения. Конечно, когда внутренний конфликт выливается во внешний, разговоры о его полезности сомнительны. Наконец, конфликтная ситуация не только возмущает наше эмоциональное спокойствие, но и заставляет работать мозг. Даже если человек не ставит перед собой развивающих задач выяснения причин разногласий и более полного познания партнера, то во всяком случае он старается найти лучший вариант решения проблемы и выхода из неприятной ситуации. Это означает, что конфликт активно стимулирует мыслительную деятельность, развивает интеллект; бесспорно, в этом большая польза.  
 
Широкие возможности для творчества заключает в себе процесс поиска причин разногласий. Этот процесс может стать первым этапом управления конфликтом. Однако, в выявлении причины мы не всегда объективны.  
 
• Во-первых, наши объяснения поступков, суждений, чувств другого субъекта подвержены стерео типизации.  
 
• Во-вторых, наша интерпретация поведения противной стороны может быть ошибочной, субъективной. 
 
• В-третьих, и о своих личных причинах включенности в конфликтную ситуацию мы не всегда способны судить не предвзято. 
 
Разумеется, иметь представление о наиболее общих причинах конфликтов полезно, но выявление конкретной причины, тем более обнаружение причин скрытых, являет собой творческий поиск.  
 
Итак, если мы рассматриваем конфликт как задачу, требующую решения, то пытаемся определить причину конфликта и включаемся в следующий этап – выбора и применения соответствующих методов и техник решения проблемы.  
 
Творческий потенциал несет в себе и выбор определенной поведенческой стратегии или стиля поведения в конфликте:  
 
1.Уход  
2.Подавление  
3.Приспособление  
4.Компромисс  
5.Сотрудничество (подход «выиграть/выиграть») 
 
Каждый человек в силу специфических индивидуальных особенностей, как правило, имеет склонность к тому или иному типу реакций на конфликт. Для принятия решения об использовании той или иной стратегии необходимо всесторонне оценить ситуацию и сознательно выбрать наиболее подходящий вариант. Кроме того, мы полагаем, что креативность субъекта в выборе того или иного стиля конфликтного поведения выступает в качестве сферы приложения и одной из сторон интегральной личности креативности. Гибкость отразится на своевременном и эффективном переходе от одного типа реакции к другому. Оригинальность можно оценить по нестандартности, нешаблонности в реализации приемов и техник. 
 
Одним из благоприятных для приложения творческих возможностей методов является подход «выиграть/выиграть». Данный подход делает из оппонентов партнеров, означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликта и стремление к удовлетворению нужд всех, ведет к успеху в делах и личной жизни.  
 
Основные задачи при реализации подхода «выиграть/выиграть»: 
 
•Определить потребности всех участников.  
•Постараться их удовлетворить.  
•Признавать ценности других, равно как и собственные.  
•Стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей.  
•Искать творческие и неординарные решения.  
•Не щадить проблему, щадить людей.  
 
Взгляд конфликт как на проблему, которая может быть обращена некоторые возможности, позволяет увидеть пути личностного, межличностного, организационного роста и совершенствования, наиболее полно реализовать творческий потенциал личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий  подход к решению конфликтной  ситуации

Умён не тот, кто  прав, а тот, кто понимает, когда  необходимо остановиться в споре

Разрешение конфликта - это не просто устранение или смягчение  противоречия, это попытка изменить отношение к конфликту, а значит, построение новых отношений. Любое новое строительство предполагает творчество, поэтому, в зависимости от особенностей возникновения конфликта и участвующих в нем сторон, необходим творческий подход, одним из главных слагаемых которого является умение построить собственную позицию и аргументированно её обосновать. Нам наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, не то, что они говорят или о чем умалчивают, а ваши собственные настроения, наша реакция на их слова и действия.

Творческий подход к разрешению конфликта означает избегание, предотвращение его дальнейшего разгорания и стремление свести возникшие разногласия к их спокойному обсуждению: осознание причины конфликта и стремление к мирному его разрешению.

 Креативность в разрешении конфликта возникает благодаря открытости человека внутреннему опыту (умение быть близким своим чувствам), так внешнему миру. Приятие этого многообразия создает предпосылку, необходимую для творческого осмысления конфликтного взаимодействия и извлечению максимальной выгоды из конфликтной ситуации.

Любой человек может  проявить творчество как в предотвращении конфликта, так и в разрешении уже возникшего конфликта. Первый вид творчества является более важным и ценным Он характеризуется проявлением личности в целом, а во втором случае происходит ситуативное проявление определенной части личности, например, ролевых характеристик «родитель», «руководитель».

Условием  творческого разрешения конфликтной ситуации является создание соответствующего социально-психологического климата, характеризующегося доброжелательностью и добросовестностью. Творческий подход к конфликту характеризуется тем, что условия управленческой деятельности трансформируются в средства профессиональной деятельно-сти подчиненного. Для этого руководителю необходимо владеть гибким индивидуальным стилем управления. Важным компонентом гибкости является когнитивный стиль как стабильные индивидуально-психологические способы приема и переработки информации. Он характеризуется «острым» глазом и умом руководителя. Когнитивный стиль включает в себя: а) видение завуалированного в выполняемой деятельности;, в том числе и латентных признаков конкретной конфликтной ситуации; б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра, послезавтра); в) видение перспективы (выявление ростков нового, позитивного, т.е. того, на что можно «опереться» в реализации своих управленческих решений). Когнитивные стили во многом обуславливают положительные или отрицательные последствия профессионализации руководителя, которые определяются его личностными особенностями как субъекта профессиональной деятельности, спецификой других субъектов, универсальностью и содержанием управленческой деятельности.

В целом это означает умение выстраивать стратегию перспективы, в ходе стремления к которой одно цепляется за другое, поскольку в  действенной стратегии всё функционирует в системе и время начинает работать на достижение намеченного результата. В этом случае руководителю «удается поймать систему за хвост»: создается сценарий рефлексивного Управления, предопределяющий поведение подчиненного. Рефлексивное Управление состоит в том, что создаются внешние управленческие условия, которые становятся внутренними условиями, регулирующими активность (поведенческую, деятельностную) подчиненного.

Условия управленческой деятельности превращаются в средства её оптимального осуществления лишь тогда, когда они I) содержат творческую «начинку» (по своей сути способствуют достижению производственного эффекта); 2) создают благоприятные стимулы (внешние и внутренние) для актуализации творческого потенциала, как личности подчиненного, так и личности руководителя; 3) становятся опорой для достижения управленческих целей (для этого требуется включение конструктивного мышления, именно оно помогает найти то, на что можно опереться в своей деятельности на данном этапе её выполнения); 4) латентные, скрытые условия конкретной ситуации становятся объективными, «работающими» и реально влияющими на успешное осуществление профессиональной деятельности, если руководитель умеет видеть «около», если у него развито «боковое», творческое мышление. Следовательно, ему важно научиться распознавать условия, потенциально могущие стать эффективными средствами и учитывать их в своем практическом мышлении.

Согласно Б. М. Теплову, практическое мышление непосредственно включено в деятельность человека, и, прежде всего, в профессиональную. Деятельность и мышление руководителя соответственно не являются исключением. Мышление руководителя осуществляется в условиях конкретных, целостных, индивидуально своеобразных ситуаций. В каждой ситуации есть некоторое рассогласование (внутреннее противоречие) между целью и возможностью ее непосредственного достижения. Ситуация содержит ту или иную степень проблемности (рассогласования). Поиск степени проблемное™ в ситуации есть не что иное, как процесс решения. Мы рассматриваем управленческое мышление, как процесс обнаружения проблемности в решаемой конфликтной ситуации. Следовательно, мышление выступает как анализ проблемности конкретной управленческой ситуации, постановка задач в данных условиях профессиональной деятельности. Эта функция внутренне включена в структуру деятельности каждого руководителя-практика.

Центральным моментом в деятельности руководителя является процесс принятия управленческих решений, гае можно обнаружить единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. По тому, как подготавливаются, принимаются и выполняются управленческие решения, можно судить о реальной силе практического мышления руководителя и своеобразие его управленческого искусства. Рассматривать данный аспект без наличия у руководителя оригинальности, изобретательности, творческой жилки, нетрадиционного подхода не представляется возможным. Поэтому необходимо соотносить «продукты» мышления руководителя с его творческим потенциалом. К творческому же аспекту уп-райленчесвого мышления относятся способность свободно и быстро изменять способы деятельности в зависимости от складывающихся условий, способность твердо отстаивать принятые решения.

В этом подходе развивается  идея о творческом аспекте мышления руководителя. На наш взгляд, данный аспект особенно ярко проявляется в  процессе обнаружения руководителем  проблемности. В качестве ведущей характеристики проблемности выделяется представленность в сознании субъекта управленческой деятельности значимых для него противоре. Возникновение проблемности зависит от субъективного отношения руководителя к ситуации. В зависимости от содержания установленной проблемности нами выделены уровни ее существования и реализации: ситуативный и надситуативный. Если в профессиональной деятельности руководителя реализуется ситуативный уровень обнаружения проблемносщ то принимаются решения, ориентированные не на смысл управленческой деятельности, ее цель, общественное предназначение, а на сиюминутную тактику и выгоду. Данный уровень и соответствующие ему решения обусловлены конкретными условиями деятельности.

Надситуативный  уровень проблемности и его выделение  в решаемой проблемной ситуации связны с идеей «выхода за пределы» преобразования конкретной ситуации. Данный уровень характеризуется осознанием руководителем необходимости изменения, совершенствования некоторых особенностей своей личности. Конфликтные ситуации стимулируют руководителя «подняться» на уровень, с которого он мог бы проанализировать самого себя. Процесс разрешения противоречий на данном уровне способствует не только активизации его мыслительной деятельности, но и оказывает большое влияние на личностное развитие руководителя.

Решение ситуации при  выделении надситуативного уровня проблемности становится оптимальным, поскольку именно в таком решении руководитель стремится выразить свой творческий потенциал, самореализоваться в профессиональной деятельности; получить положительный фон в процессе взаимодействия с подчиненным. Решение, которое руководитель принимает, при обнаружении надситуативного уровня проблемности является решением более высокого порядка, нежели при выделении ситуативного уровня проблемности. Такой факт, установленный нами в многочисленных исследованиях, объясняется тем, что поиск подобного решения побуждает руководителя прогнозировать результат, представить все возможные последствия, отрефлексировать свое состояние, проявить активность в процессе поиска управленческого решения. Подобное поведение не может быть осуществимо без наличия у руководителя определенной формы креативности. Соответственно и решение конфликтных

ситуаций  будет творческим и действенным. Таким образом, творчество в разрешении конфликтной ситуации означает вариативность, необычность, гибкость мысли и поступков.

 

Творческий  подход в разрешении конфликтных  ситуаций можно применить следующим образом:

/. Гибкость мышления проявляется в видении проблемы с разных точек зрения. Другою сторону легче понять, если рассмотреть ситуацию глазами оппонента или со стороны наблюдателя.

2.  Способность к творческому переносу позволяет быстрее решить конфликт, тем более, если аналогичный конфликт уже был ранее, С учетом прошлого конфликта можно учесть все плюсы и минусы в текущем и найти творческий способ его разрешения,

3.  Четкость мышления позволяет не идти на поводу у эмоций, а логически мыслить и определиться: «Нужен ли такой конфликт или нет?». Отношение конкретного человека к возникшему конфликту определяется двумя факторами - противодействием противоположной стороне, которая «подталкивает» к нежелательному варианту поведения, а также ощущением своей правоты или неправоты.

4.  Изменение отношения к ситуации. Осознание своих эмоций как противовес импульсивному поведению. В конфликтной ситуации спросить себя: «А каким образом видит данную ситуацию этот человек?». Снижение значимости проблемы способствует уменьшению остроты конфликта. Принятие ситуации такой, какая она есть, способствует трансформации первоначального отношения к конфликту на новый взгляд на неё. Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жесткое слово, которое может сказать один человек другому (Л.Н.Толстой). Важно осознавать себя не частью проблемы, а частью её решения.

5. Извлечение урока  из ошибок. Важно своевременно сменить подход к пониманию данной ситуации на то, что может быть более главным: «Чему я могу научиться в этой ситуации?», «Какой урок можно извлечь?». Может оказаться, что возникший конфликт был в чем-то полезным.

6.  Преобразование негативного в конструктивное. Целесообразно думать и говорить о будущем исходе ситуации хорошо, как об очень желаемом событии. Как только конфликтная проблема признается и принимается, она становится сразу же более разрешимой, «Вы в состоянии нарисовать в воображении свое будущее», - заметил Генри Кайзер, который относил большую часть своих успехов в предпринимательстве на счет конструктивного, позитивного использования творческого воображения. Чем богаче фантазия, тем больше может быть придумано выходов из конфликта.

78

7. Самовнушение позитивного. Владение методами осознанного самоопределения в различных ситуациях. Преувеличивать положительное в конфликте, найти выгоду положительного в этом, отбросив всё плохое, (Ярищггельное.

S. Видение новых  возможностей. Зависимость эффективности стратегии от требований ситуации вынуждает людей приспосабливать своё поведение к этим требованиям. Если мы сперва узнаем, где мы находимся и куда мы стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и как это делать (Авраам Линкольн). Изменение угла зрения направлено на поиск возможностей улучшения нынешней ситуации.

Информация о работе Креативность как технология разрешения конфликта