Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:57, контрольная работа
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов.
1. Вопрос № 7 Проблема обеспечения занятости населения и персональный менеджмент.
2. Вопрос № 19 Механизм мотивации и стимулирования труда персонала.
3. Вопрос № 24 Профессиональная и психологическая адаптация, закрепление работников.
Содержание:
1. Вопрос № 7 Проблема обеспечения занятости населения и персональный менеджмент.
2. Вопрос № 19 Механизм мотивации и стимулирования труда персонала.
3. Вопрос № 24 Профессиональная и психологическая адаптация, закрепление работников.
Вопрос № 7 Проблема обеспечения занятости населения и персональный менеджмент.
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица — сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.
Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.
Различают несколько видов безработицы:
Структурная — характеризует невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы. Ее причиной являются экономические процессы функционирования рынка, когда в какие-то периоды в отдельных регионах возникает спрос на некоторые профессии при отсутствии там соответствующего предложения рабочей силы, и наоборот;
Фрикционная — связана с постоянным естественным движением населения, например в связи с изменением семейного положения работника, рождением ребенка, учебой, болезнью родных или близких, переездом на новое местожительство и др. Фрикционные причины мешают работнику быстро трудоустроиться по своей профессии в соответствии с квалификацией;
Циклическая — связана с фазами циклов воспроизводства, в частности фазами кризиса и депрессии. Разновидностью этого вида безработицы является застойная безработица, которая имеет место в странах и регионах, пораженных экономическим спадом, когда работодатели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников;
Скрытая — характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на работу на условиях неполного рабочего времени (дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан с наличием незанятого населения в обществе по причине, как правило, экономической нестабильности, когда спрос на рабочую силу меньше предложения. Скрытая безработица иногда неверно трактуется как скрытая от регистрации безработица;
Добровольная — означает, что работник не желает трудиться за предлагаемую ему заработную плату или по предлагаемой профессии на предприятии, ожидая более подходящей работы;
Вынужденная — означает любой вид безработицы, кроме добровольной. Но в отличие от других видов вынужденная безработица характеризует такую ситуацию, когда на предприятии в соответствии с отраслевым или коллективным соглашением установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работников. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Эти объективные факторы имеют место во всех странах независимо от социально-экономической системы.
Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них приватизация, акционирование предприятий, аренда и т. д., ведущие к оптимизации численности занятых, ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50 % и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил. Кроме того, к обострению безработицы ведет социальная политика государства, защищающая интересы прежде всего зажиточных, разбогатевших слоев населения.
В разных странах численность безработных не одинакова. Это объясняется различием трактовок официальными и неофициальными институтами общества понятия «безработный». Официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. Это касается и России. Так, Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин может считаться безработным, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку для этого и действительно ищет работу, причем эта служба не предоставила предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента регистрации.
Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины, имеющие детей). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70 % безработных и более.
В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.
В целом существуют два основных направления государственной политики занятости: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда.
Законами и другими нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, вероисповедания.
Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.
Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также лицам, длительное время не имеющим работы. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий и организаций, дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).
Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и др.
Не так давно в Москве состоялась научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы обеспечения занятости населения и развития социально-трудовых отношений в условиях перехода к инновационной экономике», в ходе которой так же осуждались проблемы обеспечения занятости населения. Ниже я привела некоторые, по моему мнению, интересные выдержки из этой конференции.
Помощь в поиске работы, в том числе и студентам, сегодня оказывает интернет, представленный множеством так называемых работных сайтов. Это подтверждают данные социологического опроса: в качестве надежного и эффективного источника информации при трудоустройстве 51,4% опрошенных назвали виртуальную сеть. Однако, по словам руководителя проекта «100РАБОТ» группы компаний «HeadHunter» Анастасии Байковой, для неквалифицированного персонала, в особенности, студентов колледжей, все равно не хватает информации о возможностях трудоустройства. Расширение линейки источников поиска работы в онлайне стало возможным даже за счет повсеместно распространенных платежных терминалов – там тоже теперь размещаются сведения о вакансиях.
«Официальные представительства служб занятости во всемирной паутине часто проигрывают частным в скорости взаимодействия соискателя и работодателя, - подчеркнула заместитель генерального директора компании SuperJob по вопросам взаимодействия с органами госвласти Светлана Тарасова. Например, портал «Работа в России» не позволяет кандидату обратиться к работодателю напрямую — только через сотрудника службы занятости. Для века скоростей - это непозволительная роскошь и трата времени».
«А проблема экономии времени в сфере труда стоит остро. Трудовой кодекс предоставляет работодателям возможности для оптимального тайм-менеджмента, подчеркнула главный научный сотрудник НИИ труда и социального страхования Альбина Никифорова. Так, статья 102 ТК предусматривает режим гибкого рабочего времени, что позволяет выбрать график поездок на работу в часы отсутствия пробок на дорогах. Мало используется статья 104 и 105 ТК, определяющие возможность разделения рабочего дня на две части и режима суммарного исчисления годового рабочего времени. Эти инструменты позволяют эффективнее использовать труд работников, но на практике применяются редко. Между тем, особенности труда в современных условиях требуют пересмотра стандартных подходов к организации рабочего процесса. Обмен опытом и ноу-хау в этой сфере может оказаться не менее важным следствием активного социального партнерства, чем вопросы софинансирования и разделения полномочий».
Вопрос № 19 Механизм мотивации и стимулирования труда персонала.
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
Выделяют основные задачи мотивации:
• формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
• обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
• формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действия человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.
Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для его осуществления.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложения человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится что это следующие характеристики деятельности:
• усилие;
• старание;
• настойчивость;
• добросовестность;
Информация о работе Контрольная работа по "Управление персоналом"