Контрольная работа по «Системному анализу в управлении предприятием»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием» рассмотреть такие вопросы, как:

1. Построение моделей систем

2. Методы качественного оценивания систем. Методы типа «мозговая атака» или коллективная генерация идеи.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Построение моделей систем …………………………………………….. 4
2. Методы качественного оценивания систем. Методы типа «мозговая атака» или коллективная генерация идеи ………………………………….
6
Заключение ………………………………………………………………….. 10
Список использованной литературы ……………………………………… 12

Работа содержит 1 файл

Контрольная Системный анализ в управлении предприятием.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  …………………………………………………………………….. 3
1. Построение  моделей систем …………………………………………….. 4
2. Методы  качественного оценивания систем. Методы типа «мозговая атака»  или коллективная генерация идеи  ………………………………….  
6
Заключение  ………………………………………………………………….. 10
Список  использованной литературы ……………………………………… 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Общие свойства управления исследуются в  кибернетике. Проблемы управления техническими системами без участия человека – в теории автоматического управления. Особенности управления в социальных и экономических системах изучаются в рамках менеджмента, управление в современных организационно-технических системах – предмет системного анализа в управлении. Во всех этих областях требуется знание общих законов функционирования систем, которые изучаются в рамках общей теории систем, включающей научные направления: системный подход, системные исследования, системный анализ.

     Системный анализ – наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенные факторы, определяющие построение эффективных систем управления в конкретных условиях.

     Цель  данной контрольной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием»  рассмотреть такие вопросы, как:

     1. Построение моделей систем 

     2. Методы качественного оценивания  систем. Методы типа «мозговая  атака» или коллективная генерация идеи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Построение моделей  систем

      Строгого, единого определения для понятия  «система» в настоящее время  нет. В качестве «рабочего» определения  в литературе под системой в общем случае понимается совокупность элементов и связей между ними, обладающая определенной целостностью.

      Рассматривая  систему относительно построения ИС, более полно это определение  можно пояснить на основе понятия  модели.

      Пусть А и В - два произвольных множества. Функция f, однозначно ставящая в соответствие каждому элементу а Î А элемент f(а) Î В, называется отображением множества А в множество В и обозначается как f: А ® В или .

      Элемент f(a) = b называется значением элемента а при отображении f, или образом а; А - область определения, В - область значений отображения f.

      Если  есть элементы bj Î В, не являющиеся образом никаких элементов ai Î А, то отображение f называется отображением «в» В. Если f (А) = В, то отображение f называется отображением «на» В.

      Функция f -1(B) - множество элементов из А,образы которых принадлежат В, называется прообразом множества В, т.е. f -1(B) = {a Î A | f(a)ÎB}.

      В общем случае f -1 может не быть отображением «в» или «на» А, так как функция f -1 может быть неоднозначной.

      Отображение f называется взаимно однозначным, если каждый элемент множества В является образом не более чем одного элемента из А.

      Отображение/множества  А на (в) В называется гомоморфизмом множеств, если выполняется условие где ai Î A, f(ai) Î B.

      Изоморфизм  множества А на В является взаимно однозначным гомоморфизмом, т. е. .

       Модели в системном анализе занимают центральное место. Они помогают представить систему в удобном для исследования виде и выступают в качестве основного инструмента проектирования. В зависимости от стадии и целей исследования или проектирования применяются аксиологическое или каузальное представления системы.

     Аксиологическое представление системы – это  отображение системы в терминах целей и функций (функционалов), связывающих  цели со средствами их достижения.

     Каузальное  представление системы – это  описание системы в терминах влияния  одних переменных на другие.

     Сложно  выстроить порядок применения того или иного представления. Обычно представление системы начинается с идентификации целевых выходов (y). Затем выясняются входные факторы, оказывающие существенное влияние на целевые выходы. При этом важно сразу разделить входы на три группы: возмущения (x), управления (u) и помехи (ε). После этого выясняется наличие побочных эффектов – нецелевых выходов, оказывающих значимое влияние на окружающую среду.

     Аксиологическое представление позволяет оценить (спроектировать) возможности и средства влияния на выходы системы со стороны  субъекта.

     Примеры:

     1. “Дерево целей”.

     2. Кибернетическая модель y = F(u).

     Каузальное (от cause - причина) представление подразумевает  установление причинно-следственных отношений  в терминах «вход-выход», а также  оценку влияния элементов системы  друг на друга (без употребления понятий  цели и средств ее достижения). При  этом будущее состояние системы определяется ее предыдущими состояниями и воздействиями среды, в том числе и со стороны субъекта управления.

     Примеры:

     1. Кибернетическая модель статики  у = F(x,u).

     2. Модель динамики y'(t) = F(y(t), x(t), u(t)). 
 

2. Методы качественного оценивания систем. Методы типа «мозговая атака» или коллективная генерация идеи

     Методы  оценивания систем разделяются на качественные и количественные.

     Качественные  методы используются на начальных этапах моделирования, если реальная система не может быть выражена в количественных характеристиках, отсутствуют описания закономерностей систем в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.

     Количественные  методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы.

     Между этими крайними методами имеются  и такие, с помощью которых  стремятся охватить все этапы  моделирования от постановки задачи до оценки вариантов, но для представления  задачи оценивания привлекают разные исходные концепции и терминологию с разной степенью формализации. К ним относят:

  • кибернетический подход к разработке адаптивных систем управления, проектирования и принятия решений (который исходит из теории автоматического управления применительно к организационным системам);
  • информационно-гносеологический подход к моделированию систем (основанный на общности процессов отражения, по знания в системах различной физической природы);
  • структурный и объектно-ориентированные подходы системного анализа;
  • метод ситуационного моделирования;
  • метод имитационного динамического моделирования.

     Такие методы позволяют разрабатывать  как концептуальные, так и строго формализованные модели, обеспечивающие требуемое качество оценки систем.

     Во  всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой  системе (альтернативе) вектора из критериального пространства Кт, координаты точек которого рассматриваются как оценки по соответствующим критериям.

     Например, пусть множество Q разбито на I подмножеств Q1, Q2, ..., qi. Для элемента х Q необходимо указать, к какому из подмножеств Qi он относится. В этом случае элементу х сопоставляется одно из чисел 1, 2, ..., l, в зависимости от номера содержащего его подмножества.

     Простейшей  формой задачи оценивания является обычная задача измерения, когда оценивание есть сравнение с эталоном, а решение задачи находится подсчетом числа эталонных единиц в измеряемом объекте. Например, пусть х – отрезок, длину которого надо измерить. В этом случае отрезку сопоставляется действительное число φ (х) – его длина.

     Более сложные задачи оценивания разделяются  на задачи: парного сравнения, ранжирования, классификации, численной оценки.

     Задача  парного сравнения заключается  в выявлении лучшего из двух имеющихся объектов. Задача ранжирования – в упорядочении объектов, образующих систему, по убыванию (возрастанию) значения некоторого признака. Задача классификации – в отнесении заданного элемента к одному из подмножеств. Задача численной оценки – в сопоставлении системе одного или нескольких чисел.

     Перечисленные задачи могут быть решены непосредственно  лицом, принимающим решение, или  с помощью экспертов – специалистов в исследуемой области. Во втором случае решение задачи оценивания называется экспертизой.

     Качественные методы измерения и оценивания характеристик систем, используемые в системном анализе, достаточно многочисленны и разнообразны.

     К основным методам качественного  оценивания систем относят:

  • методы типа «мозговой атаки» или коллективной генерации идей;
  • типа сценариев;
  • экспертных оценок;
  • типа Дельфи;
  • типа дерева целей;
  • морфологические методы.

     Остановимся подробнее на анализе методов типа «мозговой атаки» или коллективной генерации идей.

     Концепция «мозговая атака» получила широкое  распространение с начала 50-х гг. ХХ века как метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления. Методы этого типа известны также под названиями «мозговой штурм», «конференция идей», «коллективная генерация идей» (КГИ).

     Обычно  при проведении сессий КГИ стараются  выполнять определенные правила:

     1. обеспечить как можно большую  свободу мышления участников  КГИ и высказывания ими новых  идей;

     2. приветствовать любые идеи, даже  если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей производятся позднее);

     3. не допускать критики любой  идеи, не объявлять ее ложной  и не прекращать обсуждение;

     4. желательно высказывать как можно  больше идей, особенно нетривиальных.

     В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую «мозговую атаку», метод обмена мнениями и другие виды коллективного обсуждения идей и вариантов принятия решений. В последнее время стараются ввести правила, помогающие сформировать некоторую систему идей, т.е. предлагается, например считать наиболее ценными те из них, которые связаны с ранее высказанными и представляют собой их развитие и обобщение. Участникам не разрешается зачитывать списки предложений, которые они подготовили заранее. В то же время, чтобы предварительно нацелить участника на обсуждаемый вопрос, при организации сессий КГИ заранее или перед началом сессии участникам представляется некоторая предварительная информация об обсуждаемой проблеме в письменной или устной форме.

Информация о работе Контрольная работа по «Системному анализу в управлении предприятием»