Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

1 Характеристики эмоциональной сферы личности?
2 Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации?

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                          1.Регистрационный номер_________

                                               2.ДАТА ПОЛУЧЕНИЯ:________________

                                                3.Преподаватель-рецензент:____________________

                                                4.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №__________ шифр________

                                                По предмету_______________________________________

                                                5.Ф.И. О.____________________________________________

                                                6.Группа№_______________ заочного_        отделения

                                               7.Адрес:_____________________________________________

                                               8.Место работы:______________________________________

                                               9.Должность:_________________________________________

                                                10.Дата рецензирования:_______________________________

                                                11.Результат рецензирования:___________________________

                                                 12.Подпись преподавателя-рецензента:__________________

 

 

 

Контрольная  работа

Вариант5

Вопросы: 

1 Характеристики эмоциональной   сферы личности?

2 Малая социальная  группа как социально-психологическая характеристика организации?


Введение

Восприятие, память, мышление — познавательные психические процессы. С их помощью человек отражает объективный мир. Другие же психические процессы — эмоции, воля, внимание — обеспечивают активность человека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения.

Эмоции, или переживание  личностью ее связей с миром,—необходимая предпосылка человеческой активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу деятельности, являются ее мотивами. Эмоции определяют качественную и количественную характеристику поведения. Они также отражают отношение человека к значимым для него объектам и обеспечивают селективность восприятия — из бесчисленного количества объектов среды, влияющих на человека, некоторые, имеющие для него важное значение, выделяются и усиливаются эмоциями, другие же, неокрашенные чувственным тоном, как бы затушевываются.

Эмоции отличаются от познавательных и волевых процессов. Эмоциональные реакции субъективны в том смысле, что «заканчиваются» в «теле человека», а волевые способны проявляться в действиях, в практическом отношении к объекту.

Эмоции богаты многообразием. Человек может любить, ненавидеть, бояться и т. д. Эмоций столько, сколько различных ситуаций, в которых находится личность. Все эмоции можно объединить в четыре группы —

1) выражающие удовольствие (приятное переживание),

2) неудовольствие (неприятное  переживание),

3) двойственное (амбивалентное),

4) неопределенное отношение к действительности.

Физиологические основы эмоции и чувств.

Физиологической основой  простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находятся в нижних отделах головного мозга, в подкорке. И. П. Павлов писал, что подкорковые центры, являясь центрами сложных безусловных рефлексов — пищевых, защитных и других, вместе, с тем являются и физиологической основой элементарных эмоций.

Основные виды чувств эмоций.

Страх—психическое состояние, которое испытывает человек во время  реальной или мнимой опасности. Испытывающий чувство страха изменяет свое поведение. Как правило, страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, желание избежать опасной ситуации, иногда затормаживаются двигательные реакции, человека «парализует».

Положительным видом  эмоций является радость, жизнерадостность, приятное самочувствие. Есть два вида радости — внутреннее глубокое состояние (собственно радость) и внешняя форма, выражающаяся смехом и живыми действиями (веселость). Радость способствует правильному ходу физиологических отправлений организма, при радости легко, свободно дышится, человек чувствует бодрость, уверенность.

Радость вызывается различными объектами, связанными с нашей деятельностью, состоянием здоровья, отношениями в коллективе, удачами близких и родных людей. Качество и интенсивность радости зависят от особенностей объекта, вызывающего эту эмоцию, и личностных особенностей человека.

Эмоциями, противоположными по своему содержанию радости, являются печаль, грусть, скорбь. Они вызываются безуспешностью деятельности личности, потерей близких людей, событиями, которые личность расценивает как препятствие для осуществления целей и ожиданий.

Печаль характеризуется  угнетенным состоянием, чувством морального дискомфорта и даже страданием. При этой эмоции наблюдается слабость мышц, человек бледен, с запавшими глазами, движения и речь замедлены.

Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические). Воспитание чувств

Значительное место  в жизни людей занимает любовь — моральное чувство, которое облагораживает любящих. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, соединяет в себе как сочувствие и переживание, так и долг по отношению друг к другу. Его составными частями являются также радость от существования другого, нежность и тоска друг по другу.

С моральными и интеллектуальными чувствами тесно связаны и эстетические переживания людей. Это чувство красоты, прекрасного. Эстетические чувства возникают в результате восприятия человеком явлений природы, произведений искусства, благородных поступков. Эти чувства имеют ряд градаций — от легкого волнения, удовольствия, радости или грусти до настоящего эстетического восторга.

Необходимым условием развития эстетического чувства является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения, красоты человеческих отношений.

Эмоциональный стресс и  здоровье.

Стрессом называется эмоциональное состояние, которое вызывается ситуациями сверх сильного напряжения — угрозы жизни, физического и умственного напряжения, страха, необходимости принимать быстрые и ответственные решения. В стрессе изменяется поведение многих людей — оно становится дезорганизационным, наблюдаются беспорядочные движения, отрывистая несвязная речь. Могут также наблюдаться противоположные изменения сознания — общая заторможенность, пассивность, бездеятельность. Изменение поведения — своеобразная защита организма от сверхсильного раздражения. Только решительные и спокойные люди в состоянии регулировать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации. Однако частые стрессовые ситуации изменяют их психические свойства, и они становятся восприимчивыми к негативным воздействиям стрессовых факторов.

Силу стрессового раздражения  определяет не только объективная величина фактора (интенсивность физической и умственной напряженности, реальность угрозы жизни и т. д.), но и психическое состояние человека. Так, если человек уверен, что он способен контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению снизить физическое или умственное напряжение, уйти из жизнеопасной ситуации), то воздействие стрессового фактора снижается. Значительные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить ситуацию стресса, чувствует обреченность.

 

Эмоциональные реакциями

Эмоциональными реакциями называются переживания человека, вызванные внезапными раздражителями. Кратковременная, но интенсивная эмоциональная реакция называется аффектом. Аффекты быстро овладевают человеком, бурно протекают, значительно изменяют деятельность личности и жизнедеятельности организма. Например, при отчаянии бурная реакция может смениться обмороком или ступором (застыванием в неподвижной позе).

Различают физиологический  и патологический аффекты. При физиологическом аффекте человек, несмотря на внезапно возникшее потрясение, способен руководить своей деятельностью. Физиологический аффект возникает в ответ на сильный и внезапный раздражитель. Патологический аффект возникает после сравнительно слабого раздражителя, например незначительного оскорбления, иногда вообще без какого-либо внешнего возбуждения и характеризуется значительным двигательным и речевым возбуждением. Нарушаются смысловые связи между словами. Больной не в состоянии дать себе отчет в своих действиях. Он может убить того, кто нанес ему оскорбление. После аффекта больной чувствует истощение, засыпает и часто полностью забывает совершенное в аффекте.

Эмоциональные состояния.

Переживание тех или иных чувств человеком создает эмоциональное  состояние, окрашивающее на определенное время психические процессы и поведение человека. Основным источником возникновения настроения является положение человека в обществе. Удовлетворен или неудовлетворен человек положением в обществе, ходом своей жизни — вот основной источник эмоционального состояния, его настроения. Настроение оказывает влияние на отношения человека в коллективе. Озлобленный совсем иначе воспримет замечание или шутку товарища, чем человек, находящийся в «нормальном» настроении.

Эмоциональные отношения.

Эмоциональные отношения — это переживание связи человека с другими людьми, предметами и явлениями объективного мира. Эмоциональные отношения характеризуют влияние эмоций на взаимодействие человека с внешним миром.

Основными эмоциональными отношениями  являются привязанность, страсть, вражда, неприязнь, ненависть. Нарушение эмоциональных отношений возникает в силу ряда причин. Важное место среди них занимает отношение других людей. Измена любимого человека может нарушить нормальные эмоциональные отношения. Не меньшее значение имеют личностные качества больного.

При психозах нарушаются высшие чувства — моральные, интеллектуальные, эстетические. Нарушение этических чувств может проявиться в воровстве, интеллектуальных чувствах — в снижении уровня критичности. Больные не замечают абсурдов в своих произведениях, не понимают логических операций, совершаемых другими людьми, склонны к мистицизму. Иногда наблюдается потеря эстетического чувства. Человек, знающий и любящий искусство, утрачивает к нему интерес без воздействия каких-либо внешних сил. Иногда нарушение эстетического чувства сопровождается появлением неряшливости. Нарушения высших чувств, с одной стороны, могут вызываться неправильным развитием личности, а с другой — органической болезнью мозга.


2вопрос

 
 социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Соответственно, малая  социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный личных контакт  друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.

Состав группы может  быть различен, он определяется численностью и социальными признаками (по возрасту, полу, образованию, национальности и  другим).

Структура группы тоже не всегда одинакова. Она определяется функциональными обязанностями членов группы в их совместной деятельности, набором ролей (ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и норм (предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Ещё при изучении малых групп используется термин групповых процессов - подразумеваются процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и тому подобные явления.

 

Существует масса классификаций малых групп. Например, их можно различать по роду деятельности: промышленные, учебные, любительские.

По способу возникновения:

·        формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (от трех до двадцати человек).

·        неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (от трех до восьми человек).

Внутри социальных групп  могут происходить процессы, вследствие которых группа меняет свою форму, развивается. Эти процессы называют групповой динамикой. Иными словами, групповая динамика включает следующие процессы:

·        сплочение или разобщение групп;

·        процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

·        становление групповых норм (это важнейший процесс), то есть спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

 

Противоположная сторона  конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов  в динамике групп является выделение  лидера. Лидер - член малой группы, имеющий  определенное влияние на стороны  ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

·        целеполагание (в том числе принятие решений)

·        координацию совместных действий

·        контроль над соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, то есть она осуществляет обмен  с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное, рассмотрим возможные  направления действий лидера:

1.        Внешняя среда. Обеспечить совместимость, контакт, взаимосвязи (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы).

2.        Межличностные отношения. Обеспечить включенность, расположение, контроль, а также включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.

3.        Разрешение конфликтов. Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Таким образом, задача лидера по всем направлениям - обеспечение  баланса внутри группы. А реализация этих действий иллюстрирует комплиментарную  функцию лидера, то есть лидер должен делать то, чего не может сделать группа.

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят  от характеристик группы, а так  же от ситуации, в которой действует  группа.

Лидер может выбрать  наиболее удобную для себя модель (стиль) управления, но не стоит забывать о том, что для разных групп будет подходить разный стиль. Есть пять основных вариантов:

1.        Тоталитарный

2.        Авторитарный

3.        Демократический

4.        Либеральный

5.        Анархический

1.        Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта, уровня интеллекта. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.

2.        Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта.

3.        Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято

III.        По характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Например, чем выше уровень  образования членов группы, чем более  творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

 

Малые социальные группы можно изучать несколькими способами. Вот два основных, наиболее употребляемые метода.

1. Эксперимент

Это общенаучный метод  исследования в контролируемых и  управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

Схема эксперимента:

1.        Выдвижение гипотез.

2.        Выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта).

3.        Определение нейтральных, факторных (тех, которые предполагается менять) и контрольных (которые будем отслеживать) характеристик объекта.

4.        Подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Разберем пример. Это  будут «Хоторнские эксперименты» (1927-1932)

Тема эксперимента: Повышение производительности труда.

1.        Гипотеза заключается в том, что условия труда - фактор производительности.

Факторная характеристика - освещенность рабочего места, нейтральная - содержание труда, контрольная - производительность труда.

2.        Вторая гипотеза: организация труда - фактор производительности.

Факторная характеристика - продолжительность и частота  перерывов, дополнительный свободный  день, завтраки за счет фирмы.

Производительность труда  не снизилась и после отмены этих условий.

3.        Тогда социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Социологи заметили факт группового поведения рабочих. Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.

4.        На четвертом этапе исследований была выдвинута новая гипотеза: характер взаимоотношений в группах является главным фактором производительности труда. Гипотеза подтвердилась, оказалось, что групповые нормы - центральный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:

·        Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым.

·        Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.

·        Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.

 

Еще один метод для  изучения малых групп:

2. Метод социометрии

Якоб Леви Морено говорил, что большую роль в жизни людей  играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого  проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.

С точки зрения Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает специальный вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.

По результатам социометрического  опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и  полученных выборах - социологическая  матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.

Заключение

Важной чертой развития современного общества является постоянно  возрастающий интерес к индивидуальности человека, который, входя в новое  тысячелетие, ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство строить отношения между людьми требует от каждого умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.

Очень важным и существенным является изучение межличностных отношений  в коллективе. Руководители, как  правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения.

На межличностные отношения  в трудовом коллективе оказывает  влияние множество факторов: экономические, нравственные, эстетические, административные и др. Формой выражения этих факторов является информация, которая становится непосредственным предметом труда сотрудника. В конечном счете, информация выражает определенные отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что предметом труда сотрудника помимо информации являются отношения в коллективе. Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"