Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что «управление старо как мир». Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является одним из ее важнейших факторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….1 – 2
1. Возникновение науки об управлении………………………………………………..3 – 10
2. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с
другими науками об управлении………………………………………………………..11 – 15
Заключение………………………………………………………………………………………………….16
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Управленческие решения.docx

— 40.94 Кб (Скачать)

Всероссийский заочный финансово  экономический институт

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по  дисциплине:

“Управление качеством”

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар,2012

Содержание 

 Введение………………………………………………………………………………………………….1 – 2

1. Возникновение науки об управлении………………………………………………..3 – 10

2. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с

 другими науками  об управлении………………………………………………………..11 – 15

Заключение………………………………………………………………………………………………….16

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Управленческая деятельность — неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному явлению.

Управление  как социальное явление и как  сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало  предметом специальных научных  исследований. Присущие людям потребность  и способность работать вместе, в  соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что «управление старо как мир». Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является одним из ее важнейших факторов.

Возникновение вначале примитивных, а затем  все более сложных организаций  древнего мира и их развитие требовали  постоянного совершенствования  практики управления. Так, зафиксированные  на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках  и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно  показывают достаточно высокую степень  сложности древних организаций  и управления ими. Создание грандиозных  архитектурных сооружений древности (египетские пирамиды, древние ацтекские  города); существование крупных политических организаций (Македония при Александре Великом, Персия, а позже — Древний  Рим); наличие крупных армий; успешное функционирование

 

сложных и  разветвленных религиозных организаций (прежде всего римско-католической церкви) — все это и многое другое было бы просто невозможным  без иерархического и скоординированного управления.

Возникновение науки об  управлении — это сложный и противоречивый процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву в этой области — к оформлению науки об управлении, к осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И это произошло в 1911 г., когда ф. Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу «Принципы научного управления». «Предыстория» науки об управлении заканчивается, начинается ее история. Наука об управлении переходит с претеоретической стадии существования на стадию собственно теоретического развития. Как отмечает М. Мескон и др., «появление и оформление управления как науки, как области научных исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса, частично — попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично — достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы».

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение  науки об управлении

Управление  в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное  устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто  управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение  и расцвет городов государств.

Практическое  управление возникло тогда, когда появились  организации. Однако организации древности  во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000-1500 гг. до н. э) содержит советы начальнику - субъекту управления: "... будь спокоен, когда слушаешь

 

 

ты слова  просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того,

что хотел  сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения  своего вопроса".

В Древней  Греции о необходимости специализации  производственных процессов говорил  Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу труда: "Главная  задача - поставить нужного человека на нужное, место и добиться выполнения своих указаний".

В Древнем  Риме Катон Старший (234-149 гг. до н. э) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.

Управленческие  ноу-хау передавались из поколения  в поколение в узких кругах управленческой элиты. Существенный вклад  в развитие управленческой мысли  внес итальянский государственный  деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в  частности, говорил: "Об уме правителя  первым делом судят по тому, каких  людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в  его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность".

Он говорил  также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о  государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет  хорошим слугой государю". Макиавелли принадлежит и эта блестящая  управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих

 

приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы". В  России значительную роль сыграли реформы  государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны  рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании  каждого года, а именно в декабре  месяце, о припасах и работниках, конечно иных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20 го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне". Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т.д. На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с основные вехи. Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5м тысячелетии до н.э. - это введение письменности.

Впервые появилась  возможность передавать и накапливать  информацию. Это послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших  участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении

 

системы управления стихийно складывающимися торговыми  отношениями в древнем Шумере.

Во время  правления вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э) был разработан и  введен в действие Свод законов управления государством. В соответствии с этим Сводом законов управление в государстве  переходило от религиозного к светскому  стилю управления. Был усилен контроль и ответственность за выполнение работ. При правлении Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э) произошло соединение государственных методов управления с управлением, и прежде всего  контрольными его функциями, в сфере  производства и строительства.

Этапы развития управленческой мысли:

До н/э

5000 - Шумеры - Письменность, регистрация фактов

4000 - Египтяне - Признание необходимости планирования, организации и контроля

2600 - Египтяне - Децентрализация в организации  управления

1800 - Хаммурапи  - Использование свидетелей и  письменных документов для контроля, установление минимальной заработной  платы, признание недопустимости  перекладывания ответственности

1491 - Евреи  - Концепция организации, скалярный  принцип

600 - Навуходоносор  - Контроль за производством и стимулирование через заработную плату

400 - Сократ - Формулировка принципа универсальности  менеджмента

400 - Ксенофонт - Признание менеджмента как особого вида искусства

175 - Кат он - Использование описаний работ

Н/э:

20 - Иисус  Христос - Единоначалие Золотое  правило Человеческие отношения

 

1100 - Газали - Требования к менеджеру1835 - Маршалл, Логман - Признание и обсуждение относительной важности менеджмента

1881 - Джозеф  Вартон Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента

1900 - Фредерик У Тейлор - Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка

1916 - Генри  Файоль - Первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента Александр Г Черн - Функциональная концепция менеджмента

1919 - Моррис  Л Кук - Различные области использования  менеджмента

1927 - Элтон  Мейо - Социологическая концепция  групповых устремлений 1943 - Линделл Урвик - Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента

1949 - Норберт Винер - Разработка системного анализа в теории информации

1976 - Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий менеджера в различных ситуациях 1985 - Том Петере - Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Наука об управлении Тейлора.

Но первый настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря  трудам американского инженера Фредерика  Уинслоу Тейлора (1856-1915). Этому в значительной степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX в. в США. Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали, прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления. Тем не

 

менее управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение

осуществлялось  лишь на собственных ошибках и  находках предпринимателей. Все это  создавало необходимые предпосылки  для возникновения науки об управлении. Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911г. книги Тейлора "Принципы научного управления". Тейлор предложил систему "научного управления", которую  характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения  производительности; развитие каждого  отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Основные  ее положения можно сформулировать следующим образом:

1. Создание  научного фундамента, заменяющего  собой старые, традиционные, практически  сложившиеся методы работы, научные  исследования каждого ее элемента.

2. Отбор рабочих  на основе научных критериев,  их тренировка и обучение.

3. Сотрудничество  между администрацией и рабочими  в деле практического внедрения  научно разработанной системы  организации труда.

4. Равномерное  распределение труда и ответственности  между администрацией и рабочими. Интересны его, носившие революционный характер, предложения по организации производства и труда в целом и заработной платы в частности: заработная плата начисляется человеку, а не месту; установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках; расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными; благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую

 

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"