Контрольная работа по «Менеджмент в социально - культурной сфере»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Содержание

1. Понятие технологии социально-культурной деятельности, ее структура.
1.2. Сущность социально-культурных технологий.
Определение понятия «технология».
Структура технологического процесса в учреждениях культуры:
Классификация технологий.
Сущность технологий.
Элементы технологий.

2. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности

Работа содержит 1 файл

Менеджм в соц-кул.docx

— 23.99 Кб (Скачать)

Волгоградский  Социально – Педагогический Колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету «Менеджмент в социально - культурной сфере» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Специальность «Менеджмент» ОЗО

Выполнила студентка 3 курса

     Пакина Мария 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2010 год.

План:

(5 вариант) 

1. Понятие технологии социально-культурной деятельности, ее структура.

    1.2. Сущность социально-культурных технологий.

  1. Определение понятия «технология».
  2. Структура технологического процесса в учреждениях культуры:
  3. Классификация технологий.
  4. Сущность технологий.
  5. Элементы технологий.
 

2. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Понятие технологии  социально-культурной  деятельности, ее  структура.

      Термин  «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.

      Существуют  разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения  в понимании и употреблении этого  термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

      В материалах ЮНЕСКО указывается, что  педагогическая технология - это системный  метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

      В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

      По  нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

      Классификация технологий.

      Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.

      В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

      • крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики,  региона;

       макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

       микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

      В настоящее время появилось большое  разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

      Рассматривая  современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

      1)   по уровню применения;

      2)   по философской основе;

      3)   по ведущему фактору психического  развития;

      4)   по ориентации на личностные  структуры;

      5)   по характеру содержания и  структуры;

      6)   по типу организации и управления  познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».

      Если  говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

      1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

      2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '

      3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

      Существуют  определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в   . сфере культуры и досуга.

      Учитывая  то, что социально-культурная сфера  представлена 'большим количеством  разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

      В целом технологии, применяемые в  сфере культуры и досуга, можно  разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

      1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

      2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

      3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

      Говоря  о структуре технологии, следует  отметить, что составными ее элементами должны служить:

       концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

       системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

       управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

        эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

      • и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

      Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику, 

    2. Сущность рекреативных (восстановительных)  технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности. 

Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности.

      Глобальные  социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.

      Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.

      Сегодня основное внимание в учреждениях  культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.

В связи  с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и  дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов

      Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.

      Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе»  и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города».

      Примером  внедрения педагогических технологий в процесс образования,  может  служить  гуманно-личностная технология.

      Целевые ориентации этой технологии заключаются  в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке  человека путем раскрытия его  личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.

      К таким технологиям можно отнести  игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему  В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие.

      Функциональные  технологии подразделяются на:

• технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;

• технологию организации  самодеятельного  творчества и любительских объединений;

•    технологию организации  отдыха и развлечения.

      1. Итак, современная  информационно-просветительная  деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

      Технология  организации самодеятельного  творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.

      Рассматривая  вопрос о развитии самодеятельного  творчества, нельзя не говорить о возрождении  общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость.

      2. Самодеятельное творчество привлекает  многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.

Информация о работе Контрольная работа по «Менеджмент в социально - культурной сфере»