Контроллинг как важный метод функционального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

Цель данного реферата рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность и содержание контроллинга;
- исследовать контроллинг как функцию управления и функцию поддержки управления;
- рассмотреть институционализацию контроллинга;
- дать современное состояние контроллингу в России;
Объект исследования – контроллинг в системе менеджмента на отечественных и зарубежных предприятиях.
Предмет исследования – контроллинг в системе менеджмента на предприятиях Российской Федерации, проблемы в применении контроллинга и пути преодоления.

Работа содержит 1 файл

менеджмент1.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

   Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

  Современная экономика требует новых подходов к управлению. Один из наиболее успешных среди них – контроллинг. Он выступает синтезом таких дисциплин (концепций), как управленческий учет и экономика предприятия, претерпевших изменение из-за включения в их инструментарий новых методов, средств и даже информационных технологий. Считается, что для формирования системы контроллинга необходимо создание независимой службы. Но есть примеры эффективного использования контроллинга различными подразделениями финансово-экономического блока предприятий.

   Цель  данного реферата рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:

- рассмотреть  сущность и содержание контроллинга;

- исследовать  контроллинг как функцию управления и функцию поддержки управления;

- рассмотреть  институционализацию контроллинга;

- дать современное  состояние контроллингу в России;

   Объект  исследования – контроллинг в  системе менеджмента на отечественных  и зарубежных предприятиях.

   Предмет исследования – контроллинг в системе менеджмента на предприятиях Российской Федерации, проблемы в применении контроллинга и пути преодоления. 
 
 
 
 

1. Сущность  и содержание контроллинга 

  Понятие контроллинга не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а контроллинг в будущее. Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру (предприятие, перешедшее на квазипредприятие) – поле для контроллинга. Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами. Первая проблема, которая мешает нам принять решение – отсутствие сигналов не благополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению. 
     Контроллинг – это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров - стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делигированны его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга – каждый рабочий заинтересован в том, чтобы предприятие процветало.    Лишь такое действие механизма контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками предприятия и способствует взаимопониманию между ними. 
Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному.          Наиболее распространенное понимание контроллинга и его методов сводится к следующему: 
- планирование (подробное); 
- контроль за выполнением плана; 
- глубокий анализ ответственности работающего; 
- учет (управленческий). 
 

2.Задачи  и функции контроллинга.  

  Цель  контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. 
Для реализации этой цели решаются следующие задачи: 
1. В сфере учета 
-       создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства; 
-       разработка и поддержание системы внутреннего учета информации о протекании технологических процессов; 
-       подбор или разработка методов учета, а также критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений. 
2. В сфере планирования 
-       формирование и развитие системы комплексного планирования; 
-       разработка методов планирования; 
-       определение необходимой для планирования информации и путей ее получения; 
-       разработка методов ведения, контроля за реализацией планов, определение места его проведения и объем. 
3. В сфере информационного обеспечения
-       разработка архитектуры информационной системы; 
-       стандартизация информационных каналов и носителей; 
-       выбор методов обработки информации для обеспечения руководства предприятия аналитической информацией; 
-       проведение специальных исследований, определяющих состояние и развитие предприятия в рыночных условиях. 
Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и представление руководству существенной для принятия решений информации. Контроллинг как концепция системы управления послужила ответом на изменения внешних условий функционирования предприятий. Для реализации перечисленных выше задач контроллинг обеспечивает решение следующих функций: 
-       координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; 
-       информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; 
-       создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; 
-       обеспечение рациональности управленческого процесса; 
-       оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения. 
 
Специальные функции: 
-       сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы; 
-       сравнение с конкурентами; 
-       обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; 
-       проведение калькуляции для особых заказов; 
-       расчеты эффективности инвестиционных проектов. 

3. Роль контроллинга в процессе управления

 

  Роль контроллингав  процессе управления и его связь с другими функциями можно охарактеризовать следующим образом: 
1. В процессе планирования контроллинг осуществляет: 
а) координацию различных планов и разработку общего плана развития; 
б) разработку методики планирования и графиков составления планов; 
в) предоставление информации для составления планов; 
г) проверку планов, составленных структурными подразделениями. 
2. В организационной работе проводится учет и контроль затрат и результатов по подразделениям. 
3. В процессе стимулирования создаются условия для успешного выполнения плана по подразделениям. 
4. В процессе контроля и регулирования: 
а) осуществляет сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; 
б) устанавливает допустимые границы отклонений от плана; 
в) выполняет анализ отклонений, распределяет их по причинам и вырабатывает предложения для уменьшения отклонений. 
5. В процессе анализа решений и информационных потоков выполняет следующую роль: 
а) участие в разработке структуры управленческой информационной системы; 
б) сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных; 
в) консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений; 
г) разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений. 
 
     Значит, так как задача контроллинга – нацеливать систему управления предприятием на достижение поставленных целей, то контроллинг, является сложной конструкцией. Она объединяет в себе столь различные элементы, как установление целей, планирование, учет, контроль, анализ, управление информационными потоками и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Поэтому он обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем. Таким образом, исходя из поставленных целей и задач контроллинга, соответственно стратегическому и оперативному менеджменту, он подразделяется на два вида: оперативный и стратегический контроллинг. 

4. Контроллинг в системе управления: стратегический и оперативный 

  Как было показано выше, контроллинг - это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Значит, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. 
     Стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения. 
      Основная задача оперативного контроллинга — оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и/или прибыли. Таким образом, оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга. Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки. 
     Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения. 
Характеристика оперативного и стратегического контроллинга представлена в табл. 1.1 
В отличие от стратегического, оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контролера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контролера. 
     Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    
        В деятельности предприятия контроллинг – это целостная концепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли. Для успешного регулирования прибыли и руководства фирмой необходима обработка дополнительных данных финансовой бухгалтерии и учета затрат, что является предпосылкой верной реализации идеи контроллинга. 
       Правильно функционирующая система контроллинга помогает руководству предприятия спрогнозировать шансы и риски раньше, чем это сделают конкуренты, и таким образом обеспечить жизнеспособность фирмы, укрепить ее положение на рынке и гарантировать постоянную и стабильную прибыль.  
      Контроллинг – мозговой центр, фактор эффективного функционирования предприятия. 
Контроллинг базируется на основе таких экономических дисциплин как маркетинг, менеджмент, экономический анализ, экономика и организация инновационной деятельности, учет и аудит и др. Их взаимосвязи необходимо предавать важное значение. Система контроллинга ориентируется на будущее развитие предприятия. Контроллинг необходимо нацелевать на максимизацию прибыли и стоимости капитала при минимизации риска и сохранении платежеспособности предприятия. Результаты контроллинга – должны быть в основе управленческих решений, в основе всей предпринимательской деятельности. Эффективная система контроллинга снижает загрузку предпринимателей и руководителей и высвобождает время. 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1.   Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. – СПб.: Питер, 2006. – 192с.: ил. – (Серия «Краткий курс)» 
2.   Дайле А. Практика контроллинга / Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2001. 
3.   Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллингу в организациях/А.М.Карминский, Н.И.Оленев, А.Г.Примак, С.Г.Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 256с. 
4.   Контроллинг как инструмент управления предприятием/Под ред. Н. Г.  Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ,2008.- 279с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контроллинг как важный метод функционального менеджмента