Конкурентоспособность товаров и потребительская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:37, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать
требованиям рынка. Оценивают конкурентоспособность хозяйствующие субъек-
ты, потребительские организации, потребитель. Российский потребитель своим
рублём определяет конкурентоспособность товара, услуги.

Критерии конкурентоспособности – качественная и количественная характе-
ристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.
эффекта от использования продукции по назначению к суммарным затратам на
создание и эксплуатацию продукции.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ

И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ  КУЛЬТУРА

Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать

требованиям рынка. Оценивают конкурентоспособность хозяйствующие субъек-

ты, потребительские организации, потребитель. Российский потребитель своим

рублём определяет конкурентоспособность  товара, услуги.

 

Критерии конкурентоспособности – качественная и количественная характе-

ристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.

эффекта от использования  продукции по назначению к суммарным  затратам на

создание и эксплуатацию продукции.

Качество или  цена? Вот перед каким выбором стоит потребитель. Низкий

прожиточный минимум  абсолютного большинства населения  России, учитываю-

щий минимальное количество потребностей человека, определяет предпочтение

цены качеству.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих её

способность удовлетворять  потребности человека. Прежде всего, существует за-

конодательная основа требований к качеству: законы РФ, стандарты отраслей,

технических объединений, предприятий, технические условия.

При оценке качества продукции  применим комплексный обобщённый показа-

тель качества. Он может быть выражен главным показателем, отражающим основ-

ное назначение продукции. Например, для часов – это срок службы, для шин –

ходимость в километрах. Интегральный показатель качества применим для тех

товаров, для которых возможен расчёт суммарного полезного эффекта. Зачастую

используется средний  взвешенный показатель качества.

 

Методика оценки уровня качества товаров представлена в литературе1.

Выделяют следующие потребительские  показатели качества товаров: показа-

тель назначения, выражающий основные функции товара, показатель функцио-

нальной пригодности как полезный эффект потребления. Эти функции закреплены

в стандарте на выпускаемую  продукцию. Показатель назначения определяется

также показателями взаимозаменяемости и совместимости продукции, которые

зафиксированы в государственных стандартах на продукцию.

К потребительским показателям  качества товаров относят эргономические

показатели, характеризующие соответствие конструкции изделия особенностям

человеческого организма. К ним относят антропометрические, физиологические,

психофизиологические, психологические, гигиенические показатели. В большин-

стве государственных стандартов эргономические показатели отнесены к обяза-

тельным характеристикам.

Составляющими показателей  качества товаров являются показатели безопас-

ности, экологические и эстетические показатели. Показатели безопасности и эко-

логические носят обязательный характер и используются для оценки уровня каче-

ства всех групп продукции. Соответствие товаров требованиям безопасности и

экологии должно подтверждаться сертификатом соответствия. Стандарты на

большинство товаров относят  эстетические показатели к рекомендуемым.

1 См., напр.: Лифиц И.М. Теория и практика конкурентоспособности товаров и услуг. М., 2001. С. 27 – 39.

32

Показатель надёжности как  критерий конкурентоспособности продукции  ха-

рактеризует способность изделия выполнять заданные функции в течение требуе-

мого промежутка времени или требуемой наработки. Показатели надёжности мо-

гут носить обязательный и  рекомендательный характер. Очень важной характери-

стикой продукции является стабильность уровня качества, определяемая стабиль-

ностью качества в разных партиях товаров, стабильностью в период эксплуатации,

а не только производства. О стабильности качества судят по таким показателям,

как уровень забраковки, число возвратов бракованных партий, число рекламаций.

Кардинальное решение  проблемы стабильности уровня качества возможно при

условии создания на предприятии-изготовителе системы качества, когда управле-

ние качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции: мар-

кетинг, проектирование, производство, обращение, эксплуатацию (потребление),

утилизацию. В международных стандартах принята система качества как совокуп-

ность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых

для осуществления общего руководства качеством. Россия существенно отстаёт от

стран с развитой рыночной экономикой по числу предприятий  с сертифицирован-

ной системой качества. У нас их около 200, тогда как в отдельных странах их де-

сятки тысяч. В 1998 году в Великобритании их было около 57 тысяч, в Германии –

около 21 тысячи, в США – около 19 тысяч.

Важнейшими характеристиками качества товаров являются имидж  и инфор-

мативность. При одинаковом значении интегрального показателя качества (отно-

шение качество/цена) покупатель отдаёт предпочтение товару с более высоким

имиджем. При одинаковом качестве товары с более высоким имиджем продаются

по более высокой цене.

Имидж товаров проявляется  через торговую марку. Зарегистрированная марка

называется товарным знаком. По данным за 1994 год первое место в рейтинге наи-

более ценных торговых марок  мира заняли компании «Кока-Кола», «Нескафе» и

«Майкрософт».

Информативность товара характеризует  качество информации о конкретных

преимуществах товаров. Общими требованиями к товарной информации является

достоверность, доступность, достаточность. К обязательным требованиям относят

наличие сведений:

1) о наименовании товара;

2) наименовании фирмы изготовителя и страны-изготовителя;

3) адресе изготовителя;

4) правилах и условиях безопасного хранения, транспортирования и исполь-

зования;

5) обязательной сертификации;

6) основных потребительских свойствах.

Объектом рекомендуемых  требований может быть информация о конкурент-

ных преимуществах, подтверждённых компетентными органами.

Важнейшей характеристикой  качества продукции является новизна  товара.

Новый товар удовлетворяет  новые потребности человека или, по сравнению с за-

меняемым товаром, более полно удовлетворяет сложившиеся потребности. Пред-

приятие, выпускающее в течение пяти лет одну и ту же продукцию, теряет конку-

рентоспособность.

Перечисленные выше потребительские  критерии качества продукции ограни-

чены ценой потребления. Более качественная продукция на рынке предполагает

33

более высокую цену, которую наш потребитель зачастую не в состоянии выдер-

жать.

Насыщенность рынка дешёвой низкокачественной, зачастую контрабандной

продукцией может вызвать  скептицизм: в России ещё рано говорить об уровне

конкурентоспособности товаров, повышении её потребительских качеств.

Для такого пессимизма нет  оснований. Конкурентоспособность товаров фор-

мируется на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Это этапы

производства, сбыта, сервиса. Рассмотрим в качестве примера один из последних

по этапности факторов конкурентоспособности товаров – сервисный, предпола-

гающий помощь в выборе товара.

Обнадеживающий фактор – за время экономической реформы сформирова-

лось новое поколение  продавцов с новым мышлением, психологией, отношением

к потребителю.

Что мы имели в административной экономике? Фетишизм должности. Прода-

вец – важная фигура в административной дефицитной экономике. Имея доступ к

ограниченным для населения  благам, он занимал особое положение в социальной

структуре. Невысокая зарплата компенсировалась за счёт дефицита товаров тене-

выми методами. Статусные тттттфакторы продавца также были значительными.

Эта модель разрушена рыночной экономикой. Выживает квалифицированный

продавец. Рынок завален относительно недорогими товарами. Реклама, связь с

общественностью, средствами массовой информации, требующие значительных

средств, – не всегда применимое средство повышения конкурентоспособности

товаров на российском рынке. Главной, ключевой фигурой в сбытовой сфере яв-

ляется продавец. Он выбирает индивидуальные методы работы с покупателем, он

помогает ему выбрать  товар, он информирует его о качестве и надёжности товара.

В отличие от административной экономики идёт борьба за потребителя. Методы

работы продавца имеют  в ней в настоящее время  первостепенное значение. Доход

продавца зависит от его  умения работать в рыночной экономике. Типичный про-

давец административной экономики в современных условиях не продаст ничего

или практически ничего.

За 10 – 15 лет экономических и социальных изменений сформировалось новое

поколение продавцов. Это в целом позитивный фактор, уведомляющий о борьбе за

конкурентоспособность товаров.

Продавца зачастую называют менеджером по продажам. Большинство спе-

циалистов по менеджменту категорически против такого названия: продавец не

менеджер, так как в его подчинении нет людей, он не руководит подчинёнными.

Но в квалификации продавца как менеджера есть и позитивный смысл. Не будем

вдаваться в тонкости дискуссии  по этому поводу, отметим лишь то, что продавец

работает с людьми, а не только с товаром. Конкурентоспособность товара – это

искусство продавца работать с покупателем, а не только свойства товара.

В этом мы видим позитивный смысл формирования конкурентоспособности

товаров, услуг, который не даёт оснований быть пессимистом в определении кон-

курентоспособности товаров на российском рынке.

Всё позитивное имеет и  издержки. А издержки таковы, что покупателю зачас-

тую надо противостоять рекламе  товаров, спасаться от умелой настойчивости про-

давца во чтобы то ни стало продать свой товар.

Покупка ненужных товаров  потребителем – вот минус умения и искусства

продавца. Покупатель должен это знать и уметь противостоять, защищаться от

34

агрессивной умелой торговли. На Западе выработаны рекомендации, как избавить

себя от ненужных покупок, что становится актуальным и для российского рынка.

Назрела необходимость в  повышении потребительской культуры россиян.

Повышение уровня жизни людей  делает более значимым качество продукции. По-

ка это ещё дальняя перспектива. Но даже на этапе становления рыночного хозяй-

ства в Российской Федерации уже актуален вопрос об уровне конкурентоспособ-

ности товаров и услуг, о чём свидетельствуют конкурсы на соискание премии пра-

вительства РФ в области качества, программы-конкурсы «100 лучших товаров

России», «Российская марка», «Всероссийская марка (III тысячелетие)», а также

другие конкурсы качества товаров и услуг.

Н.И. Корзенко

 

Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.

Телефон .бытовая техника(телики холодильники компы(не представляется жизнь)


Информация о работе Конкурентоспособность товаров и потребительская культура