Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:37, реферат
Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать
требованиям рынка. Оценивают конкурентоспособность хозяйствующие субъек-
ты, потребительские организации, потребитель. Российский потребитель своим
рублём определяет конкурентоспособность товара, услуги.
Критерии конкурентоспособности – качественная и количественная характе-
ристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.
эффекта от использования продукции по назначению к суммарным затратам на
создание и эксплуатацию продукции.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать
требованиям рынка. Оценивают конкурентоспособность хозяйствующие субъек-
ты, потребительские организации, потребитель. Российский потребитель своим
рублём определяет конкурентоспособность товара, услуги.
Критерии
ристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.
эффекта от использования продукции по назначению к суммарным затратам на
создание и эксплуатацию продукции.
Качество или цена? Вот перед каким выбором стоит потребитель. Низкий
прожиточный минимум
абсолютного большинства
щий минимальное количество потребностей человека, определяет предпочтение
цены качеству.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих её
способность удовлетворять потребности человека. Прежде всего, существует за-
конодательная основа требований к качеству: законы РФ, стандарты отраслей,
технических объединений, предприятий, технические условия.
При оценке качества продукции применим комплексный обобщённый показа-
тель качества. Он может быть выражен главным показателем, отражающим основ-
ное назначение продукции. Например, для часов – это срок службы, для шин –
ходимость в километрах. Интегральный показатель качества применим для тех
товаров, для которых возможен расчёт суммарного полезного эффекта. Зачастую
используется средний взвешенный показатель качества.
Методика оценки уровня качества товаров представлена в литературе1.
Выделяют следующие
тель назначения, выражающий основные функции товара, показатель функцио-
нальной пригодности как полезный эффект потребления. Эти функции закреплены
в стандарте на выпускаемую продукцию. Показатель назначения определяется
также показателями взаимозаменяемости и совместимости продукции, которые
зафиксированы в государственных стандартах на продукцию.
К потребительским показателям качества товаров относят эргономические
показатели, характеризующие соответствие конструкции изделия особенностям
человеческого организма. К ним относят антропометрические, физиологические,
психофизиологические, психологические, гигиенические показатели. В большин-
стве государственных стандартов эргономические показатели отнесены к обяза-
тельным характеристикам.
Составляющими показателей качества товаров являются показатели безопас-
ности, экологические и эстетические показатели. Показатели безопасности и эко-
логические носят обязательный характер и используются для оценки уровня каче-
ства всех групп продукции. Соответствие товаров требованиям безопасности и
экологии должно подтверждаться сертификатом соответствия. Стандарты на
большинство товаров относят эстетические показатели к рекомендуемым.
1 См., напр.: Лифиц И.М. Теория и практика конкурентоспособности товаров и услуг. М., 2001. С. 27 – 39.
32
Показатель надёжности как
критерий конкурентоспособности
рактеризует способность изделия выполнять заданные функции в течение требуе-
мого промежутка времени или требуемой наработки. Показатели надёжности мо-
гут носить обязательный и рекомендательный характер. Очень важной характери-
стикой продукции является стабильность уровня качества, определяемая стабиль-
ностью качества в разных партиях товаров, стабильностью в период эксплуатации,
а не только производства. О стабильности качества судят по таким показателям,
как уровень забраковки, число возвратов бракованных партий, число рекламаций.
Кардинальное решение проблемы стабильности уровня качества возможно при
условии создания на предприятии-изготовителе системы качества, когда управле-
ние качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции: мар-
кетинг, проектирование, производство, обращение, эксплуатацию (потребление),
утилизацию. В международных стандартах принята система качества как совокуп-
ность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых
для осуществления общего руководства качеством. Россия существенно отстаёт от
стран с развитой рыночной экономикой по числу предприятий с сертифицирован-
ной системой качества. У нас их около 200, тогда как в отдельных странах их де-
сятки тысяч. В 1998 году в Великобритании их было около 57 тысяч, в Германии –
около 21 тысячи, в США – около 19 тысяч.
Важнейшими характеристиками качества товаров являются имидж и инфор-
мативность. При одинаковом значении интегрального показателя качества (отно-
шение качество/цена) покупатель отдаёт предпочтение товару с более высоким
имиджем. При одинаковом качестве товары с более высоким имиджем продаются
по более высокой цене.
Имидж товаров проявляется через торговую марку. Зарегистрированная марка
называется товарным знаком. По данным за 1994 год первое место в рейтинге наи-
более ценных торговых марок мира заняли компании «Кока-Кола», «Нескафе» и
«Майкрософт».
Информативность товара характеризует качество информации о конкретных
преимуществах товаров. Общими требованиями к товарной информации является
достоверность, доступность, достаточность. К обязательным требованиям относят
наличие сведений:
1) о наименовании товара;
2) наименовании фирмы изготовителя и страны-изготовителя;
3) адресе изготовителя;
4) правилах и условиях безопасного хранения, транспортирования и исполь-
зования;
5) обязательной сертификации;
6) основных потребительских свойствах.
Объектом рекомендуемых требований может быть информация о конкурент-
ных преимуществах, подтверждённых компетентными органами.
Важнейшей характеристикой качества продукции является новизна товара.
Новый товар удовлетворяет новые потребности человека или, по сравнению с за-
меняемым товаром, более полно удовлетворяет сложившиеся потребности. Пред-
приятие, выпускающее в течение пяти лет одну и ту же продукцию, теряет конку-
рентоспособность.
Перечисленные выше потребительские критерии качества продукции ограни-
чены ценой потребления. Более качественная продукция на рынке предполагает
33
более высокую цену, которую наш потребитель зачастую не в состоянии выдер-
жать.
Насыщенность рынка дешёвой низкокачественной, зачастую контрабандной
продукцией может вызвать скептицизм: в России ещё рано говорить об уровне
конкурентоспособности товаров, повышении её потребительских качеств.
Для такого пессимизма нет оснований. Конкурентоспособность товаров фор-
мируется на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Это этапы
производства, сбыта, сервиса. Рассмотрим в качестве примера один из последних
по этапности факторов конкурентоспособности товаров – сервисный, предпола-
гающий помощь в выборе товара.
Обнадеживающий фактор – за время экономической реформы сформирова-
лось новое поколение продавцов с новым мышлением, психологией, отношением
к потребителю.
Что мы имели в административной экономике? Фетишизм должности. Прода-
вец – важная фигура в административной дефицитной экономике. Имея доступ к
ограниченным для населения благам, он занимал особое положение в социальной
структуре. Невысокая зарплата компенсировалась за счёт дефицита товаров тене-
выми методами. Статусные тттттфакторы продавца также были значительными.
Эта модель разрушена рыночной экономикой. Выживает квалифицированный
продавец. Рынок завален относительно недорогими товарами. Реклама, связь с
общественностью, средствами массовой информации, требующие значительных
средств, – не всегда применимое средство повышения конкурентоспособности
товаров на российском рынке. Главной, ключевой фигурой в сбытовой сфере яв-
ляется продавец. Он выбирает индивидуальные методы работы с покупателем, он
помогает ему выбрать товар, он информирует его о качестве и надёжности товара.
В отличие от административной экономики идёт борьба за потребителя. Методы
работы продавца имеют в ней в настоящее время первостепенное значение. Доход
продавца зависит от его умения работать в рыночной экономике. Типичный про-
давец административной экономики в современных условиях не продаст ничего
или практически ничего.
За 10 – 15 лет экономических и социальных изменений сформировалось новое
поколение продавцов. Это в целом позитивный фактор, уведомляющий о борьбе за
конкурентоспособность товаров.
Продавца зачастую называют менеджером по продажам. Большинство спе-
циалистов по менеджменту категорически против такого названия: продавец не
менеджер, так как в его подчинении нет людей, он не руководит подчинёнными.
Но в квалификации продавца как менеджера есть и позитивный смысл. Не будем
вдаваться в тонкости дискуссии по этому поводу, отметим лишь то, что продавец
работает с людьми, а не только с товаром. Конкурентоспособность товара – это
искусство продавца работать с покупателем, а не только свойства товара.
В этом мы видим позитивный смысл формирования конкурентоспособности
товаров, услуг, который не даёт оснований быть пессимистом в определении кон-
курентоспособности товаров на российском рынке.
Всё позитивное имеет и издержки. А издержки таковы, что покупателю зачас-
тую надо противостоять рекламе товаров, спасаться от умелой настойчивости про-
давца во чтобы то ни стало продать свой товар.
Покупка ненужных товаров потребителем – вот минус умения и искусства
продавца. Покупатель должен это знать и уметь противостоять, защищаться от
34
агрессивной умелой торговли. На Западе выработаны рекомендации, как избавить
себя от ненужных покупок, что становится актуальным и для российского рынка.
Назрела необходимость в
повышении потребительской
Повышение уровня жизни людей делает более значимым качество продукции. По-
ка это ещё дальняя перспектива. Но даже на этапе становления рыночного хозяй-
ства в Российской Федерации уже актуален вопрос об уровне конкурентоспособ-
ности товаров и услуг, о чём свидетельствуют конкурсы на соискание премии пра-
вительства РФ в области качества, программы-конкурсы «100 лучших товаров
России», «Российская марка», «Всероссийская марка (III тысячелетие)», а также
другие конкурсы качества товаров и услуг.
Н.И. Корзенко
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Телефон .бытовая техника(телики холодильники компы(не представляется жизнь)
Информация о работе Конкурентоспособность товаров и потребительская культура