Концептуальные основы стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:55, реферат

Описание работы

Понятие стратегия, как известно, очень древнее и происходит оно от греч. strategia. Оно поначалу представляло собой часть военного искусства и охватывало вопросы подготовки и ведения войн, искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

Работа содержит 1 файл

Концептуальные основы стратегического менеджмента.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Институт  туризма и гостеприимства (г. Москва) Филиал 
 

Реферат

по дисциплине: «стратегический менеджмент» 
 

Тема: «Концептуальные основы стратегического менеджмента» 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                     Солдатенкова Евгения Алексеевна

Группа:                                                                  М4-2

Проверил:                                                    
 
 
 
 
 
 

Москва

Концептуальные  основы стратегического  менеджмента

     Понятие стратегия, как известно, очень древнее и происходит оно от греч. strategia. Оно поначалу представляло собой часть военного искусства и охватывало вопросы подготовки и ведения войн, искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.

     Однако  использование понятия стратегии  не является исключительной прерогативой древних греков. В Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н.э. уже была написана книга под названием "Искусство стратегии". Споры по поводу того, кому приписывать авторство - одному человеку или же это так называемое народное творчество - продолжаются по сей день.

     Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями  начали прослеживаться еще в 20-30-х  годах ХХ столетия, Но понятие стратегии вошло в лексикон менеджмента лишь в 50-е годы, когда реакция компаний и фирм на неожиданные изменения во внешней рыночной среде приобрела исключительно важное значение.

     Многие  авторы пытались сформулировать определение  понятия "стратегия":

     «Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач компании и выработка направления действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» (Chandler, 1962).

     «Стратегия компании – это поиск соответствия между внутренними возможностями компании и внешней средой» (Кау, 1999).

     Современные исследователи в общем определении понятия «стратегия» сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции.

     Стратегия - это искусство руководства, общий план ведения работы.

     Стратегия – обобщенная модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения поставленных целей.

     Стратегия - определенная программа действий, разработанная руководством для успешного функционирования организации.

     В литературе существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

     Во  втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование, в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

     Историки  бизнеса обычно выделяют четыре этапа  в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.  

     1. Бюджетирование. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно составляли планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели.

     Особенностью  бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в  этом случае рассматривается как  закрытая система.

     2. Долгосрочное планирование. В 1950-х – начале 1960-х годов характерными условиями работы компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков и относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства.

     Эти факторы создали условия для развития долгосрочного планирования.

     Основу  метода составляют прогнозы работы фирмы  на несколько лет вперед. При этом долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в  прошлом тенденций развития фирмы. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, создающих препятствие росту фирмы.

     Этот  подход, более известный у нас  как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской  экономикой.

     3. Стратегическое планирование. В  конце 1960-х годов по мере  нарастания кризисных явлений  и усиления международной конкуренции  прогнозы на основе экстраполяции  стали расходиться с реальными  цифрами. Для преодоления наметившихся  недостатков стала развиваться концепция стратегического планирования. В ее основе лежит анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

     4. Стратегический менеджмент. К 1990-м  годам большинство корпораций  по всему миру начали переход  от стратегического планирования  к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

     В настоящее время выделяются два  направления развития стратегического  менеджмента. Первое «регулярное стратегическое управление» – состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.

     Второе  направление развития стратегического  управления называют «стратегическим  управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении настолько непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. Организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления.

     Среди объектов стратегического менеджмента  выделяют три группы:

    • Организация, как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений.
    • Структурное подразделение – это направление деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов.
    • Функциональная зона организации – это сфера деятельности, представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций.
 

     Предметом стратегического планирования и  управления являются:

      1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями организации.
      2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации.
      3. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами.
 

     Стратегический  менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

    • Анализ внешней и внутренней среды фирмы;
    • Определение миссии фирмы и ее целей;
    • Разделение общей цели на подцели;
    • Определение средств достижение этих целей;
    • Выбор стратегии;
    • Реализацию стратегии, направленной на достижение целей;
    • Оценка и контроль выполнения стратегии.
 

     Анализ  среды - считается исходным этапом процесса стратегического управления, так  как он обеспечивает основу для определения  миссии и целей организации и выработки стратегии. Внешнее окружение - набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение - набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

     Формирование  стратегии - определение миссии и  целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии - процесс определения  миссии и целей организации, а  также выбора стратегии достижения этих целей.

     Реализация  стратегии - процесс, в котором стратегия  преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и  процедур, а также это - процесс  проведения стратегических изменений  в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

     Оценка  и контроль реализации стратегии - обеспечивает устойчивую обратную связь между  реализацией стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы.

Информация о работе Концептуальные основы стратегического менеджмента