Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:04, контрольная работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством подразумевается либо индивид или группа, либо процесс. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора.
Введение 2
Основы лидерства 3
Сущность и отношение лидерства 3
Природа лидерства 4
Работа с «трудным» руководителем 5
Заменители лидерства 7
Концепции лидерства 8
2.1 Теория лидерских качеств 8
2.2 Поведенческое лидерство 9
2.3 Ситуационное лидерство 10
3. Власть и лидерство 12
3.1 «Лидерство и власть» 12
3.2 Власть и каналы власти в организации 12
3.3 Что такое влияние и подчинение 13
3.4 Принятие решение 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Интеллектуальные качества: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, чувство юмора.
Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность; организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, гибкость, инициативность, ответственность, рискованность.
2.2 Поведенческое лидерство
Активная разработка концепции лидерского поведения началась накануне Второй мировой войны и продолжается до настоящего времени. Общим с концепций лидерских качеств было то, что опять начался поиск единственно верного пути лидерского поведения.
Преобладающий стиль руководства лидера основан на сравнении эффективности достижения результатов группой при использовании различных стилей руководства лидером. Выявлено, что авторитарный стиль более эффективен для групп рабочих, полицейских, пожарных; демократический стиль – для творческих работников НИИ, вузов; либеральный – для групп с высокой потребностью участия в принятии решений.
Сосредоточенность лидера на работе или человеке исходит из ориентации руководителя на работу(достижение конечного результата) или на человека(создание человеческих отношений). Автором подхода считается Д.Мак Грегор с его знаменитыми теориями «Х» и «Y».
Согласно теории «Х», идеальным руководителем является автократ, сосредоточенный на работе, выдающий четкие задания группе, осуществляющий строгий контроль за действиями подчиненных, оказывающий психологическое давление на членов группы.
В соответствии с теорией «Y» идеальным является демократический руководитель, хорошо применяющий теорию человеческих отношений, главное внимание которого сосредоточено на человеке.
Стили лидерства – подход основан на классификации стилей лидерства в зависимости от доверия лидера к своим подчиненным и его уверенности в них, степени влияния лидера на подчиненных и характера взаимодействия с ними.
Лидерское поведение на основе вознаграждения и наказания. Выделяют четыре типа поведения лидера в зависимости от применения мер вознаграждения и наказания. Первые два типа используют преимущественно методы морального и материального наказания за несвоевременное выполнение заданий и их низкое качество. Третий и четвертый – ориентированы в основном на вознаграждение подчиненных за достигнутые результаты и высокое качество труда. Выбор того или иного типа зависит от стиля руководства лидера и состава группы подчиненных.
Концепция лидерского поведения привлекает внимание руководителей своей простотой, поскольку имеется прямая связь стиля руководства или целевой ориентации лидера на социальную группу последователей. Однако концепция лидерского поведения не даёт гибких решений в случае резкого изменения ситуации в группе. Это послужило основой разработки концепции ситуационного лидерства.
2.3 Ситуационное лидерство
Главной
идей ситуационного подхода было
предположение, что лидерское поведение
должно быть разным в различных ситуациях.
Ситуационный подход к изучению лидерства
исследует взаимодействие различных
ситуационных переменных для того,
чтобы обнаружить причинно-следственную
связь в отношениях лидерства. Наибольшую
известность получили следующие
концепции ситуационного
3. Власть и лидерство
3.1 «Лидерство и власть»
Понятие «лидерство» и «власть» позволяют лучше осознать особенности межличностных отношений внутри организации.
В основе межличностных отношений лежит функция взаимозависимости – чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. В центре всех этих отношений лежит понятие «сила».
Любая организация использует четыре вида силы: ресурсов, положения, личности, знаний или специалиста. Источником возникновения первых двух сил является должность, а двух последних – личностные характеристики. Для того, чтобы быть эффективным, уважаемым руководителем, желательно сочетать силы из этих двух групп.
Власть
пронизывает всю жизнь
Чтобы стать хорошим лидером, руководитель должен знать свою силу с точки зрения всей организации, которая может отличаться от силы руководителя в группе, и должен уметь использовать свое влияние.
3.2 Власть и каналы власти в организации
Анализ существа власти и её влияния на людей имеет большое значение для понимания работы организации. Каждое действие в организации связано с проявлением власти. Надо иметь в виду, что властью пользуются как руководители, так и исполнители. Власть - важнейшая составляющая деятельности организации. Властью манипулируют, используют её как во благо, так и во зло.
Власть можно определить как деятельность по собственному усмотрению.
Власть существует и проявляется через определенную систему коммуникаций, которая называется каналами власти. Рассмотрим их более подробно.
Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.
Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящего над ним. От этого сила власти приобретает синергический эффект.
3.3 Что такое влияние и подчинение
Процесс влияния группы на индивида является одним из самых изучаемых в социальных науках.
Влияние – это процесс, при котором поведение или характеристики одних людей воздействуют на поведение или характеристики других. Оно существует во всех способах человеческого общения и взаимодействия.
Поведение – это изменение поведения в результате реального или воображаемого давления на индивида со стороны окружения. Существует негативная интерпретация слова «подчинение», предполагающая потерю индивидуальности, самоуважения или слабость характера. Поскольку общество ценит индивидуализм, самоуважение, силу характера, немногие хотят выглядеть марионетками, зависящими от прихотей других.
3.4 Принятие решений
Решение является основным продуктом труда руководителя. От качества решения зависит последующие действия на конечный результат деятельности организации. По большому счету на качество решений влияют две группы факторов. Первая группа – это личностный аспект проблемы, т.е. человек с его пониманиями, и вторая группа – технологический аспект – человек, с его умениями.
Личностный аспект включает в себя ряд составляющих. Во-первых, это понимание того, как происходит процесс принятия решения. Во-вторых, это влияние культурных традиций. Так, в Японии решения в сфере управления носят преимущественно коллегиальный характер. В ходе длительного обсуждения группа стремится к консенсусу.
Заключение
Таким образом, исходя, из нашей темы можно сделать следующие выводы, придя к заключительному этапу моей работы. И так:
Список используемой литературы